Диссертация (Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества". PDF-файл из архива "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Чернышевым иполитологом Г.О. Павловским, a также выпущенный ими сборник «Иное.Хрестоматия нового российского самосознания». Данными исследователямибыла высказана идея транснационального русского, согласно которойосновной способ взаимодействия России с миром – посредством островковкультуры, вынесенных за её границы (т.е. диаспор) 3.В статье «К возобновлению русского» учёные отмечали, что длясуществования России необходимо «придумывать мир вовне – придумываядалее себя по поводу выдуманного мира» 4.
При этом Россия и Русский мирпризваны «существовать в русском языке» 5. Такой же позициипридерживаются представители наук о языке (филологии, лингвистики,лингвокультурологии), по мнению которых, признание Русского мира какинновационного проекта, основанного на русском языке, формирует русскийкапитал в качестве суммы потенциалов культуры, интеллекта, людей иорганизаций, выраженных в языковом мышлении и коммуникационныхсредствах русского языка6.Данную концепцию, помимо названных выше авторов, поддерживали иразвивали экономисты Э.Г. Кочетов и А.И.
Неклесса, публицисты С. Б.Переслегин, А.М. Столяров и др.А.М. Столяров также отмечал, что на современном этапе развитияобществагрядётпереходоттранснациональныхимперийкГефтер М.Я. Мир миров – российский зачин, 1994 Электронный ресурс:http://www.reading.mobi/bokreader.php/14670/Gefter_-_Mir_mirov_-_rossiiiskiii_zachin.html/Дата обращения: 20.08.2016 г.2Там же.3См.: «Иное.
Хрестоматия нового российского самосознания» (в 4 томах) / Под. ред. С. Б.Чернышева, М., «Аргус», 1995 г.4Павловский Г.О., Чернышев С.Б. К возобновлению русского / Русский архипелаг, 1996Электронныйресурс:http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history95-97/chernishovperepiska/ Дата обращения: 20.08.2016 г.5Там же.6См.: Щедровицкий П.Г. Русский мир и транснациональное русское / Альманахгуманитарного семинара Русский мир и Латвия: Место образования в современномобществе. Выпуск II.
Рига, 2005. С. 3-12.145геоэкономическим вселенным, организованным по принципу «государстводиаспора», объединённым общим языком и культурой и связанныминформационными технологиями. Гражданство такой общности базируетсяна общей культуре её членов, a границы проходят по всем местампроживания её граждан 1.В данной концепции Русский мир трактуется как способвзаимодействия с постоянно растущей русской диаспорой за рубежом путёмформирования «пространства общей судьбы»2.Ещё одним путём развития взаимоотношений России и мировогосообщества, разработанным в 90-е годы прошлого века, сталогеополитическое направление, представленное концепцией «ОстроваРоссии», созданной в 1992-1993 г.г. философом и филологом В.Л.Цымбурским.
Говоря об «Острове России», учёный подразумевает егоопределённый цивилизационный архетип: закрытую державу, отделённую отцентров Европы поясом промежуточных территорий – русских культурныхостровов (Приднестровье, Донецк, Луганск, на тот момент, Крым). Задачаострова – противостоять воздействию мира, как экономическому,политическому, так и культурному3. Положения данной концепции разделялтакже философ А.Г.
Дугин.Полемизируя с П. Г. Щедровицким, В.Л. Цымбурский отмечает, чтодля него Русский мир – это, в первую очередь, «включённость в российскийцивилизационный опыт»4. Для него гражданами Русского мира становятсялюди (в том числе иностранцы), внёсшие свой вклад в развитие России, a не«тысячи отрезанных ломтей из третьей и четвёртой эмиграции»5.СтоляровА.М.Русскиймир,2004Электронныйресурс:http://www.ereading.club/book.php?book=73613 Дата обращения: 20.08.2016 г2Шевченко М.
Л. Русский мир – контуры «общей судьбы / Русский архипелаг, 2004Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history2004/shevchenko-kontur/Дата обращения: 20.08.2016 г.3См.: Цымбурский В. Л. Остров Россия: Перспективы российской геополитики / «Полис»,№5, 1993.4Цымбурский В.Л. «Остров Россия» vs «Остов Россия» / Русский архипелаг, 2001Электронныйресурс:http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/histori00-03/semburskyostrovross/ Дата обращения: 20.08.2016 г.5Цымбурский В.Л. «Остров Россия» vs «Остов Россия» / Русский архипелаг, 2001Электронныйресурс:http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/histori00-03/semburskyostrovross/ Дата обращения: 20.08.2016 г.146Следовательно, понимая Русский мир как самостоятельнуюцивилизационную общность, объединённую общим языком и культурой,представители второго направления исследователей акцентируют своёвнимание на сохранении и защите самобытности данного сообщества, нарешении её внутренних вопросов, игнорируя внешние вопросы (в том числе,вопросы формирования его образа).Представители третьего – геокультурного – направления развитияРоссии политологи С.Н.
Градировский и Б. В. Межуев считали, что Русскиймир должен быть заинтересован во взаимодействии не с зарубежнымидиаспорами, a со странами-источниками миграционных потоков натерриторию России (т.е. с Таджикистаном, Молдовой, Узбекистаном,Киргизстаном, Украиной, Белоруссией и др.). В их трактовке Русский мирявляется аналогом Британского содружества наций, сообществафранкофонных или иберо-романских государств и одновременно «заявкойрусской культуры на участие в процессе позитивной трансформациимиропорядка с целью недопущения его соскальзывания в мрачную безднупостистории» 1. Говоря о конструктах и границах данной общности, учёныеподчёркивают, что Русский мир по определению полиграничен и фрактален. 2В данном случае исследователи концентрируют своё внимание, посути, на сохранении Русского мира в границах бывшего Советского Союза,что обусловлено не только общностью языка и культуры данногопространства, но и соображениями политической целесообразности.
Речьидёт об укреплении связей в рамках СНГ не с этническими русскими, но сбывшими советскими людьми и их потомками.Отметим, что при всех различиях в рассмотрении Русского мира,большинство учёных сходятся во мнении, что данная общность представляетсобой если не новый тип государственности, то новый тип социокультурныхвзаимоотношений людей, базирующийся на общем языке.Итак, концепция Русского мира сложилась на основе политологическойнауки, учитывая позиции исторической, философской, экономической,филологической и, частично, психологической наук.
Русский мирГрадировский С.Н. Межуев Б. В. Русский мир как объект геокультурногопроектирования/Русскийархипелаг,2003Электронныйресурс:http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/histori2003/gradirovsky-russmir/ Дата обращения:20.08.2016 г.2См.: Там же.147представляется как исторически обусловленная общность (один из миров вмире), обладающая собственной цивилизационной значимостью ифилософией (идея транснационального русского), объединяющая близкихментально людей (на основе общего русского языка), направленная насоздание адекватного имиджа России и русских за рубежом, которыйспособен благоприятное повлиять на политическую и экономическуюдеятельность государства.Представляется, что появление различных трактовок Русского мирасвязано не только с различной специализацией его исследователей, но и смногозначностью слов, входящих в его название.Согласнословарномутолкованию,«русский»обозначает«относящийся к русскому народу, к его языку, национальному характеру,образу жизни, культуре, а также к России, её территории, внутреннемуустройству,истории».Такоеопределениепрактическисинонимичноопределению «российский», т.е.
«относящийся к россиянам, к русским, атакже к России, её территории, внутреннему устройству, истории»1. Приописании разницы между этими прилагательными принято считать, чтослово «русский» характеризует этническую принадлежность, а «российский»— государственную 2. В иностранных языках, как правило, для обоих этихопределений используется одно и то же слово (например, Russian (англ.), ruso(исп.), russe (франц.), російський (укр.), 俄 (кит.), venäläinen (фин.) и т.д.).Отметим, что слово «русский» в концепции Русского мира обычнотрактуется как наднациональное. Это связано с тем, что понимание русскоститолько как характеристики этноса существенно сужает и обедняет его.
«Есливнутри нашей страны русский чаще всего означает этнокультурнуюидентичность, а россиянин – гражданство, то вовне понятие «русский»См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка // Электронный ресурс:http://www.ozhegov.com/index.shtml Дата обращения: 12.02.10162См.: http://new.gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id=36_186 Дата обращения:15.02.2016148становится надэтническим, суперэтническим, в определённом смыслецивилизационным» 1.Авторы первоначальной концепции считали русскими всех людей,говорящих на русском языке (в том числе, билингвов), поэтому количествопредставителей (граждан) Русского мира в России на момент созданияконцепции было эквивалентно их количеству за рубежом2.Слово «мир» в современном русском языке имеет несколько значений.Мир может пониматься как «спокойствие, тишина» или «согласие,отсутствие вражды, ссоры, войны».
В другом значении «мир» представляетсобойнетолько«объединенноепо«отдельнуюобластькаким-нибудьвселенной,признакампланету»,человеческоеноиобщество,общественную среду, строй». Также существует значение слова «мир» каксветской жизни, противопоставленной церковному укладу3.Современное слово «мир» своим происхождением обязано двумсловам: «миръ» и «мiръ», которые после реформы письменности в начале XXвека слились в одном слове.
Если первое обозначало «отсутствие ссоры,вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружбу,доброжелательство; тишину, покой, спокойствие», то второе – «вселенную,земной шар, род человеческий» 4.Ряд исследователей, говоря о Русском мире как о PaxRussica, выделяютзначение слова «мир» как «отсутствие войны»5, по мнению же других, оно, вНиконов В. А. Не воспоминание о прошлом, а мечта о будущем // Смыслы и ценностиРусского Мира, 2010, Электронный ресурс: http://russkiymir.ru/events/docs/СмыслыиценностиРусскогомира202010.pdf Дата обращения: 08.04.2016 г. – стр.