Диссертация (Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества". PDF-файл из архива "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Ксенофонтов, которыйсклонен трактовать Русский мир как общность славянских народов во главе сРоссией: «Русский мир, на наш взгляд, – это эволюционирующий впространстве и времени исторический и социокультурный феномен сосвойственнойемументальностью,развивающийсявинтересахконсолидации и прогресса народов (прежде всего славянских), обеспечениигуманизма и демократии в их взаимоотношениях, мирного развитиячеловеческой цивилизации»3.Исследователь выделяет ряд критериев, характеризующих данноепонятие, в том числе:1.Генетический критерий (духовная общность и многовековаяистория, объединяющие три братских народа: русский, украинский,белорусский).2.Сущностныйкритерий(взаимосвязаннаясистемасоциокультурного развития, основанная на художественно-эстетических инравственных ценностях, общности традиций и обычаев народа).1Нарочницкая Н.А.
Русский мир. — СПб., 20072См.: Даренский, В.Ю. Украина как локальный феномен Русского мира: историософскиеи культурологические аспекты [Текст] Крым в контексте русского мира: общество икультура. Сборник материалов научно-практической конференции. Симферополь, 20063Ксенофонтов В.В. Русский мир и глобализация // Век глобализации.
2009, №2.543.Пространственно-временной критерий (процесс развитияРусского мира на различных этапах, его перспективы. Узкая и широкаятрактовки. Узкий смысл связан с основным субъектом, Россией. В широкомсмысле речь идёт о носителях языка – русскоязычном населении стран СНГ,а также и дальнего зарубежья, принимающих ценностные ориентациирусского народа. Данный критерий реализуется в русской идее, оказывающейвлияние на духовный мир личности, поведение людей).4.Функциональный критерий (определяется степенью влиянияРусского мира на развитие мирового сообщества, в первую очередь, спозициикультуры.Данноевоздействиеосуществляетсячерезраспространение произведений отечественной литературы и искусства,участие в культурном обмене, a также через расширение зоны влияниярусского языка)1.Интереснойпредставляетсятакжеточказренияфранцузскогоисторика, социолога и политолога Марлен Ларюэль, выраженная в её докладев Вашингтонском Центре глобальных интересов в мае 2015 г.
Онарассматривает Русский мир в качестве одного из элементов «мягкой силы»России, охватывающий советское наследие, русскоязычный мир и друзейРоссии и нацеленный не на элиты и государственные структуры, а наобщественность. Она отмечает, что данное понятие представляет собой некосную доктрину, a геополитическую метафору, способ России установитьдиалог с миром. Исследователь проводит анализ понятий «Русский мир» и«Евразийский мир» (то есть проект Евразийского союза). Она приходит квыводу, что Русский мир одновременно и шире, и уже мира евразийского.Шире, т.к.
его задачей является структуризация голоса России в мире. Втаком понимании Евразийский союз мог бы являться частью Русского мира,См.: Ксенофонтов Владимир Владимирович Русский мир и глобализация // Векглобализации. 2009. №2.155как в экономическом, так и в культурном аспекте. Однако в реальности онибольше противостоят друг другу, чем дополняют 1.Возвращаясь к точке зрения М.Я. Гефтера о том, что Русский миртолько один из миров в современном мире, остановимся на вопросе, о роли иместе Русского мира в Мире Миров.По мнению П.Н. Савицкого, Русский мир призван стать центральныммиром Старого материка.
Учёный убеждён, что «русский мир призван кобъединяющей роли в пределах Старого Света. Только в той мере, в какойРоссия-Евразия выполняет это свое призвание, может превращаться ипревращается в органическое целое вся совокупность разнообразных культурСтарого материка, снимается противоположение между Востоком иЗападом» 2.Экономист Р.М. Ямилов называет четыре современных центрамирового притяжения: Русский, Германский, Англосаксонский и КитайскийМиры3.Данныемирырассматриваютсястрёхосновныхпозицийдоминирования: экономической, военной и идеологической.
Русский мир,согласноданнымисследования,обладаетэкономическойивоеннойсамодостаточностью, но имеет, на сегодняшний день, минимальныеидеологическиевозможности,т.е.низкуюспособностьрождатьираспространять собственную уникальную идеологию, смыслы и образы. Всеидеологии Русского мира, по мнению учёного, всегда были заимствованы иадаптированы4.Исследователю представляется, что единственным средством дляРусского Мира против идеологического яда является «власть, котораяСм.: Laruelle M. The «Russian World»: Russia’s Soft Power and Geopolitical Imagination /Center of Global Interests, 2015 – 29 p.2Савицкий П.Н.
Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.3См.: Ямилов Р.М. Русский Мир vs Англосаксонский Мир: вопросы, возможности,стратегия // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 Электронный ресурс:http://human.snauka.ru/2015/03/9753 Дата обращения: 13.11.2015 г.4См.: Ямилов Р.М. Русский Мир vs Англосаксонский Мир: вопросы, возможности,стратегия // Гуманитарные научные исследования.
2015. № 3 Электронный ресурс:http://human.snauka.ru/2015/03/9753 Дата обращения: 13.11.2015 г.156должна системно организовать противодействие. Потому в Русском Миревласть всегда сакральна, потому наш народ безропотно подчиняетсяизбранной власти, которую он сам избрал, потому только у нас прижиласьмаксима: «всякая власть от Бога». Мы идеологически спасаемся черезверховную власть» 1.Рассматривая Русский мир как один из перспективных мировыхцивилизационных проектов, публицист А.М.
Столяров выделяет такжеатлантический(американский),европейский,японский,китайскийиисламский проекты. Каждый из них, по мнению автора, преследует особуюцель (национальную идею), предполагая развитие мирового сообщества поопределённому образцу. Так, целью американского проекта являетсястремление к консервации «продолженного настоящего», т.е. к сохранениюнынешнего положения дел, выгодного лидирующим странам Запада. 2.Русский же проект – Русский мир, по мнению исследователя, необладает (на момент исследования в 2004 г.) должной самостоятельностью.Однако же, по его мнению, он способен учесть ошибки развитиясуществующихпроектов,чтоприведёткформированиюконкурентоспособной цивилизационной общности.По мнению учёного, не следует делать исключительный упор напрошлое (американский, европейский проекты) или на желанное будущее(японский проект).
Необходим поиск баланса, уважение к прошлому, егоопыту, его культурному и материальному наследию, стратегический планразвития Русского мира, предполагающий не только наличие светлогобудущего, но и жизнеспособного настоящего, имеющего чёткий, обозримыйи понятный вектор развития, включающий, в том числе, активнуюмодернизацию сообщества (китайский проект). Также необходимо помнить,что сообщество не может формироваться на основании только религиознойЯмилов Р.М. Русский Мир vs Англосаксонский Мир: вопросы, возможности, стратегия //Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 Электронный ресурс:http://human.snauka.ru/2015/03/9753 Дата обращения: 13.11.2015 г.2СтоляровА.М.Русскиймир,2004Электронныйресурс:http://www.ereading.club/book.php?book=73613 Дата обращения: 20.08.2016 г.157или культурной близости (исламский проект), необходимы общие интересы,устремления в будущее.ИменнопоэтомуособуюзначимостьприобретаетутверждениеРусского мира как социокультурной общности, основанной на общихпринципах и общей идее, способной создать, развивать и поддерживатьсамобытный образ Русского мира, России и русскости на мировой арене.Исходя из аспектов исследования в разных областях социальногуманитарного знания, можно выделить ряд точек зрения о данном понятии(Таблица 2).Таблица 2.
Понятие «Русский мир» в качестве объекта исследованийразличных областей социально-гуманитарного знанияОбласть знанияПолитологияАспект исследованияСпособывзаимодействиягосударства с русскоязычнойдиаспорой и жителями странСНГ.ИсторияИсторическийгенезисформирования Русского миракаксоциокультурнойобщности.Науки о языкеТрактовка языка в контекстезеркала культуры и основыидентичности Русского мира.Выявлениеосновныххарактеристик русскости вконтексте языковой картинымира русских.Участие Русского мира вразвитии мировой цивилизациис позиции культуры.КультурологияФилософияЦивилизационнаясамодостаточностьРусскогомира и Русская идея как егооснова.Трактовка Русского мираРусский мир является элементомгосударственной социокультурнойполитики,целькоторойзаключаетсявобъединениипредставителейрусскоязычнойдиаспоры и граждан стран СНГ длясозданияадекватногоимиджаРоссии в мировом сообществе.Русскиймирвкачествеисторическисформировавшейсяобщности людей (близких какгенетически,такитерриториально),имеющейсобственную уникальную историюи вектор развития.Русский мир в качестве мирарусскозвучия, мироговорящих нарусскомязыкелюдей,интерпретирующих русскость спомощьюрусскогоязыкаимыслящих в контексте русскойязыковой картины мира.Русскиймиркакносительобширного культурного багажа,вошедшего в состав культурымировой цивилизации, a такжепотенциала дальнейшего участия вразвитии мировой культуры.Русскиймиримеетцивилизационнуюсамодостаточность,представляясобой систему социокультурного58Область знанияСоциологияАспект исследованияСтруктураипринципыразвития Русского мира вкачестве общности людей, атакжеособенностивзаимодействияегопредставителей.Трактовка Русского мираразвития,опирающуюсянахудожественно-эстетическиеинравственные ценности, единыетрадицийиобычаинарода,выраженныевуниверсальнойрусской идее.Русский мир в качестве общностилюдей, живущих в разных странахмирах,образующихсетевыеструктурывзаимодействия,базирующейся на общем языке икультуре.Как уже отмечалось выше, современные трактовки исследованияРусского мира всё чаще характеризуются своей межпредметностью иполиаспектностью.