Диссертация (Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя), страница 11

PDF-файл Диссертация (Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя), страница 11 Филология (31208): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя) - PDF, страница 11 (31208) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя". PDF-файл из архива "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Гоголь, конечно, помнило гадаринском бесноватом, об этом свидетельствует пословица «Хвалился чорт всеммиром овладеть, а Бог ему и над свиньей не дал власти», которую Гоголь упоминаетв письме к С.Т. Аксакову (XII, 391). В повести появление свиньи – сначала вразговоре о ружье, с которого началась ссора, а потом и сразу после подачи жалобы –можно рассматривать как знак вмешательства бесов в жизнь главных героев, символбогоотступнической сути этой тяжбы: «В это время бурая свинья вбежала в комнатуи схватила, к удивлению присутствовавших, не пирог или хлебную корку, нопрошение Ивана Никифоровича, которое лежало на конце стола, перевесившись55листами вниз» (II, 478).Это событие дает новый виток затихнувшей на время вражде – ИванНикифорович обвиняет Ивана Ивановича, что тот специально подучил свою свиньюсовершить это «злодеяние»: «…оная свинья есть животное глупое и тем пачеспособное к хищению бумаги.

Из чего очевидно явствует, что часто поминаемаясвинья не иначе как была подущена к тому самим противником, называющим себядворянином Иваном, Ивановым сыном, Перерепенком» (II, 484).В конце повести герои переносят вражду даже в церковь, «перенося, темсамым, прозаическую ссору в совершенно иную духовную перспективу. Самимвторжением в праздничный день демона разлада в это духовное пространствоподчеркивается отказ героев от любви Бога и отказ от Его благодати» [Есаулов 2004:243].Под влиянием ссоры меняется и общая тональность повести.

Праздничная,солнечнаяатмосферасменяетсяунылой,дождливой:«Праздничныйденьоборачивается днем скучным и больным, окна церкви поэтому “обливалисьдождливыми слезами”» [Есаулов 2004: 244]. Само описание церкви словно отражаетвнутреннее состояние героев: «Свечи при пасмурном, лучше сказать – больном дне,как-то были странно неприятны; темные притворы были печальны; продолговатыеокна с круглыми стеклами обливались дождливыми слезами» (II, 496). Этоомраченное внутреннее состояние героев в конце повести созвучно помете писателя,оставленной им на полях Библии: «Ненавидяй брата – во тьме» (IX, 149).ПометынаБиблиисвидетельствуютобинтересеГоголяктемамвзаимоотношений между людьми, любви и ненависти, прощения. Так, например, вПервом Соборном Послании св. апостола Иоанна Богослова писателя привлеклислова: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3: 11–18), – он отметил их подчеркиванием и пометой «Кто суть любящие инелюбящие брата» (IX, 150).

Судьба таких людей раскрывается во второй главе этого56же послания в стихах 9 и 11, на полях которой Гоголь сделал пометы, отражающиесмысл новозаветного отрывка: «Ненавидяй брата – во тьме» (IX, 149), «Любящийбрата ходит во Свете» (IX, 150).Явные смысловые взаимосвязи прослеживаются между повестью и началомчетвертой главы Соборного Послания св. апостола Иакова, напротив которой Гогольсделал запись «Откуда брани и свары?» (IX, 149): «Откуда у вас вражды и распри? неотсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете;убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и неимеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не надобро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.

4: 1–3). Здесь вполнеочевидна смысловая параллель с гоголевской повестью: Иван Иванович хотелприобрести ружье не для какой-либо пользы, а просто – чтоб было. Он просил – и неполучил. Из-за этого и началась вражда.Многие повести Гоголя, при всей их веселости и легкости, полны глубокогосмысла и потому раскрываются только при внимательном прочтении. Евангельскиепараллели, которые обнаруживаются в них, способствуют более глубокомупониманию нравственного смысла произведений.

Таким нравственным смыслом,имеющим большое воспитательное значение, в «Повести о том, как поссорился ИванИванович с Иваном Никифоровичем» является заповедь о евангельской любви кближнему, подразумевающей прощение, нарушение которой всегда чреваторасплатой: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).§5. «Не участвуйте в делах тьмы» (Еф.

5: 11). О смысле финала повести «Вий»Библейская реминисценция «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы» (Еф. 5:11) проясняет смысл финала повести Гоголя «Вий»: за отступление от праведногообраза жизни, за участие в делах тьмы неминуемо следует возмездие – такова логика57причинно-следственной связи событий, приведших к гибели главного героя ХомыБрута.

Гоголю был дан удивительный дар обостренного ощущения мирового зла,которое он понимал как проявление темных, дьявольских сил в мире. «Человек,родившийсясчувствомкосмическогоужаса,видевшийвполнереальновмешательство демонических сил в жизнь человека» [Мочульский 2004: 154]. ЧуткаядушаГоголявыплеснулаэтоощущениевпризыве-предупрежденииксоотечественникам в «Выбранных местах из переписки с друзьями»: «Диаволвыступил уже без маски в мир <...> он перестал уже и чиниться с людьми. С дерзкимбесстыдством смеется в глаза им» (VI, 201).В «Вие» Гоголь призывал читателей задуматься о своей жизни. Как пишетсовременныйисследователь:«Фольклорныеиэтнографическиереалии,использованные Гоголем с таким мастерством в его ранних произведениях,выполняют функцию притчи, иносказания, с помощью которых писатель говоритнам о том же, о чем будет сказано в «Ревизоре» и «Мертвых душах», – то есть одобре и зле, о силе Божией и силах тьмы, поле битвы которых – сердце человеческое(как скажет об этом Достоевский)» [Воропаев 2007: 133].

Страх Божий и память оСтрашном суде способны удерживать людей от «участия в делах тьмы».В многоплановом содержании повести переплетены различные библейскиереминисценции. Среди них – свет и тьма: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»(1 Ин. 1: 5). Эта мысль неоднократно звучит в Библии. Примечательна карандашнаяпомета Гоголя на полях Библии: «Сокровище света носим в немощных телах» (IX,154).В художественном мире повести можно проследить антитезу «свет» – «тьма».Светлому дню противопоставлен ночной разгул нечистой силы: «Вдруг <...> средитишины <...> с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец.

Ещестрашнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, всудорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь58поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитыестекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела вБожью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всюцерковь» (II, 448). Не случайно при описании ночи упоминается ад: «Ночь былаадская. Волки выли вдали целою стаей. И самый лай собачий был как-то страшен».Хома гибнет перед третьим – последним – криком петуха, символом окончания ночи(тьмы) и начала дня (света).Противопоставление света и тьмы звучит контрастной полифонией на всехуровнях формы и содержания.

Тьма присутствует и в мыслях героя: «Какая-тотемная мысль, как гвоздь, сидела в его голове. За вечерей сколько ни старался онразвеселить себя, но страх загорался в нем вместе с тьмою, распростиравшеюся понебу» (II, 442).За участие в делах тьмы неизбежно придется давать ответ на Божьем суде. ВНовом Завете греческое слово «суд» (крисис) часто означает не столько «выноситьрешение», сколько «разделять».

В Евангелии от Матфея Страшный суд описываетсяименно как разделение, отделение: «Когда же приидет Сын Человеческий во славеСвоей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутсяпред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец откозлов» (Мф. 25: 31–33). Божий суд судит, то есть разделяет людей, по их делам:участвуют ли они в «делах тьмы» или нет.Апокалипсический мотив присутствует не только во внешних деталях, но и вглубинном смысле повести.

Тьма – это зло не только вне, но и внутри самогочеловека: как извращение человеческой природы, как омертвение души.Хома Брут вовсе и не желает участвовать в делах темных сил – но власть тьмывтягивает его в свои дела. Вот здесь и проверяется твердость веры. Об этомразмышлял Гоголь, написавший на полях своей Библии «Стойте твердо» (IX, 157)напротив строк Второго послания к Фессалоникийцам св. апостола Павла: «Итак,59братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланиемнашим» (2 Фес.

2: 15). С первых же страниц «Вия» писатель показывает слабостьверы и непристойную жизнь бурсака, богослова Хомы Брута, который постоянно исознательно нарушал заповеди, в чем сам признавался: «Я святой жизни? <…> Бог свами, пан! Что вы это говорите! да я, хоть оно непристойно сказать, ходил кбулочнице против самого страстного четверга» (II, 431). Это признание героясвидетельствует о его духовном изъяне, открывающему путь бесам.

Он оказывается«нечестивым», хотя, как бурсак, не имеет на это право.Хома хочет быть сильным и подзадоривает себя: «Чего бояться? <...> Да и что яза козак, когда бы устрашился?» (II, 440). Он способен собраться с силами: однаждымолитвой победил оседлавшую его, как верхового коня, ведьму. Но в целом онрасслаблен и оправдывается поговоркой: «Чему быть, того не миновать» (II, 417).Поэтому и был втянут в дела тьмы, не смог выдержать испытания: ««Не гляди!» –шепнул ему какой-то внутренний голос.

Но не вытерпел он и глянул» (II, 449). Врезультате «бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него отстраха» (II, 449). Нарушение героем запрета «не гляди» невольно ассоциируется сослушанием Бога жены Лота, оглянувшейся на гибнущий Содом 6 и превратившейсяв соляной столп.Гоголь отмечает у своего героя «странное любопытство» и нетерпение, котороеи погубило его: «Он [Хома – Е.Г.] отворотился и хотел отойти; но по странномулюбопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющемучеловека особенно во время страха, он не утерпел, уходя, не взглянуть на нее ипотом, ощутивши тот же трепет, взглянул еще раз» (II, 439).Внутренний голос предостерегал Хому от зрительного контакта с нечистойсилой: «Не гляди!» (II, 449).

Идея нарушения этого запрета последовательно развитаСодом и Гоморра – знаменитые библейские города, ставшие символом безнравственности, за что и6были разрушены Богом.60Гоголем в сюжете повести: не гляди (как запрет) – глянул (нарушил) – умер от страха(следствие).

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5258
Авторов
на СтудИзбе
419
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее