Диссертация (Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы". PDF-файл из архива "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Во многом именно эти тенденции и определяют приоритетныенаправления глобальной научно-образовательной политики. Предметомтеории глобальной научно-образовательной политики информационногообщества является изучение интеллектуального лидерства как движущейсилы общественно-исторического процесса на основе поиска философскихоснованийформированияподходовкразработке,принятиюи18продвижению политических решений по вопросам становления и развитияинформационного общества средствами науки и образования. Метод —представляет собой философский анализ научно-образовательных реформ,заключающийся в сопоставлении, обобщении и систематизации ихидеологии, теории, методологии и практической реализации в контекстесмены культурно-исторических парадигм, идеологий и мировоззрений.9. Определены роль и место университета в структуре социальногоуправления стратегическим развитием интеллектуального потенциалаобщественных отношений в контексте становления глобальной научнообразовательной политики информационного общества.
Предпосылки иусловиявозникновенияобразовательнойпреодоленияполитикикризисаоткрываютсяновойвопарадигмымногомсовременногосовершенноиныеиметодологиисвязаныснеобходимостьюуниверситета,перспективы,научно-передкоторымпозволяющиеегорассматривать в качестве особой средообразующей платформы с высокимнаучным,образовательным,политическим,влиянием.производственным,экономическим,Университет,атехнологическимнеиныеисоциальныекультурным,экологическиминституты,винформационном обществе должен стать площадкой для переговоров,организатором конструктивной дискуссии по поиску и гарантированномуобеспечению взаимных интересов различных социокультурных групп.Университет в новых экономических условиях представляется в новомкачестве – в качестве среды обитания сознания современного человека,выстраивающего свои взаимоотношения с человечеством.
Университет —самасебяактивностьюсоздающаясреда,сообщества,характеризующаясяконструктивнойструктурирующегобесконечныйинформационный поток на основе построения оптимальной траекторииразвития человеческой цивилизации.1910. Впервые разработаны и обоснованы концептуальные подходы кмодернизации университета как социального института информационногообщества. Сегодня назрела необходимость коренного преобразованияуниверситета, которое должно четко определить его назначение в жизниобщества.Университетскоеобразованиедолжнобытьдифференцированным и обеспечивать непрерывное интеллектуальноесопровождение человека в течение всей жизни, побуждая его к проявлениюсамостоятельнойпознавательноймотивацииидеятельностнойинициативы. Университет должен быть университетом для всех – для всех,кто хочет приобщиться к его ценностям, он должен принимать каждого, неотказывая никому, однако окончанием обучения должно считатьсязавершение освоения программы решения научнойзадачи, а неофициального срока, т.е.
нельзя спрогнозировать заранее, кому скольковремени и сил потребуется на освоение той или иной научнообразовательной программы.Положения, выносимые на защиту1. Переходкновойкультурно-историческойпарадигме—информационному обществу — предполагает решение трех основныхзадач, среди которых следующие: 1) появление и развитие техническойвозможности массовой коммуникации (изобретение и производствоустройств; проведение и администрирование сетей; организация равногодоступа к информационным ресурсам), 2) формирование, развитие иорганизациядвиженияконтента,3)формированиеиразвитиеинформационной среды (в т.ч. управление познавательной мотивацией икоммуникацией).2.
Анализируя условия перехода к информационному обществу с позицийсравнительного анализа культурно-исторических парадигм (то естьпосредствомсопоставлениясущностныхпризнаковразличных20исторических эпох развития человеческой цивилизации с выявлениемусловий их возникновения, развертывания и упадка), требуется обратитьвнимание на то, что, вероятно, существует три основных подхода креформированиюсоциальногоуправления:декларативный(илилозунговый), формальный (или нормативный) и институциональный (илидеятельностный). Осмысленный переход к информационному обществувозможен только в результате проведения соответствующих – большейчастью научно-образовательных – реформ: одних только лозунгов идокументовнедостаточно–требуетсяреинституционализацияобщественных отношений.
Наступление новой культурно-историческойпарадигмы возможно только в связи появлением интеллектуальноголидерства как господствующего класса, образующего большинство.3.Структура информационного общества на этапе его становлениякрайне неоднородна, ее следует рассматривать в соответствии со степеньюи характером погруженности человека в единое информационноепространство как в среду существования, обитания и познания,сопротивление и адаптация к которой, и порождает личность. Очевидно, наранних стадиях формирования информационного общества в его структуреможно выделить четыре основных класса: 1) аскеты, обеспечивают баланссил между аффилированными объединениями носителей идеологииинформационного общества; 2) операторы автоматизированных средствинформационно-коммуникационноготехническиесредствапроизводства; 3)массовойвзаимодействия,информации,обслуживаюткоммуникацииипрограммисты, создают и оптимизируют техническиесредства массовой информации, коммуникации и производства; 4)модераторы,формируютиуправляютобщественнымсознанием,организуют коммуникацию и наполнение контента.
При этом каждыйучастник информационного общества стремится стать архитектороминформационной среды, который организует среду, самостоятельно21формируя ее цели, принципы, содержание и структуру, определяяучастников и контексты коммуникации. Таким образом, образование винформационном обществе нацелено на подготовку интеллектуальныхлидеров.4.Рассматривая информационное пространство в качестве средыобитаниясознания,мывыделяем,поаналогиисэкологическойклассификацией организмов, различные типы его участников, считая, чтооно объединяет своих – информационных – продуцентов (занимаютсятворчеством, формируют смыслы, т.е.
создают новое), консументов(формируют методы, превращают результаты творчества в технологию,делая ее доступной для всех современников) и редуцентов (формируютценности, превращают технологию в культуру, делая ее доступной дляпотомков). При этом мы настаиваем на позиции, что у каждого человека винформационном обществе формируется новая потребность (группапотребностей), заключающаяся в наличии постоянного доступа кинформационнымресурсамчеловечества,человекстановитсяинформационно зависимым. Зависимость человека от информации, егоинформационная потребность, превращает информацию в эффективноесредство управления. Таким образом, доступ к информационным ресурсам,отбор и структурирование информации, формирование навыков оценкиактуальности, достоверности и полезности информации и пр. являетсяосновным фактором социального управления.
Учитывая, что образование— инструмент общества по насаждению идеологии, человек становитсязаложником информационной среды. Человек есть продукт своейинформационной среды.5. И сознание, и мир калейдоскопичны и самодостаточны, т. е. в нихвсе сущее уже есть в полном объеме: вся материя, вся энергия, все время,все пространство, вся информация (все идеи), только упакованы они не вязыке, а в ощущениях (у человека) и в явлениях (у мира).
Образование —22лишь передача ракурса, видения. Статичной истины нет — есть лишьракурсы, а истина динамична и созидаема (истина — то, как оно есть,существует лишь в хаосе, в бесконечном и непрерывном движении).Человек живет в бесконечности, сознание — это ощущение жизни, способориентации в бесконечности. Информация — форма существованияосознаваемых свойств сущего. Бытие, сознание и информация образуютединствомира.Настройкамировоззренияможетосуществлятьсясамостоятельно индивидом (через мышление, рефлексию), а может и припомощи общества (образование).6.Человек участвует в обновлении картины мира, в приеме,преобразовании и передаче информации. Данная функция человеказакрепленавсоответствующихобластяхзнания:возникновениеинформации (мифология, философия и др.), развитие информации(математика, логика и др.), передача информации (педагогика, риторика идр.), применение информации (экономика, сельское хозяйство, техническиенауки и др.), хранение информации (культурология, архивоведение и др.) ит.д.
Человек — монополист на изменение масштаба мышления. Одной изсверхзадач человека является увеличение масштаба своего мышления.Формирование образа совершенного человека — основная культурная инаучно-образовательная задача цивилизации, только он — совершенныйчеловек может и должен стать единственным стандартом образования.7.Жизнь, с нашей точки зрения, это форма существованияинформации (в т.ч. генетической, психической и исторической), а небелковых тел, составляющих большей частью кожные покровы, мышечнуюмассуивнутренниеорганытуловища.Жизнь—этопроцессразвертывания композиции сущего (времени, пространства, материи,энергии и информации). Основой жизненного цикла является катарсис —избавление от прошлого во имя наступления будущего.
Смерть —декомпозиция и даже рекомпозиция, т.е. перестройка и переход на более23устойчивый уровень существования. Причины смерти — в нарушениикомпозиции (иссякании энергии, истечении времени, исчезновенияпространства, разрушении материи и исчерпании информации), смерть —смена идеей своего носителя. Умереть — значит уступить пространство,время, энергию, материю и информацию. Смерть человека — катарсиспланеты.
Ротация людей (миграция идей) — основа, движущая сила жизни.Смерть возникает из-за выполнения предназначения, отторжения идеи инарушения правил композиции жизни. Смерть — смещение диапазонавосприятия сущего. Наука и образование должны быть направлены наформирование человека, эффективно обслуживающего идею, владеющегонавыками работы с информацией на всех этапах ее освоения: от приема ипреобразования — до передачи и катарсиса. Философская антропологиякак наука, изучающая на примере человека биопсихосоциодуховныесвойства сущего.