Диссертация (От эпистемологии власти к онтологии тела - социально-философский анализ), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "От эпистемологии власти к онтологии тела - социально-философский анализ". PDF-файл из архива "От эпистемологии власти к онтологии тела - социально-философский анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Так, Первая мировая война отбросила многих левых (в основном реформистского толка – например, К. Каутского) с интернационалистских позиций на позиции защиты своих национальных государств,что в целом бросило тень на «левизну» социал-демократии. А революция 1917 года и последовавшие за ней события поставили под вопрос правомерность описания политики классических «левых» (большевиков) в качестве левой – даже в тот период, когда основные завоевания революцииещё не были «свёрнуты».В 1834 г. христианский социалист П. Леру в противовес либеральному индивидуализмувпервые употребил термин «социализм». Рясов А.
В. Левые взгляды» в политико-философскихдоктринах XIX-XX вв.: генезис, эволюция, делегитимация. //URL: http://e-libra.ru/read/231700levye-vzglyady-v-politiko-filosofskix-doktrinax-xix-xx-vv.-genezis-yevolyuciya-delegitimaciya.html(дата обращения: 14.07.17).27Дамье В. История анархо-синдикализма: Краткий очерк. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»,2010.28Рясов А.
В. Левые взгляды» в политико-философских доктринах XIX-XX вв.: генезис, эволюция, делегитимация //URL: http://e-libra.ru/read/231700-levye-vzglyady-v-politiko-filosofskixdoktrinax-xix-xx-vv.-genezis-yevolyuciya-delegitimaciya.html (дата обращения: 14.07.17).2633По свидетельству ряда историков, философов, литераторов и политических деятелей (таких,например, как В. М. Волин29, Э. Гольдман30 и А. Беркман31, А. М. Атабекян32, П. А. Кропоткин33,М.
Неттлау34, Р. Роккер35, П. Аршинов36, В. Голованов37 и др.), ранний советский период дискурсивная критика бюрократии соседствовала с реальным нарождением нового бюрократическогоаппарата38, риторика о диктатуре пролетариата – с подавлением рабочего самоуправления39, и расстрелом Кронштадта40, риторика о власти Советов – с переходом всех материально-производительных сил и всех ресурсов - под контроль нового государства, а воззвания к пролетариям всехстран – с тайной расправой над вчерашними соратниками (так, в 1922 году, навсегда покинув Россию, Э. Гольдман напишет: «… в апреле 1918-го, использовалась артиллерия, чтобы разрушитьМосковский Клуб Анархистов и подавить их прессу. Это было перед тем, как Мирбах прибылв Москву. Поле должно было быть «зачищено от беспокоящих элементов», и анархисты сталипервыми жертвами.
С тех пор преследования анархистов никогда не прекращались»). Как вспоминал участник революций 1905 и 1917 годов, один из основателей Санкт-Петербургского Советаи издатель «Голоса труда», публицист, литератор и историк, В. М. Волин, «Чтобы произвести впечатление на народные массы, завоевать их доверие и поддержку, партия большевиков, задействовав весь свой мощный агитационный аппарат, бросила лозунги, которые до сих пор были характерны именно для анархизма.
<…> Но в устах анархистов эти призывы были искренни и имелиВолин В. М. Неизвестная революция 1917-1921. – М.: НПЦ «Праксис», 2005.ГольдманЭ.Э.МоёразочарованиевРоссии,главаIV,//URL:http://ru.theanarchistlibrary.org/library/emma-goldman-moe-razocharovanie-v-rossii (дата обращения:12.07.2017).31Berkman A. The Bolshevik Myth (Diary 1920-1922). – New York: Boni and Liveright, 1925.32Атабекян А.М. Против власти. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.33Кропоткин, П.А. Обращение Кропоткина к рабочим и передовым кругам общественности отекущих событиях / Кропоткин П.А.
– Вопросы философии. – М., 1991 – №11 – С.43–51.34Неттлау М. Федерализм и централизм. //URL: https://piter.anarhist.org/nettlau02-07.htm (дата обращения: 16.08.17).35Rokker R. Der Nationalismus – eine Gefahrenquelle! Aufsatzsammlung, Bd.2, 1949-1953 VerlagFreie Gesellschaft,1980.36Аршинов П. История махновского движения (1918-1921).
– М.: ТЕРРА; «Книжная лавка - РТР»,1996.37Голованов В. Нестор Махно. – М.: Молодая гвардия, 2013.38Волин В.М. Неизвестная революция 1917-1921. – М.: НПЦ «Праксис», 2005, с.172, 269-271;ГольдманЭ.МоёразочарованиевРоссии,главаIV//URL:http://ru.theanarchistlibrary.org/library/emma-goldman-moe-razocharovanie-v-rossii (дата обращения:12.07.2017)..39Эврич П. Русские анархисты. 1905-1917. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006, с.168; ВолинВ. М. Неизвестная революция 1917-1921. – М.: НПЦ «Праксис», 2005, с.242.40Волин В. М.
Неизвестная революция 1917-1921. – М.: НПЦ «Праксис», 2005, с.301-385.293034конкретный смысл, потому что соответствовали либертарным принципам и неразрывно связанной с ними деятельности. В то время как для большевиков те же лозунги означали совершенноиное, отнюдь не то, что формально провозглашалось. Они оставались «словами», не более того»41.Многочисленные свидетельства о репрессиях, начавшихся уже в 1919 году42, ставят под сомнениетеорию Советского Термидора43, который в троцкистском крыле принято считать точкой началаконтрреволюции, то есть отступления советского государства с левых позиций – резко вправо – всторону этатизма, иерархий и мощного аппарата тоталитарной власти44.
С этой точки зрения,Л.Д. Троцкий и его сторонники становятся «левой оппозицией» сталинизму и начинают подвергаться преследованиям и репрессиям45. Во всяком случае, именно такова версия троцкистскогокрыла социализма и сегодняшнего IV Интернационала. Однако репрессии, осуществлявшиесяуже в период правления Л. Д. Троцкого и В. И. Ленина, сформировали «левую оппозицию» и вотношении них самих. Это создало массу теоретических проблем в трактовках революционныхсобытий 1917 года и в целом большевистского проекта.Так, американские единомышленники Э. Гольдман и А.
Беркмана (и просто разнообразныерадикалы) долгое время не могли поверить в то, что риторика советской власти может настолькосильно отличаться от её политических практик. В Европе вплоть до 1960-х годов сохранялось доверие к советской риторике и советской саморепрезентации, а «левая оппозиция» видела в большевиках (уже в сталинистах) – пример для подражания и образец построения свободного рабочего государства, в котором царят равенство и справедливость.
В 1939 году Отто Рюле писал:«<…> именно потому, что Россия называет себя социалистическим государством, она сбивает спути и вводит в заблуждение рабочих всего мира»46.Ярким примером такой политической дезориентированности стала Гражданская война в Испании 1936 года. В документальной повести «Памяти Каталонии» Дж. Оруэлл подробно описалВолин В.
М. Неизвестная революция 1917-1921. – М.: НПЦ «Праксис», 2005, с.140-141.Там же, с.140-141; Атабекян А. М. Против власти. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013,с.19-24.43Троцкий Л. Д. Мировая революция. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2012, с.16-24.44Рахманинова М.Д. Дух и буква революции: критика становления революционного субъекта спозиций левых учений.
Международный научно-исследовательский журнал. № 6 (48) Ч.4. 2016,с.82-85.45Например, Дойчер И. Троцкий: изгнанный пророк, 1929—1940. — М.: «Центрполиграф», 2006.46Рюле О. Борьба с фашизмом начинается с борьбы против большевизма. Автономное издательство, 2012, с. 5.414235свой путь от аполитичного борца с фашизмом, каким он прибыл в Испанию – до человека, разбирающегося во всех различиях между левыми группами, сражавшимися против франкизма. Как имногим другим добровольцам, поначалу ему казалось, что нет никакого смысла разбираться в тонкостях отличий левых групп друг от друга: антифашизм есть антифашизм, война – не время дляполитической полемики.
К концу войны он пришёл к выводу о том, что именно в этих различияхкоренилась одна из ключевых причин поражения Испании перед лицом франкизма: именно разрыв между риторикой и практикой официальной коммунистической партии, поддерживаемойСССР, в конечном счёте, сыграл решающую роль в распределении сил Сопротивления.Сценарий революции 1917 года повторялся: блок левых сил, имевший все шансы на победу,оказался подавлен с помощью цензуры и клеветы номинально левой партии, обладавшей всемиресурсами для того, чтобы обеспечивать себе доверие народа и монополию на информацию о событиях (этот сюжет Дж. Оруэлл положил в основу своей повести «Скотный двор»47).
ИспаниюДж. Оруэлл покинул в тяжёлом разочаровании: «Коммунисты были заняты не тем, чтобы отложить испанскую революцию до более подходящего времени, а тем, чтобы её совсем похоронить.Со временем это стало ещё очевиднее, власть уплывала из рук рабочих, а революционеров всехмастей всё чаще бросали в тюрьмы48, - писал он, - Между тем война с Франко продолжается, нокроме бедняг в окопах никто в официальной Испании не считает её настоящей войной.
Настоящаяборьба идёт между революцией и контрреволюцией, между рабочими, тщетно пытающимисяудержать то немногое, чего они добились в 1936 году, и блоком либералов и коммунистов,успешно у них это отбирающими. К сожалению, очень немногие в Англии поняли, что коммунизм теперь – контрреволюционная сила49 <…> поскольку Россия и Мексика были единственными странами, открыто поставлявшими оружие, русские смогли не только получать деньги засвоё оружие, но и навязывать свои условия.
В самом грубом виде они выглядели так: «Подавитереволюцию или больше не получите оружия» Поведение русских принято объяснять тем, чтоесли в действиях России усмотрят подстрекательство к революции, франко-советский пакт (и же-Оруэлл Дж. Скотный двор. – М.: АСТ:АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2008.Оруэлл Дж. Памяти Каталонии. – М.: Издательство АСТ, 2016, с.75.49Там же, с.262.474836ланный союз с Великобританией) окажется под угрозой; кроме того, возможно, что зрелище подлинной революции в Испании отозвалось бы нежелательным образом в самой России»50.
Отличием от послереволюционной России в Испании было, пожалуй, лишь то, что троцкистскоекрыло Сопротивления (ПОУМ) действительно было революционным и потому – в буквальномсмысле левым. Сам Дж. Оруэлл связывал это с тем, что под троцкизмом многие его члены понимали не столько преданность Троцкому или одобрение его позиций по Кронштадту51, сколькоидею о необходимости мировой революции52.Вот лишь некоторые эпизоды истории и политической практики, существенно затрудняющиена сегодняшний день использование понятия «левый» в его классическом смысле. В самом деле,что подразумевается под ним сегодня? Образы красных диктатур (таких, как, например, сталинская или маоистская), легитимизировавших своё существование с помощью эпизодической декларативной опоры на левую риторику? Однако их практика слишком радикально расходилась стеми осколками исходной левой теории, на которую они опирались, чтобы их можно было продолжать относить к «левым».