Диссертация (Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя". PDF-файл из архива "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
ГОГОЛЯ НА БИБЛИИ 1820 ГОДАИЗДАНИЯ§1. Из истории изучения пометИзучение помет Гоголя на принадлежавшей ему Библии чрезвычайно важнодля науки, ведь его произведения буквально пронизаны ветхо- и новозаветнымиреминисценциями. В русской культуре вдумчивое чтение Библии с карандашом вруках можно рассматривать как своеобразную традицию. До нас дошли Библии смаргиналиями В.А.
Жуковского, П.Я. Чаадаева, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского,А.П. Чехова. Изучение влияния Священного Писания на творчество русскихписателей в последнее время приобрело особую актуальность. Изданы Евангелие спометами Ф.М. Достоевского [Евангелие Достоевского 2010], Новый Завет впереводе В.А. Жуковского [Новый Завет... 2008]. Недостаточно разработаннымостается вопрос о надписях на Библиях, принадлежащих П.Я. Чаадаеву иА.П. Чехову. Особый интерес вызывают гоголевские маргиналии, они требуют такогожетщательногоисследования,какойбылсделан,например,дляпометФ.М.
Достоевского.ГоголевскимимаргиналияминаБиблиивпервыезаинтересовалисьисследователи И.А. Виноградов и В.А. Воропаев. В статье «Карандашные пометы изаписи Н.В. Гоголя в Славянской Библии 1820 года издания» [Виноградов, Воропаев1998] были опубликованы пометы, дана их предположительная датировка. Точноизвестен год, когда Гоголь подарил свою Библию сестре Анне Васильевне. Одна изтрех надписей на форзаце, сделанная ее рукой, гласит: «Сия книга получена от братамоего Николая Васильевича Гоголя 1850го в Деревне Васильевке» [РО ИРЛИ]. Этобыло последнее посещение родного поместья писателем.
Библия могла быть30подарена либо по приезде – в июле, либо, что более вероятно, при отъезде в Одессу всередине октября.Некоторые наблюдения позволяют предположить, к каким годам относятсяпометы в принадлежащей Гоголю Библии. Авторы статьи приводят следующиефакты. Наклеенная на обороте первого листа литография, выпущенная немецкимиздательством и по композиции напоминающая картину А.А.
Иванова «ЯвлениеХриста народу», указывает, что Библия была с писателем и ранее за границей.Возможно, именно об этой Библии упоминала А.О. Смирнова в письме кВ.А. Жуковскому от 23 июня 1843 года, отправленном из Бадена в Эмс: «...скажитеГоголю, что он должен непременно меня видеть, нам надо поговорить об Иванове<художник А.А. Иванов>, да и Библия его у меня» [Гоголь в воспоминаниях...: II,198].Другим фактом, помогающим установить хронологические границы помет,является их соотнесенность с выпиской «Пророчества о Христе» (1843–1844) (IX,105), в частности, с содержанием выписки прямо перекликаются некоторые пометы вКниге пророка Исаии и в Книге пророка Захарии.
Другие пометы – в Послании кЕвреям св. апостола Павла – соотносятся со строками статьи «О театре, ободностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности», датированной 1845годом. Вопрос, когда именно книга попала к Гоголю, остается пока неизученным.Воспоминания О.Н. Смирновой свидетельствуют, что Библия 1820 годаиздания, ныне хранящаяся в РО ИРЛИ, не была единственной, на которой писательоставлял пометы: «Библия с его отметками, которую он читал с моейвоспитательницей-англичанкой (говорившей очень хорошо по-русски), после егосмерти была отослана этому другу нашего дома» [Гоголь в воспоминаниях: II, 300].Развивая эту тему в комментариях к IX тому Полного собрания сочинений иписем в 17 томах, исследователи упоминают и о других изданиях Библии, которымипользовался Гоголь.
Княжна В.Н. Репнина вспоминала, что летом 1839 года писатель31пользовался изданием, подаренным ему перед смертью графом И.М. Виельгорским:«Я застала Гоголя в моей комнате с книгою в руках и спросила его, что это за книга;он мне ее передал. Это была Библия; на первом листке дрожащей рукой покойногоВиельгорского написано было: «Другу моему Николаю. Вилла Волконская»; числа яне помню.
Гоголь сказал мне: эта книга вдвое мне святее» [Гоголь ввоспоминаниях...: III, 100].Писатель читал Библию на разных языках. В конце 1850 года А.С. Стурдзаписал из Одессы Н.В. Неводчикову (впоследствии архиепископ КишиневскийНеофит):«ГогольприлежнозанимаетсягреческоюБиблией...»[Гогольввоспоминаниях...: III, 633]. Запись об этом сохранилась также в дневникеЕ.А. Хитрово (от 26 января 1851 года): «Гоголь читает всякий день главу из Библии иЕвангелия на славянском, латинском, греческом и английском языках. Гоголь: “Какстранно иногда слышать: «К стыду моему, должна признаться, что я не знаюславянского языка!» Зачем признаваться? Лучше ему выучиться: стоит две неделиупотребить”» [Гоголь в воспоминаниях...: III, 746]. Стоит отметить, что Гогольпользовался церковнославянским переводом Библии, т.
к. полного перевода нарусский язык в то время не существовало.В упомянутой статье был дан список обнаруженных помет, позднее он былвключен в IX том 17-томного собрания сочинений Н.В. Гоголя. Однако, в научномописании гоголевских помет были некоторые неточности, затрудняющие ихобъективное исследование. На это указывает статья Ю.В. Балакшиной «ПометыН.В. Гоголя в Книге Бытия: материалы и интерпретация» [Балакшина 2007].Поводом для ее написания стало желание автора предложить свой взгляд на«интерпретацию своеобразного гоголевского текста, возникшего на полях Книгикниг» [Балакшина 2007: 303], а также исправить замеченные погрешности.В ходе исследования страниц Книги Бытия Ю.В. Балакшина сделала вывод,что пометы писателя, принятые другими исследователями за подчеркивания, по сути,32есть просто отпечатки в силу особенностей книги.
Данное издание Библии имеетспециальные замочки, из-за чего страницы книги долгое время находились встиснутом положении – по этой причине подчеркивание, сделанное простым чернымкарандашом, отпечаталось на противоположной странице. Возможно, на это такжеповлиял сырой воздух Санкт-Петербурга (напомним, что книга хранится в отделедревлехранилища ИРЛИ РАН).Ю.В. Балакшина отметила в своей статье три случая из опубликованных ранеепомет, где имеет место не подчеркивание, а отпечаток: Быт.
8: 2–6, Быт. 8: 11–13,Быт. 20: 2–7. Также она обратила внимание на единственный рисунок Гоголя наполях Библии – руку с поднятым указательным пальцем, который расположен околоотчеркнутого фрагмента 38-й главы Книги Бытия, повествующего о родах Фамари(Быт. 38: 27–30).Новые отчеркивания, найденные исследовательницей, дополняют известныйранее список гоголевских помет:– Отчеркнуто на полях напротив стиха «И сказал ему Господь: за то всякому,кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Быт. 4: 15) [Балакшина 2007: 310].– Отчеркнуто на полях напротив стиха «И сказал Ламех женам своим: Ада иЦилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим» (Быт.
4:23) [Балакшина 2007: 308].– Отчеркнуто на полях напротив стихов «И сказал Господь: не вечно ДухуМоему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни ихсто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени,как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: этосильные, издревле славные люди» (Быт. 6: 3–4) [Балакшина 2007: 308].– Подчеркнуты слова: «чистых введи» (Быт. 7: 2) [Балакшина 2007: 309].– Нарисовано облако и указующий перст напротив начала 38 главы КнигиБытия [Балакшина 2007: 305].33Исследовательница обратила внимание на специфику распределения помет вБиблии: во многих книгах они вообще отсутствуют, а в ряде пророческих книг ипосланиях св. апостола Павла сконцентрированы в максимальном количестве.
ИзПятикнижия внимание Гоголя привлекла только первая, на остальных книгахмаргиналий не обнаружено.В своей статье Ю.В. Балакшина ограничилась анализом Книги Бытия; одной изпричин, повлиявшей на выбор материала, стало типологическое разнообразие помет:на полях Ветхого Завета встречаются отчеркивания, подчеркивания, текстовыепометы и рисунки, тогда как на полях Нового Завета присутствуют только текстовые.В своей статье Ю.В. Балакшина предприняла попытку сделать формальную итематическую типологию гоголевских помет.Внимание Гоголя привлекла тема обещания Богу, где условия жертвыопределяет человек, а не Бог. Напротив стихов, повествующих об обете Иакова, оннаписал: «Первая жертва своевольная <?> по обету» [Балакшина 2007: 306].Исследовательница соотнесла это с двумя событиями в его жизни – работой над«Мертвыми душами» и намерением совершить паломничество в Иерусалим: «Черезбиблейский текст между работой над поэмой и паломничеством ко Гробу Господнюустанавливается прямая связь.
<...> Писатель ждет благословения на свой труд иобещает совершить нелегкое путешествие. И в то же время обещает служить Богупророчески-писательским словом, если получит от Него благословение напаломничество» [Балакшина 2007: 307].В тематической группе еды писателя интересовала в первую очередь тема«запрета», ограничения в сфере пищи. Ю.В. Балакшина приводит две версии такогоинтереса: опыт болезни, связанной с желудочным расстройством, и проблемаличного очищения.