Диссертация (Традиция и новация в «Аргонавтике» Аполлония Родосского (лексика – композиция – стиль)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Традиция и новация в «Аргонавтике» Аполлония Родосского (лексика – композиция – стиль)". PDF-файл из архива "Традиция и новация в «Аргонавтике» Аполлония Родосского (лексика – композиция – стиль)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Бейе пишет, что эту роль в произведении Аполлонияиграет образ Геракла, который, хотя и покидает героев в первой песни,продолжает им помогать в четвертой песни (Beye 1982: 37).484930вторая связана с реальной действительностью» 51. Критики отмечают,что поэма Каллимаха, как «Аргонавтика», не представляла собойорганическое целое и по своей структуре напоминала собой каталог52.П. Бинг называет это произведение «компендиумом историй»,объясняющих настоящее через «отсылки к их «причинам» впрошлом»53.О.В.Смыкасчитает,чтоформакаталогапозволялаалександрийским поэтам раскрыть тему своего произведения «сисчерпывающейполнотой,художественныммастерствомизанимательностью»54.
Кроме того, она позволяла избежать длинногомонотонного повествования, которое осуждал Каллимах. Как пишетН.А. Чистякова, «большому объему гомеровских эпопей, по двадцатьчетыре песни в каждой, было противопоставлено искусство умениярассказать мало о многом»55. В.П. Завьялова определяет спецификунарратива эллинистической эпохи следующим образом: «На сменуэпической растянутости приходит динамичная повествовательностькраткого мифологического эпизода»56.Насколько можно судить по сохранившимся фрагментам поэмы«Причины» (fr.
7, 19 – 34; 12, 2 – 6; 18, 5 – 13; 19 – 21 Pf), Каллимах, вотличие от современных исследователей, например П. Фрэзера, несчитал путешествие аргонавтов традиционной темой и сам занимался515253545556Завьялова 2009: 236Beye1982: 7Bing 1988: 71Смыка1976: 352 – 353Чистякова 1988: 105Завьялова 2009: 13431ее изучением. Прежде в научной литературе было распространеномнение, что Каллимах и Феокрит хотели показать Аполлонию, что наизбранную им тему можно написать не «большую книгу», а несколькоэпиллиев57. Теперь принято считать, что Аполлоний Родосскийнаписал «полномасштабную эпическую поэму»58, потому что темапутешествияаргонавтов«прежденеполучаласколько-нибудьсистематического изложения»59.Иногда александрийские поэты в своих произведениях приводятразные версии одного и того же мифа. Например, в поэмахКаллимаха и Аполлония не совпадают маршруты, по которымаргонавты плывут из Колхиды обратно в Иолк.
Н.А. Чистяковаобъясняет это несоответствие следующим образом: «Необходимостьизменения маршрута – дань традиции: путь из сказочной странысмерти не должен повторять путь, пройденный к ней. Аполлонию жеэтот новый маршрут позволяет лишний раз продемонстрироватьсвою ученость, а заодно связать его со всем идейным замыслом поэмы.Упомянув как бы вскользь о египетских жрецах, нашедших этот путь исоставивших его описание (ст. 259), Аполлоний сумел увязать сведениясказочно-мифологическойгеографиидревнейшихвременсреальными географическими представлениями своего времени»60. П.Гендельдаетэтомудругоеобъяснение:«Аполлоний,хорошознакомый с произведениями Каллимаха, стремится дополнить и57585960Garson 1972: 9Köhnken 2010: 100Смыка 1972: 108Чистякова 1988: 11332исправить его данные таким образом, чтобы его собственная версиястала видна наиболее ясно»61.Несоответствия сведений о возвращении аргонавтов из Колхидыв Иолк свидетельствуют, прежде всего, о том, что в библиотекеМусейонаКаллимахиАполлонийрасполагалиразнымиисточниками, и могли судить, достоверны сообщаемые в них сведенияили нет.
Как пишет Дж. Клаусс, с помощью этиологий «Аполлонийподчеркивает важные места и события, связанные с маршрутомАрго»62. А.Ф. Лосев считает, что «александрийцы, можно сказать,превратили греческую поэзию в музей, в инвентарную книгу, в горыцитат, резюме, каталогов, компиляций»63.В«Аргонавтике»такженашелотражениеинтересэллинистических поэтов «к человеку и человеческому в его внешнем –бытовом – и внутреннем – психологическом – проявлениях»64.
КакпишетН.АЧистякова,мифвпоэмеАполлонияРодосского«трансформировался в «быт», созданный некогда комедийным иямбическимритуальнымижанрами,атеперьобогащаемыйсредствами реальной действительности»65. Исследователи отмечают,что александрийский поэт в «Аргонавтике» с тонким юмором создаетэпизоды на традиционные эпические темы 66. Гера и Афина во времявизита к Афродите ведут себя как светские дамы, а Эрот в разговоре с616263646566Händel 1964: 52 – 53Clauss, Cuypers 2010: 137Лосев 2000: 470Смыка 1976: 352Чистякова 1988: 110Lennox 1980: 7133матерью предстает как неуправляемый подросток67. Когда Ясон иМедея приплывают после убийства Апсирта к Кирке, та, как «нервнаятетушка»68, обращается к Медее на родном языке, чтобы герой непонимал, что она ей говорит.
Арета убеждает Алкиноя не выдаватьМедею колхам доводами, которые в подобных ситуациях обычноприводят женщины69.Таким образом, В.П. Завьялова, которая считает, что «основаразногласий поэтических принципов Каллимаха и его ученика,заключается в «ироничном, насмешливо-снисходительном взгляде натрадиционную мифологию»70 первого и традиционно-торжественномстиле второго, не совсем права.В своей поэме основное внимание автор уделяет не описаниюподвига Ясона, а любви его и Медеи, показав ее в развитии.
Как пишутисследователи, например Т. Вебстер и А. Буллох, романтическоечувство становится у Аполлония главной темой, благодаря которойэпическомужанрузадаетсярадикальноновоенаправление71.Композиционно поэт это подчеркивает, начав третью книгу своегопроизведения с обращения к Эрато, музе любовной поэзии. В центреповествования изображаются реальные мужчина и женщина72. Этопозволяет некоторым исследователям считать «Аргонавтику» началом676869707172Beye 1982: 127Webster 1964: 76Beye 1982: 152Завьялова 2009: 75Webster 1964: 51, Bulloch1985: 591Beye 1982: 14734любовного романа73.
Как отмечает П. Фрэзер, очередной разподчеркивая, что «Аргонавтика» – изолированное произведение, вэтой поэме нашел отражение характерный для александрийскойпоэзии интерес к эротическим темам74 и психологии.Как пишет Н.А. Чистякова, «подобная новация отвечала новойпрограмме эллинистических поэтов и удовлетворяла запросы ихслушателей и читателей»75. Именно «совмещение старой эпическойтрадициииновыхдостиженийутонченной,психологическисубъективной, изящной поэзии александризма»76, новизна восприятияэпического материала, рождение индивидуальной неповторимостихарактеров героев, по мнению А.А.
Тахо-Годи, представляют в«Аргонавтике» особый интерес77.Таким образом, в произведении Аполлония Родосского «новоеспецифически-эллинистическоесодержание,новыеэстетическиепринципы, реализовавшись в принятой жанровой форме, со своейстороны вызвали некоторые сдвиги старого эпического канона»78.
Этовполне соответствует программе Каллимаха, который призывал своихсторонников на основании предшествующей литературы создаватьоригинальные произведения. Как пишет Н.А. Чистякова, «дляКаллимаха и его единомышленников традиция указывает путь кновациям, для противников – требует неукоснительного соблюдения737475767778Webster 1964: 48, Beye 1982: 79Fraser 1972: 625Чистякова 1999: 93Тахо-Годи 1997: 249Там же:: 251Смыка 1973: 10935нормврамкахкаллимаховскогостарыхстилянеизменныхВ.П.Завьяловажанров»79.определяетОсобенностиследующимобразом: «Исходным пунктом этого стиля будет строгая внешняятрадиционность, в данном случае – следование гомеровской традиции,как в оформлении текста, так и в лексическом отборе. Нотрадиционность прикрывает нечто совсем иное, антитрадиционное»80.В следующем разделе мы рассмотрим две точки зрения, в чемэто «антитрадиционное» заключается. Одни исследователи считают,чтоКаллимах,пропагандировалиспользуярадикальныйцитатыиздревнихстрадицией,разрывавторов,другиеутверждают, что он и его сторонники, вызывая у читателейопределенные ассоциации, в то же время подчеркивали контрастмежду своими произведениями и предшествующей поэзией.
Обегруппыисследователейрассматривают«Аргонавтику»какпроизведение сторонника, а не противника Каллимаха.1.2. «Аргонавтика» как «каллимаховский эпос»Вмонографии««Аргонавтика»АполлонияРодосского:каллимаховский эпос» М. Де Форест ставит перед собой задачуопровергнуть традиционное мнение, согласно которому АполлонийРодосский написал «гомеровский эпос для александрийского мира»81.Исследовательница доказывает, что в «Аргонавтике» вступают в798081Чистякова 1988: 72.Завьялова 2009: 51Webster 1964: 4936борьбу «гомеровская и каллимаховская силы» 82. Аполлоний, каккаллимаховский повествователь, одерживает победу над своимигомеровскими героями, убрав из своего произведения Геракла, символэпической поэзии, и введя в него историю любви. По мнению М.
ДеФорест,Аполлонийзаявляетосвоейпозиции,завершив«Аргонавтику» «причиной» основания Феры легендарным предкомКаллимаха аргонавтом Евфемом. Таким образом, она показывает, чтопоэма написана вопреки эпическому жанру, а не в соответствии с егоканонами, как было принято считать прежде, поскольку критикагомеровского мира исходит изнутри него самого.Исследователи, которые разделяют эту точку зрения, видят впроизведенииАполлонияРодосскогоироничноеидажеюмористическое отношение к эпической традиции83. Они считают,чтопомещаягомеровскиеситуациивновыйконтекст,онпереворачивает их и делает абсурдными.
В качестве примераисследователи приводят битву аргонавтов с долионами, их друзьями,описанную Аполлонием как типическая сцена андроктасии84, илисражение с Стимфалийскими птицами85. Таким образом, по ихмнению, Аполлоний подчеркивает антивоенный характер своейпоэмы86.Кроме того, исследователи отмечают, что в «Аргонавтике»происходит смешение военной и любовной сфер. Как считает Л.8283848586De Forest 1994Lennox 1980: 72De Forest 1994: 7Fränkel 1968: 264Effe 200137Ниберг, выстрел Эрота, который является иронической аллюзией навыстрел Пандара в четвертой песни «Илиады», показывает, что впоэме Аполлония события будут развиваться не в традиционномнаправлении87.
По мнению Б. Павлок, щит Ахилла, которыйпослужил моделью для описания плаща Ясона, становится в«Аргонавтике «ироническим символом» перехода от воинской силы ксиле эротической88. Б. Эффе в своей статье показывает, чтоалександрийскийпроизведениемпоэтиподчеркиваетпредшествующейдистанциюмеждулитературой,своимпереносявлюбовную сферу сравнения, которые традиционно использовалисьпри описании военных действий89. Таким образом, по мнению этойгруппы ученых, в «Аргонавтике» проявляется антигомеровскаяпозиция Аполлония90.