Диссертация (Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества), страница 15
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества". PDF-файл из архива "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 15 страницы из PDF
от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. всилу с 01.01.2016).1См.: Громыко А. Русский мир: понятие, принципы, ценности, структура // Смыслы иценностиРусскогоМира,2010,Электронныйресурс:http://russkiymir.ru/events/docs/СмыслыиценностиРусскогомира202010.pdfДатаобращения: 08.04.2016 г. С. 202См.: Тишков В.А. Русский мир: смыслы и ценности // Смыслы и ценности РусскогоМира,2010,Электронныйресурс:http://russkiymir.ru/events/docs/СмыслыиценностиРусскогомира202010.pdf Дата обращения: 08.04.2016 г. С. 763Тишков В.А. Русский мир: смысл и стратегии // Стратегия России №7, 2007 Электронныйресурс:http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?archive=1185275035&id=1185274651&start_from=&subaction=showfull&ucat=14 Дата обращения: 08.04.2016 г.68этого конструкта можно считать реакцией на проведение первого этапаработы с соотечественниками за рубежом, в ходе которого стало ясно, что невсе из них расположены к России и русской культуре, заинтересованы винтеграции в рамках Русского мира.Рядом учёных также отмечается, что Русский мир представляет собойколлективную идентичность, основанную на общей ментальности иисторическойпамятиданногосообщества.Последняяформируетсимволическое пространство общности, границы которого маркируютсясмыслами, нормами и эмоциями.
С помощью этих маркеров определяются«свои» и «чужие» 1.Существует мнение, что ещё одним связующим компонентом Русскогомира также является религия (в первую очередь, православие).С нашей точки зрения, выделение православия в качестве общегоэлемента всего Русского мира сужает его границы, а также исключает из егочленов, например, представителей неправославных народов, историческипроживающих на территории России (например, татар, чеченцев и др.),которые могут включать себя в данную общность на основании общего языкаи культуры.Выделение православия в качестве одного из основных элементовтакже исключает из членов Русского мира всех неправославных жителей нетолько Российской Федерации, но и стран постсоветского пространства,которые имеют тесные исторические связи с Россией и Русским миром,оставляя в нём практически только этнических русских и «братские» имправославные народы.Представляется, что такое понимание Русского мира противоречит иего современному состоянию, когда религиозная самоидентификацияутратила свою государственную и территориальную значимость.
Исходя же1Васильев А.Г. Культурная память/забвение и национальная идентичность: теоретическиеоснования анализа // Культурная память в контексте формирования национальнойидентичности России: Коллективная монография / Новый институт культурологии; отв.Ред. Н.А. Кочеляева. М.: Совпадение, 2015. С. 29-5769из понимания Русского мира как надэтнического и надгосударственногообъединения,думается,чтоэлементыправославнойкультурыимировоззрения становятся базовыми на уровне общечеловеческих ценностейи теряют свою привязку к конкретной религии.
Таким образом, православиеявлялось определяющим конструктом Русского мира в процессе егоформирования и исторического развития, но на современном этапе Русскиймир стал шире исключительно православного сообщества.Итак,можноконстатировать,чтоРусскиймирявляетсяполикомпонентным явлением, выделение конструктов которого происходилов ходе его развития.Анализ частотности выделения каждого из основных конструктовРусского мира в научных исследованиях представлен на Рисунке 1 (всего 76исследований 49 авторов).Рисунок 1. Соотношение частотности выделения конструктов Русскогомира в научных исследованиях.Таким образом, общепринятыми конструктами Русского мира в данномисследовании мы будем считать русский язык, русскую культуру илояльность к данной общности. Общая историческая память, религия иментальность будут рассматриваться нами в качестве дополнительныхвозможных, но не обязательных конструктов Русского мира.70Для характеристики сущности Русского мира значимо выявление кругаегосубъектов.ЕслипониматьРусскиймиркактрансграничнуюнаднациональную общность, то единственной возможной для него границейстановится ареал проживания его представителей.Отправной точкой определения представителей данной общностиможно считать Россию как исторической центр её формирования.
В данномконтексте возможно две точки зрения:1. Все россияне являются представителями Русского мира.2. К Русскому миру относятся только этнически русские люди.Наибольшей популярностью в научном дискурсе пользуется перваяточка зрения, традиционно в Русский мир включается вся Россия как единоесоциокультурное пространство (В.Я. Гефтер, В.Л. Цимбурский).В ряде концепций прослеживается возникновение узкого пониманияРусского мира. В них субъектами данного сообщества, к примеру, являютсятолько православные люди (концепция РПЦ) и т.д.Расширении круга потенциальных представителей Русского мирареализуется по трём основным направлениям:1.Включение в Русский мир русского зарубежья, русской диаспоры(П.Г. Щедровицкий, Е.В. Островский и др.).2.Интеграция России и стран бывшего Советского Союза, т.е.
СНГ(С.Н. Градировский, Б.В. Межуев).3.ОбъединениеРоссиисославянскимистранами(В.В.Ксенофонтов, В.Ю. Даренский).В исследованиях Русского мира второго этапа также констатируетсядальнейшее расширение круга потенциальных представителей Русскогомира: наблюдается или включение в него нескольких групп, например,граждан СНГ и соотечественников за рубежом (В.А. Никонов, В.А. Тишков идр.), или же добавление к кругу его представителей зарубежныхисследователей русского языка и преподавателей-русистов (В.А. Никонов),71всех людей, говорящих по-русски (Ю.Л. Громыко), или всех, кого привлекаетрусская культура (А.П.
Козырев, М. Ларуэль).Соотношение точек зрения исследователей по вопросу о субъектахРусского мира, выявленное в результате проведённого нами анализа 76научных исследований 49 авторов, представлены на Рисунке 2.Рисунок 2. Субъекты Русского мира с точки зрения его исследователей.Результаты анализа демонстрируют превалирующее представлениеисследователей о Русском мире как России совместно с русской диаспорой,которое декларировалось ещё в первоначальной его концепции.
Однако, снашей точки зрения, важной в контексте создания адекватного образаРусского мира в мировом сообществе является тенденция к расширению еготрактовки, в том числе, за счёт включения в него новых субъектов: всехлюдей, говорящих по-русски и всех, интересующихся русской культурой, наоснове их лояльности и самоидентификации.Учитывая результаты анализа работ, посвященных Русскому миру, aтакже современные геополитические и социокультурные условия, в рамкахданного исследования мы будем придерживаться следующего пониманияРусского мира:721.Русскиймирпредставляетсобой,впервуюочередь,социокультурную, а не геополитическую общность, задачей которойявляется объединение людей на основании общих ценностей и стремлений.2.
Русский мир способен объединить всех людей, интересующихсярусской культурой 1 и, в том числе, русским языком, и лояльных к России.Под лояльностью нами понимается наличие корректного благожелательногоотношения к Русскому миру, его традициям и ценностям. В этом смысленами объединяются позиции геоэкономического, геополитического игеокультурного подходов.4. Объединение Русского мира возможно только на основании общейрусской идеи, основанной на любви и лояльности к нему, и включающей всебятрадиционныенравственныеимировоззренческиеценности,прививаемые воспитанием, а также веру в будущие совместные достижения,основанные на честном труде.5. Русский мир не имеет жёстких территориальных границ ихарактеризуется пластичностью и динамичностью. Под пластичностью намипонимается способность Русского мира адаптироваться к изменениямгеополитической и социокультурной среды для реализации целостногоподхода при решении конкретных задач для достижения глобальных целей 2.6.
Задачей Русского мира как социокультурной общности являетсясоздание адекватного образа России в мировом сообществе с помощьютрансляции ценностей русской культуры, т.е. в качестве инструмента«мягкой силы» Российской Федерации.Под культурой нами понимаются «такие области человеческой практики как наука,образование, экономика, философия искусство, литература, политика» (Астафьева О.Н.Культурная Политика: Теоретические аспекты и практика реализации // Современнаянаука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2013.№ 1-2.С.