Диссертация (Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ), страница 29
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ". PDF-файл из архива "Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 29 страницы из PDF
Объективным причинам, отводится вспомогательнаяроль - они интенсифицируют преступления, не порождая их.5. Подход ислама к практике противодействия преступности базируется наегопредставленииопричинахпреступности.Наиболееэффективнойпрофилактикой противоправного поведения шариат считает формированиедуховности верующего.
Согласно такому подходу, человек с крепкой верой неспособен пойти на преступление. Однако вера в исламском понимании неограничивается внутренним восприятием догматов. Для того чтобы она былаполноценной необходимо ее сочетание с добродетелью и нравственностью.Объявляя человека своим наместником на Земле, Аллах возлагает на негоответственность за вверенное ему хозяйство. В любых, даже в самых сложныхситуациях действия мусульманина должны быть направлены на сохранениепорядка, установленного Аллахом в мире.6. Наказание в соответствии с мусульманским правовым учениемпонимается как земная мера ответственности, защищающая основные ценностиисламского общества и выражающаяся в ограничении или лишении прав и свободчеловека.
С учетом тесной взаимосвязи наказания с преступлением для болееэффективноговоздействиянаказаниянанарушителейобщепризнанныхобщественных норм необходимо восприятие законодателями преступления сучетом его социальных свойств, не ограничиваясь узко-правовым пониманием.Необходимо свести к минимуму случаи, когда общественная мораль и право поразному оценивают одни и те поступки.7. Большинство из существующих на сегодняшний день теорий наказанияоправдывают наказание необходимостью достижения одной или нескольких147целей, которые они ставят перед ним. От выбора цели зависит конкретноесодержание и форма наказания.
На сегодняшний день как светское право, так ишариат в качестве основных выделяют следующие цели: предупреждение,исправление и восстановление социальной справедливости.Анализ коранических и хадисных текстов показывает, что цель исправлениявиновного занимает в шариате приоритетное положение. Доказательством этомуслужит сведение к минимуму случаев применения смертной казни. Данный виднаказания предусмотрен только за четыре вида преступления.
Особенностьшариатского понимания цели исправления заключается, во-первых, в том, что онопонимается как раскаяние виновного перед Аллахом в совершенных грехах. Вовторых, религиозный характер исправления проявляется в том, что оно считаетсядостижимым даже в случае применения смертной казни, не говоря про остальныевиды наказания.
Цель считается достигнутой, если приговоренный к смерти поприговору суда раскается в содеянном до исполнения наказания. Таким образом,преступления и наказания в шариате обладают своими специфическимиособенностями и чертами, обусловленными традициями и укладом жизнимусульман.8.
С сожалением приходится признавать, что в последние десятилетиянекоторые исламские концепции искажаются террористами и экстремистами дляоправдания своей деятельности. Захваты заложников, убийство женщин и детей,взрывы домой, угоны самолетов объявляются джихадом, а нечеловеческие пыткии убийства (сожжение заживо пленного иорданского пилота) – исполнениемшариатских наказаний. Данные акты не имеют никакого отношения к исламу.Более того они попытками легитимизировать свои действия апелляциями кКорану и Сунне способствуют дискредитации ислама в глазах немусульман. В тоже время ясно, что одними утверждениями о несовместимости ислама итерроризма,проблемуиспользованиепоследнеготеррористаминерешить.различныхПринимаяисламскихвовниманиеконцепцийдляидеологического обоснования своей деятельности мы считаем, что невозможно148эффективно решить проблему терроризма без противопоставления им идейнойальтернативы также сформулированной на базе исламе.Данная задача невыполнима без осознания цивилизационной и культурнойуникальности ислама.
Практика поддержания ислама в религиозно-культовойсфере с одновременным ограничением его политико-правовой роли, как угрозыконституционному строю страны демонстрирует свою неэффективность. На нашвзгляд более эффективным будет не вытеснение ислама из сферы политики иправа, а способствование выработке такой исламской политической теории, врамках которой интересы религии и государства не будут противопоставляться.В рамках исламской культуры сформировались разнообразные правовые иполитические концепции, которые основываются на таких началах, каклояльность государству, сохранение стабильности, стремление к компромиссу,устранениевреда,совещательность,умеренность,постепенностьидр.Использование в мусульманских регионах России тех из концепций, которые непротиворечат конституции и согласуются со светским характером государствабудет способствовать не только лишению террористов иэкстремистовидеологической базы, но и обращению ислама против них самих.Изучение наследия ислама в политико-правовой сфере поможет более глубокомупониманию причин и истоков религиозного терроризма и экстремизма, исоответственно выбору наиболее адекватных форм и методов противодействияим.149Словарь терминовАдалат – отдаление от больших грехов и непостоянство в совершениималых грехов.Адат – обычное право у кавказских горцев, основанное на местныхобычаях.Акида – вероубеждениеАмир – официальный титул главы мусульманской общины, первоначальноассоциировался с военным управлением.Ахлак – этикаАят – наименьший выделяемый отрывок коранического текста, «стих»Корана.Баги – мятежники, вооруженная группа мусульман, выступивших противлегитимного правителя с целью его свержения, обосновывающих свою позициюрелигиозными доводами, даже если и слабыми.Гасб – открытое хищение чужого имущества с применением силы.Гайру жафият – не полостные увечья и повреждения в области любыхчастей тела, кроме лица и головы.Дийа – выплата виновным в причинении смерти или увечий определенногошариатом размера имущества в пользу потерпевшего или его наследников.Дин – религия, совокупность религиозных обязанностей мусульманина.Жарима – преступление.Жафият – полостные увечья и повреждения в области любых частей тела,кроме лица и головыЗакят – обязательная ежегодная выплата части имущества в пользунуждающихся мусульман.Заннийат ад-далала – предписания, допускающие несколько толкований150Зимми–немусулманин,постояннопроживающийнатерриториимусульманского государства в соответствии с договором о защите.Зина – прелюбодеяние.Ибадат – поклонениеИджма – согласие, единодушное мнение авторитетных мусульманскихученых, достигших уровня ижтихада по обсуждаемому вопросу.Иджтихад - способность и право компетентного законоведа-факихасамостоятельно решать спорные теологические и юридические проблемы наоснове Корана и сунны, руководствуясь методами фикха.Исм – грех.Иснад – цепочка ссылок на рассказчиков преданий о пророке Мухаммаде.Кади – мусульманский судья.Казф – ложное обвинение в прелюбодеянии.Катий-ат ад-далала - конкретные предписания, не допускающие иноготолкования.Кафир - немусульманин.Каффара – религиозное искупление.Кисас - возмездие в виде смертной казни за умышленное убийство инаказание по талиону за телесные повреждения.Кияс – согласование схематической модели решаемого вопроса с модельюуже решенного и выведение решения по его примеруКоран – священное писание мусульман.Лиан – это процедура, используемая для расторжения брака, в случаеобвинения мужем своей супруги в неверности.Мазхаб – богословско-правовая школа, толк.Мандуб – действия и поступки, не являющиеся предписанными илиобязательными, но совершение которых высоко оценивается окружающими.Матн –текст хадиса.Масийа – грех.Миллат – религия, религиозная община.151Муахид – немусульманин, являющийся гражданином немусульманскогогосударства, заключивший с мусульманским государством договор о мире.Муджтахид – ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельныерешения по важным вопросам фикха на основе Корана и Сунны.Муртад – вероотступник.Мустамин–немусульманин,проживающийвнемусульманскомгосударстве, получивший временную защиту мусульманского государства, илиотдельного мусульманина, как при въезде в мусульманское государство.Мустахаб – синоним мандуб.Муфтий – знаток шариата, дающий разъяснение его основным положениями принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения(фатвы), основываясь на принципах шариата и прецедентах.Нафс – душа.Намаз – обязательная пятикратная молитва.Сунна – священное предание ислама, изречение и деяния пророкаМухаммада.Сунниты – последователи наиболее многочисленного направления висламе.Сура – часть Корана, состоящая из нескольких аятов.Тазир – назидательное наказание за нарушение общественного порядка, атакже само правонарушение, в отношении которого оно назначается.Таклид – следование авторитету ученого-богослова, принадлежащего ккакой-либо правовой школе, в разработке частных вопросов мусульманскогоправа (фикха).Тафсир – комментарий, толкование Корана.Укуба – наказание.Улемы–признанныеиавторитетныепрактических сторон ислама.Умма – община мусульман.Урф – обычное право в арабских странах.знатокитеоретическихи152Факих – специалист в области фикха.Фетва – шариатское заключение, выносимое муфтием по религиозноправовым проблемам в ответ на обращение со стороны государственных органов,частных организаций или отдельных лиц.Фикх – научное направление, занимающееся разработкой канонов ипрактических положений на основе Священного Писания и Сунны.Фитра – первоначальная природа человека.Хадд –правонарушение, наказываемое шариатом строгой неизменяемойсанкцией, а также само наказание за данное преступление.Хадис – высказывания и деяния пророка Мухаммада, записанные егопоследователями и составляющие Сунну.Хадж – паломничество.Хаким – человек, способный быть арбитром в решении правовых вопросовна основе Корана, практики шариатских судов и личной мудрости.Халиф – глава мусульманской общины.Халифат – институт власти, характерный для суннитского ислама,означающий сосредоточение светской и религиозной власти над общиной в рукаххалифа.Хамр – вино.Ханафиты или ханбалитский мазхаб – последователи религиозно-правовойшкол, основанной Абу Ханифой.Ханбалиты или ханбалитский мазхаб – одна из четырех общепризнанныхсуннитских богословско-правовых школ в исламе, основанная Ахмадом ибнХанбал.Харби–немусульманин,неотносящийсяникоднойизвышеперечисленных категорий.Хатиа – грех.Хираба – насильственный захват имущества путника, его убийство илиустрашение в безлюдном месте.Хирз – хранилище, куда у посторонних нет свободного доступа.153Худуд – мн.