Диссертация (Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества), страница 17
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества". PDF-файл из архива "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 17 страницы из PDF
Межуев Б.В. Русский мир как объект геокультурного проектирования/Русскийархипелаг,2003.Электронныйресурс:http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/histori2003/gradirovsky-russmir/ Дата обращения:20.08.2016 г.4Сухова Т. Русский мир: смыслы и ценности // Смыслы и ценности Русского Мира, 2010,Электронныйресурс:http://russkiymir.ru/events/docs/СмыслыиценностиРусскогомира202010.pdf Дата обращения: 08.04.2016 г. С.
104180принимать в русский язык иностранные слова, но и превращать их в русскиеслова (открытость языка)1.Помимо этого, вкладом Русского мира должны стать моральные (такиеэтические категории, как долг, честь, служение, милосердие и т.д.) имировоззренческие ценности (свобода, справедливость и др.), присущиерусским2.Для сохранения и поддержки Русского мира, его дальнейшегоразвития, его интеграции в глобальное пространство важно пониманиесуществующего его образа, сложившегося в мировом сообществе подвлиянием существующих произведений русской культуры.ГоворяобобразеРусскогомиранеобходимоучитыватьегомногосторонность:1. Внутренний и внешний образ Русского мира.
Под внутреннимобразом понимается мнение о Русском мире его представителей (носителейрусской культуры), под внешним – мнение о нём представителей иныхкультур.2. Индивидуальные и групповые характеристики Русского мира. Вкачестве индивидуальных характеристик, приписываемых ему отдельнымилюдьми, могут рассматриваться образы России, формируемые отдельнымиавторами, художниками и индивидуумами.
На основании создаваемыхиндивидуумамиобразовсоздаютсяобразыгрупповые,вкоторыевключаются только общие для всех группы конструкты. Также наформированиегрупповыхобразовоказываютсущественноевлияниеотдельные группы, к примеру, поэты, журналисты и т.д.3. Художественная и нехудожественная составляющая образа. Содной стороны, художественный образ Русского мира является болееСм.: Кагарлицкий Б. Русский мир: смыслы и ценности // Смыслы и ценности РусскогоМира,2010,Электронныйресурс:http://russkiymir.ru/events/docs/СмыслыиценностиРусскогомира202010.pdf Дата обращения: 08.04.2016 г. – С.
992См.: Сухова Т. Русский мир: смыслы и ценности // Смыслы и ценности Русского Мира,2010,Электронныйресурс:http://russkiymir.ru/events/docs/СмыслыиценностиРусскогомира202010.pdf Дата обращения: 08.04.2016 г. – С. 105181устойчивым во времени, формируется и развивается по собственнымзаконам. С другой же стороны, это приводит к его меньшей вариативности ивысокой консервативности, в связи с чем он может значительно отличатьсяот образа Русского мира, формируемого нехудожественными средствами всознании людей.В рамках данного исследования, оптимальным представляется учёттакого образа Русского мира, в котором соблюдён баланс междухудожественностью и нехудожественностью, традицией и современностью,внешними и внутренними позициями, а также содержащий только общие длявсей группы конструкты.При этом следует развести два понятия: «образ» и «имидж».
Во многихсовременных исследованиях данные понятия применительно к странам,организациям, общностям или отдельным людям используются в качествесинонимов,однаковбольшинствеслучаевэтопредставляетсянерелевантным. Для адекватного понимания и характеристики образаРусского мира необходимо понимание их взаимосвязи и особенностей.Представляется важным комплексное культурологическое пониманиесущности образа, как в его духовно-культурной, так и политическойплоскости.Под образом в философскомзнании традиционно понимаетсярезультат познавательной деятельности субъекта. Так, Н.А.
Бердяевутверждал, что ключевая особенность образа заключается в том, что, являясьсубъективным (идеальным) и не существуя сам по себе вне отношения квещи, он при этом является объективным по своему содержанию в тойстепени, в которой он точно отражает данную вещь. Помимо этого образ неможет включать в себя все её свойства: оригинал всегда богаче копии1.При этом вторичность образа по отношению к своему объекту непротиворечит тому, что он трансформируется в активной деятельностисубъекта, направленной на обеспечение максимальной адекватности образа,1Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря.
М.: Республика, 1995. С. 250.82которая, несмотря на это, всегда характеризуется неполнотой 1. После своеговозникновения образ приобретает относительную самостоятельность иполучает способность регулировать поведение людей2.В гносеологическом дискурсе в качестве главной черты образавыделяется репрезентация идеального совместно с нравственно-этическими исоциально-культурными ценностями и с оценочными суждениями. В этомслучае, образ, представляя собой синтез наглядности и абстракции, являетсярезультатом продуктивной деятельности воображения, включая в себясемиотическо-языковые средства выражения (визуальные знаки, условныезнаки-символы современной науки).В психологии же образ понимается как непосредственное илиопосредованное отражение реальности в форме целостной невербальнойструктуры.Современные исследования все чаще говорят об образе применительноне только к предметам или отдельным людям, но и к странам и общностям.Вопросы создания образа страны являются наиболее актуальными и дляописания образа Русского мира, который, по мнению ряда исследователей,представляет собой не только особую социокультурную общность, но иновый тип государственности.Образ страны описывается в рамках межпредметного подхода иопределяется как устойчивый и диверсифицированный образ, стремящийся кусложнению своей структуры и усилению степеней взаимосвязанности своихосновных элементов.
По своей структуре он напоминает матрёшку(центральныйобразокруженрядомподдерживающихобразов)3.Применительно к Русскому миру центральным образом можно считать образФилософская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В. Константинова. 1960—1970.2Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.3Замятин Д.Н. Образ страны: структура и динамика // Общественные науки исовременность, 2000, №1, с. 107-112.183России как его исторического центра, а в качестве поддерживающего образавыступает образ Русского зарубежья.В качестве образа страны или, в нашем случае, Русского мира могутвыступать, к примеру, природные или культурные зоны, играющие наиболеезначимую роль в образно-символическом сознании русских. Так, в русскойпоэзии Урал традиционно рассматривается как символ российской мощи, аСибирь – как символ неосвоенности и дикости России (особенно при взглядена Россию извне)1.
Также образ страны включает в себя этнический образнаселяющего её народа (народов)2.Именно применительно к образу страны термины «образ» и «имидж»чаще всего используются в качестве синонимов. Степень допустимостиподобного употребления определим, проанализировав сущность понятия«имидж».Пришедшее из английского языка и обозначающее на языке оригинала«образ», понятие «имидж» в России используется рядом наук, в частности,акмеологией,маркетингом,педагогикой,политологией,практическойпсихологией, социологией и физиогномикой. Под имиджем понимаетсятакой образ объекта, по отношению к которому в сознании людей возникаетоценочное мнение3. Следовательно, имидж создается с целью формированияв массовом сознании определённого отношения к объекту.Имиджпонимаетсявконтекстегуманитарныхтехнологий,направленных на создание, образование, обработку или же изменение правили рамок взаимодействия людей согласно вызовам изменяющейся среды 4.1Лавренова О.А.
Географическое пространство в русской поэзии XVIII-начала XX ив.(геокультурный аспект) / Под ред. Ю.А. Веденина. М., 1998., С. 58.2Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М., 1998, С. 119-122.3Панкрухин А.П., Игнатьев А.Ю. Имидж страны: смена парадигмы. Взгляды из Канады,России, Великобритании и Латвии // Корпоративная имиджеология. 2008. № 02 (03). С. 8–15.4Островский Е.В., Щедровицкий П.Г. Россия: страна, которой не было [Электронныйресурс] / Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира», 1999.
URL:http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-possia-no/ (дата обращения:20.08.2018).84Имидж отличается своей доминантностью (существенный объеминформации о реальном объекте описывается с помощью ограниченногонаборасимволов),сфокусированностьюнауникальностиобъекта,конкретностью и одновременно изменчивостью (постоянно корректируется,адаптируется к требованиям ситуации, к ожиданиям аудитории, в то времякак характеристики образа более устойчивы1); наличием «обратной связи»(сообщения порождаются с учетом ожидаемой реакции целевых групп),идеализацией объекта (в то время как характеристики образа соответствуютобъективным показателям 2), консолидацией представлений аудитории иреальных характеристик объекта3.В свою очередь, имидж страны считается комплексом объективныхвзаимосвязанных качеств государства (экономических, географических,национальных,культурныхит.д.),врезультатевзаимодействиясоставляющих которой определяются тенденции социально-экономических,общественно-политических,национально-конфессиональныхидругихпроцессов страны.
Посредством имиджа определяется репутация страны всознании мировой общественности 4.Как следует из вышесказанного, имидж отражает представлениясоциума, не всегда совпадающие с объективными характеристиками страныили общности, что приводит к искажению её образа, рассматривающемусяотдельнымиисследователямивкачествекризисанациональнойидентичности 5.Помимо этого, облик и репутация государства или общности зачастуюосновываетсянаэлементахмифа,формирующихстереотипыоКиселев И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамкахконструктивистской парадигмы // www.elitarium.ru.
2007 . 2007. Апрель, 8.2Там же.3Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели //Медиаскоп. [Электронный ресурс] №2. 2008. – URL: http://mediascope.ru/node/252 (датаобращения: 26.08.2017).4Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005. 551 с., С. 371.5Чернышов Ю.Г.
Имидж России и проблемы интеграции на постсоветском пространстве /Материалы конференции «Стратегии политического развития России». 2004. Февраль 5-6.185доминирующем на данной территории этносе и его культуре. Стереотипы,как правило, наносят существенный ущерб имиджу страны. Применительно кРоссии и Русскому миру такими стереотипами являются водка, медведи,балалайка, бесконечная холодная зима и т.д.Подводя итог, резюмируем, что понятия «образ» и «имидж» нельзярассматривать в качестве синонимов. Сравнительная характеристика данныхпонятий представлена в Таблице 4.Таблица 4.