Диссертация (Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества), страница 18
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества". PDF-файл из архива "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 18 страницы из PDF
Сравнительная характеристика понятий «образ» и «имидж»1Образобладает естественной природой2принципиально вторичен, пассивен иисторичен3используется в основном в теоретикокультурологическомилифилософском знаниичаще имеет отношение к ужесуществующим,самостоятельносложившимся представлениямине существует определения образа,сформулированного через имидж1нет исследований, рассматривающихобраз в качестве разновидностиимиджа456Имиджконструируетсяискусственноицеленаправленно посредством использованияспециальных технологийбывает первичным по отношению к своемуобъекту (который может вообще несуществовать в реальности), активным(призван целенаправленно воздействовать нацелевую аудиторию), гибким, подвижным идинамичнымиспользуется также и в утилитарнопрактическом значении, чаще всего вразличных областях менеджментасвязанссуществующими,ноконструируемыми представлениями в целомсуществуетзначительноеколичествоопределений имиджа посредством образа 2определяется рядом исследователей какразновидность образа, прообразом которогоявляется субъект 3, образ, возникший врезультате социального взаимодействия,«социальный» образВ данном исследовании под образом Русского мира нами будетпониматься целостная картина, формирующаяся на основании представленийо данной общности, существующих в сознании соприкасающихся с еёсоциокультурным полем групп людей.
Структурно данный образ состоит изцентрального образа (образа России) и поддерживающих образов (образГринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели //Медиаскоп. [Электронный ресурс] №2. 2008. – URL: http://mediascope.ru/node/252 (датаобращения: 26.08.2017).2Там же.3Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.
223 с.186русского зарубежья). Имидж же, в нашем понимании, описывает тусоставляющую данного образа, создаваемую под влиянием гуманитарныхтехнологий (в частности, государственной культурной политики, СМИ ит.д.). В этом смысле имидж – это важный, но не единственный элементобраза Русского мира.ОбразРусскогомирабудетанализироватьсякакстатичнаямногоаспектная картина, складывавшаяся столетиями и отражённая всознании социума, на основании которой возможно выделение лакун иискажений, на заполнение и корректировку которых должно бытьнаправлено имиджевое воздействие государственной культурной политики.Важнейшей составляющей актуального образа Русского мира являетсяего образ, транслируемый произведениями мировой и художественнойкультуры. Это связано, в первую очередь с тем, что искусство само по себеявляется процессом и результатом значимого выражения чувств в образе.Посредствомосмыслениямиравпроцессеискусстварождаетсяхудожественный образ.Искусство, начиная с гегелевской эстетики, традиционно определяетсяв качестве мышления в образах, в котором выделяются философские смыслыхудожественногообраза(конкретностьиидеальность,воплощениеканонического и идеального представления в искусстве) 1.По мнению П.
Палиевского «элементарной структурой» образаявляется взаимоотражение предметов и явлений друг в друге 2.В искусстве, в частности, в литературе, где «нет осязаемыхповерхностей, красок или линий», образ «ничем не скован материально изамкнут в себе как чистая духовность» 3. Литературный образ рождаетсятолько во внутреннем представлении читателя при столкновении его моделимира с той, которая предложена автором. Развивая данную тему Дж.
ТолкиенСм.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.Палиевский П. В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Т. 1. М., 1962.3Палиевский П. В. Постановка проблемы стиля // Теория литературы. Основныепроблемы в историческом освещении. Т. 3, М., 1965. С. 9.1287отмечал, что любой человек может придумать зеленое солнце. Трудность жезаключается в том, чтобы придумать мир, в котором оно будет смотретьсяестественно1.Применительно к живописи П.Я. Флоренский писал, что её цельюявляется выведение зрителя за пределы воспринимаемых посредствомчувств, красок и холста образов в иную реальность.
В этой ситуациипроизведениеживописиреализуетсвоюосновнуюонтологическуюхарактеристику – быть тем, что оно символизирует 2.Итак, задачей этого этапа нашего исследования является созданиекартины ключевых художественных образов Русского мира, отражённых вразличных произведениях мировой и художественной культуры. Длярешения поставленной задачи было проведено исследование существующихнаучных работ (43 научных исследования), описывающих отражение образаРусского мира в различных сферах искусства.Отметим, что, говоря об образе Русского мира, в первую очередь,анализируются образы России и русских как его стержневые образы, а затемобразы русского зарубежья.Результаты проведённого анализа представлены по основным сферамискусства и отражены в Таблице 5.Таблица 5.
Образ Русского мира в различных сферах искусства.Сфера искусства1. Литература2. ЖивописьОбраз Русского мираНациональный образ мира выражен в системе координат,горизонтальную ось которой составляют фольклорные мотивы (втом числе народная мифология), а вертикальную – христианскиемотивы. Между осями находятся лингвоспецифичные концептыэтнической языковой картины мира (быт, простор и т.
д.), а такжеключевыми топонимами, мотивами дороги, пути 3.Ключевыми составляющими образа России можно назвать«простор», «дороги», «красоту природы» в пейзажных работах, и«долготерпение», «духовность», «радушие», «трудолюбие»,Толкиен Дж. Р. Р.
О волшебной сказке // Приключения Тома Бомбадила и другиеистории. СПб., 2000. С. 368.2См.: Флоренский П.А. Иконостас. — М.: Искусство, 1995. С.65.3См.: Шешунова С. В. Национальный образ мира в русской литературе : П.И. МельниковПечерский, И.С. Шмелев, А.И. Солженицын : диссертация ...
доктора филологическихнаук : 10.01.01.- Дубна, 2006. 368 с.188Сфера искусстваОбраз Русского мира«добродушие» в портретной, бытовой и исторической живописи.3. МузыкаВ музыкальных произведениях традиционными являются образы«дороги», «простора», «природы», «воли», «судьбы», «боличеловеческой души», «веселья, смеховой культуры», «духовности»(связанной с православием).4. КинематографОбраз Русского мира в кинематографе представляетсянеоднозначным.
С одной стороны, в России, особенно в последниегоды, в кино тщательно формируется образ патриота, защитникаотечества, основанный на патриотизме, носящий, периодически,пропагандистский характер.С другой стороны, в зарубежном кинематографе образ Русскогомира в основной своей массе основан на традиционном наборестереотипов (водка, медведи, бесконечная зима, отсутствиекультуры, бандитизм).5.Театральное Театральное искусство, в первую очередь, опера и балет,искусствотрадиционно являются популярнейшими российскими сферамиискусства.
Традиционными образами, выражаемыми ими, являютсяобразы«судьбы»,«страданийчеловеческойдуши»,«долготерпения», «духовности», «дороги», «простора», «радушия»и «трудолюбия».С другой стороны, современное театральное искусство не всегдатранслирует вечные ценности, говоря, в том числе, о «пьянстве»,«лени», «жестокости» и т.д.6. СкульптураТрадиционно образу России в скульптуре свойственнамонументальность, героичность, долготерпение, страдание, воля,сила духа, духовность, дополненные в XX веке незащищённостью,наивностью и красотой.Подводя итог, отметим, что образ Русского мира в произведенияххудожественной культуры достаточно однообразен и традиционен.
Онвыражен следующими основными концептами: православие, духовность,мифология, простор, ключевые географические точки (Москва, СанктПетербург, Сибирь и др.), дорога, сила воли, долготерпение, душевныестрадания, радушие, трудолюбие, патриотизм, веселье, добродушие.Данный образ, создаваемый произведениями традиционного искусства,подкрепляется зачастую негативными (и не всегда уже соответствующимиреальности)стереотипнымипредставлениями,транслируемымипроизведениями современного российского и зарубежного искусства: лень,пьянство, медведи, холода, жестокость, агрессивность.Определение соотношения образов, формируемых традиционным исовременным искусством, и их реальное отражение в сознании социума89(россиян, соотечественников за рубежом и мирового сообщества) являетсязадачей следующего параграфа.2.2. ОБРАЗ РУССКОГО МИРА В КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ СОЦИУМАИ ЕГО ПРОЕКЦИИ В СОВРЕМЕННОСТЬОбраз Русского мира, отражённый в произведениях искусства, неможет считаться объективным без учёта:1.
степени его отражённости в сознании социума;2. результатов его соединения в сознании социума с конструктами,транслируемымиинымиисточникамиегоформирования(СМИ,политический дискурс и т.д.).В связи с вышесказанным необходимым для определения актуальногообразаРусскогомирапредставляетсяпроведение исследованияегоотражённости в культурной памяти социума.Культурная память в культурологии традиционно понимается в рамкахколлективной памяти общества, которая является социально и коллективнообусловленной памятью группы1.Применительно к коллективной памяти используется термин «рамкипамяти»,т.е.ключевые,базовыемаркеры,очерчивающиепамятьопределенной социальной группы. При этом культура группы действует каксвязующее звено между социальным слоем прошлого и настоящим.Культурная память общества, являясь одной из разновидностейколлективнойпамяти(помимомиметической,предметной,коммуникативной)2, возникает посредством многовекового накопления ивоспроизведения культурно значимых ритуалов и традиций определённойкультуры.