Диссертация (Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества), страница 16
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества". PDF-файл из архива "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
22-29).2См.: Козловцева Н. А. Стратегия перехода от концепции «Русский язык для всех» кконцепции «Русский язык для каждого // Сборник материалов Культурного форумарегионов России (Якутск – Москва, 25 сентября 2015 года): «Гражданская солидарность вреализации государственной культурной политики: взаимодействие власти, общества ибизнеса» (составители О.Н. Астафьева, О.В. Коротеева). С. 442- 454. Якутск – Москва,2015.173Таким образом, в нашем исследовании мы будет исходить изследующего определения Русского мира:Русскийнадэтническуюмирпредставляетсоциокультурнуюсобойобщность,трансконтинентальнуюхарактеризующуюсяпластичностью и динамичностью адаптации к мировым изменениям,объединяющую на основе добровольного участия всех людей, разделяющихценности русской культуры и небезразличных к судьбе России, внезависимости от страны их происхождения и проживания, вероисповеданияили родного языка, с целью сохранения и трансляции ценностей русскойкультуры посредством формирования адекватного образа России намировой арене.74ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IНа основе историко-культурного анализа, проведённого автором,определено:1.Понятие «Русский мир» не является новацией конца XX века, егоистория насчитывает несколько столетий.
Изначально существовавшийисключительно в качестве социокультурного пространства, на рубеже вековон приобрёл геополитический контекст. Именно в рамках разработкигеополитической концепции были описаны основные характеристики«Русскогомира»какобщности.Однакофокуснаполитическойсоставляющей нивелировал социокультурную значимость Русского мира. Всвязи с этим, оптимальным развитием данной концепции, а в её рамках,деятельности по формированию адекватного образа Русского мира, могло быстать сокращение политической составляющей данной деятельности иповышение социокультурной.2.Понятие«Русскиймир»отражаетразличныесмыслывисточниках разного времени.
Появление современного понимания Русскогомира как сообщества, объединяющего жителей России и русского зарубежья,датируется серединой–концом 1990-х г.г. Расширение трактовки понятия«Русский мир» и объединение Русского мира на основе самоидентификациии лояльности вне зависимости от этнического, национального илирелигиозного признаков произошло в последнее десятилетие.3.Русский мир являлся объектом межпредметных исследований, врезультате анализа которых удалось выявить особенности трактовки данногопонятия с позиции различных наук (Таблица 1), частотность выделенияразличных конструктов (Рисунок 1) и субъектов данной общности (Рисунок2) с позиции разных учёных различных сфер социально-гуманитарногознания.4.Существование Русского мира основано на современной русскойидее, отражающей предназначение и стремления современных субъектовРусского мира.755.На современном этапе Русский мир способен объединитьпосредством русской идеи на основе добровольного участия всех людей,интересующихся русской культурой, в том числе, русским языком, илояльных к России, вне зависимости от страны их происхождения ипроживания, вероисповедания или родного языка, формируя особуюкультурную идентичность его субъектов.
Целью Русского мира являетсясохранение и трансляция ценностей русской культуры посредствомформирования адекватного образа России и русских в мире.6.Русский мир, в отличие от русской цивилизации, будетпониматься нами в качестве общности представителей единого культурноготипа, носителей единой ментальности, обладающей безусловной (Россия,страны СНГ и Прибалтики) и притязательной (весь остальной мир) зонойвлияния, характеризующейся способностью к самовосстановлению иналичием диаспор во многих странах мира, при этом не обязательноимеющий единую территорию и религию.7.Для создания всесторонней картины представлений о Русскоммире, которые должны быть учтены при формировании адекватного образаРусского мира, необходим учёт имплицированных в произведениях культурыи коллективной памяти членов Русского мира ценностных идей об основныхпризнаках русскости и ключевых конструктах Русского мира.
Проведениекомпаративного анализа научных, культурных и социальных источников оРусском мире позволит определить важнейшие его элементы, нуждающиесяв трансляции.76ГЛАВА II. ОБРАЗ РУССКОГО МИРА В АКТУАЛЬНОМСОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕРусский мир как явление существует не само по себе, а вовзаимодействии с мировой цивилизацией и локальными культурами.
Вовзаимодействии и противопоставлении с ними и определяется егоуникальность и самобытность как цивилизационного феномена, его вклад вглобальное пространство и культуру.2.1. РУССКИЙ МИР В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОБРАЗРУССКОГО МИРА В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕКак уже отмечалось выше, одной из основных причин актуализацииизучения Русского мира стала активизация мировых глобализационныхпроцессов, т.е. сближение и рост взаимосвязи наций и государств мира,сопровождающиеся выработкой общих политических, экономических, аглавное, культурных и ценностных стандартов 1.Являясь «открытым, многомерным явлением, глобализация включает всебя как процессы организации мирового сообщества по определеннымрецептам ведущих индустриально развитых стран современной цивилизации,так и процессы самоорганизации мирового сообщества, связанные спотребностямиэффективногофункционированиясовременнойцивилизации»2.Глобализационные процессы, пронизывая всю жизнь современногообщества,протекаютвчетырёхосновныхсферах:экономической,политической, информационной и культурной.
Глобализация в сферекультуры вызывает сегодня наибольшие споры и противоречия, т.к. именноона угрожает сохранению идентичности и самобытности отдельных народов,предлагая миру общий цивилизационно-культурный стандарт.См.: Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А.
Белякова и О.Матвейчева. М.: Эксмо, 2009 г.2Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. Глобализация и нелинейный мир /Электронный ресурс:http://spkurdyumov.ru/globalization/globalizaciya-i-nelinejnyj-mir/Датаобращения:10.02.2016.177Доминирующейглобализационноймодельювсферекультурысчитается американизация, а в более общей форме – вестернизация, в рамкахкоторой ценности США и Европы признаются основополагающими,пропагандируются и распространяются по всему миру. Вопросы сохраненияидентичности и самостоятельности остальных народов и культур, их вклада вформирующееся мировое сообщество встают крайне остро.
В ряде случаевэто приводит к противоположному глобализации процессу – глокализации,т.е.мирномусосуществованиюразнонаправленныхкультур,характеризующемуся увеличением интереса к специфике каждой из них,работой по их поддержке и защите.В данном контексте Русский мир может пониматься исходя из двухточек зрения:•какпопыткапротивопоставить собственную модель идеевестернизации путём привнесения ключевых элементов русской культуры вформирующееся мировое сообщество;•как развитие идеи «острова России», заключающейся в изоляциии отказе от участия в мировых глобализационных процессах.В нашем исследовании Русский мир рассматривается в качествеявления, способного оказать существенное влияние на течение мировыхглобализационных процессов и на формирование глобального мировогосообщества.
Мы склоняемся к пониманию Русского мира в процессеглобализации как способного внести свою лепту в мировую культуру,сохранить и транслировать собственные духовные и мировоззренческиеценности и, как следствие, обеспечить себе достойное место в мировомсообществе.Данная позиция коррелирует с мнением А.М. Столярова, согласнокоторому судьба России и Русского мира должна соотноситься не свременными политическими амбициями или стремлениями, но с «механикой78глобальной истории», концентрирующейся в определённый вектор развития1.В противном случае, по мнению исследователя, «если страна не являетсясубъектом исторического проектирования, то есть не реализует собственныйцивилизационный проект, то она неизбежно превращается в его объект –место приложения внешних сил и влияний»2.Роль Русского мира в рамках процесса глобализации подчеркиваласьещё Е.В.
Островским и П.Г. Щедровицким. Они утверждали, что Русскиймир в Мире Миров имеет задачу вовлечь «русских всего мира в участие водном из новых глобальных метапроектов» 3.Схожей позиции придерживается французский исследователь МарленЛаруэль, говоря, что Русский мир – это «не инструмент для России, чтобызакрыться в себе, но путь диалога с миром»4.П.Г. Щедровицкий утверждал, что Русский мир – это способ адаптацииРоссии как государства к процессу мировой глобализации. По его мнению,«маленькиестраныприспосабливаютсязасчеттого,чтопускаютглобализацию к себе, а большие – за счет того, что входят в пространствоглобализации.
Они ищут способ приспособиться к глобальному миру: либоза счет колониального захвата, либо за счет диаспор. Идет созданиеметасистемы, которая обеспечит такое приспособление»5. Глобализация этабудет носить, в первую очередь, социокультурный характер, выраженный вСтоляровА.М.Русскиймир,2004Электронныйресурс:http://www.ereading.club/book.php?book=73613 Дата обращения: 20.08.2016 г.2Там же.3Островский Е.В., Щедровицкий П.Г. Россия: страна, которой не было / Русскийархипелаг, 1999 Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history9900/shedrovicky-possia-no/ Дата обращения: 20.08.2016 г.4Laruelle M. The «Russian World»: Russia’s Soft Power and Geopolitical Imagination / Centerof Global Interests, 2015. 29 p.5Щедровицкий П.Г.
Русский мир: восстановление контекста / Русский архипелаг, 2001Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history01/shedrovicky-russmir/Дата обращения: 20.08.2016 г.179поиске нового способа взаимодействия и объединения культур при решенииконкретных проблем 1.Философ и политолог Б.В. Межуев утверждал, что «в глобализациюнужно продолжать играть, но привносить в игру что-то своё, добиваясьрасклада сил на своих, а не на чужих условиях» 2.Связь России с миром видится С.Н. Градировскому и Б.В. Межуевусквозь призму «новой мировой связности», которая обусловлена двумявзаимонаправленнымиантропотоками(иммиграционнымиэмиграционным).
Исследователи «погружают миграционные перемещения вконтекст культурного обмена, а демографические тенденции связывают сзадачей культурного воспроизводства»3.Сегодняшний Русский мир обладает одной из ведущих мировыхкультурных систем, включённой в общемировой культурный багаж.
«И еслинаша цивилизация – живое древо, то она несёт и предъявляет миру своёсвоеобразие через всю совокупность культурных форм, и «высоких», и«низких»4, а также русского языка, эту культуру выражающего иотражающего. Последнее связано с уникальной особенностью русскогоязыка – и русской культуры в той мере, в какой язык отражает культуру, –способностью к присвоению и освоению чужого, позволяющей не толькоСм.: Щедровицкий П.Г.
Русский мир: восстановление контекста / Русский архипелаг,2001 Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history01/shedrovickyrussmir/ Дата обращения: 20.08.2016 г.2Межуев Б.В. Геоэкономика против геополитики / Русский архипелаг, 2000 Электронныйресурс: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history00-03/mezhuyev-geoeconom/ Датаобращения: 20.08.2016 г.3Градировский С.Н.