Диссертация (Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя". PDF-файл из архива "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВАНа правах рукописиГОЛУБЕВА Екатерина ИвановнаБИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯСпециальность 10.01.01 – Русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –доктор филологических наук, профессорВОРОПАЕВ Владимир АлексеевичМосква 2016ОГЛАВЛЕНИЕВведение..................................................................................................................41 главаБиблия и русская литература...........................................................................14§ 1. Священное Писание в жизни Н.В. Гоголя...................................................14§ 2.
Н.В. Гоголь и традиция обращения русских писателей к Библии.............242 главаКарандашные пометы Н.В. Гоголя на Библии 1820 года издания.............30§ 1. Из истории изучения помет...........................................................................30§ 2.
Новонайденные автографы на Библии.........................................................36§ 3. О смысловом сходстве помет Н.В. Гоголя с библейским текстом впроизведениях писателя..................................................................................................413 главаБиблейский текст в ранней прозе Н.В.
Гоголя (1828–1842).........................46§ 1. «Мне отмщенье, Аз воздам» (Рим. 12: 19). Тема отмщения в повести«Страшная месть» и ее библейские параллели.............................................................46§ 2. «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы» (Лк.12: 2). Евангельскиепараллели в повести «Нос».............................................................................................49§ 3. «Мирись с соперником своим скорее» (Мф.
5: 25). Тема прощения в«Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»..........53§ 4. «Не участвуйте в делах тьмы» (Еф. 5: 11). О смысле финала повести«Вий».................................................................................................................................5724 главаОсобенности библейского текста в позднем творчестве Н.В. Гоголя (1842–1852)...................................................................................................................................63§ 1.
Библейские реминисценции в повести «Шинель».......................................63§ 2. Образ дороги в поэме «Мертвые души»: библейский контекст..................70§ 3. Библейский текст в «Выбранных местах из переписки с друзьями».........795 главаЭволюция библейского текста в творчестве Н.В.
Гоголя ............................85§ 1. Библейский текст в свете этико-религиозных воззрений Н.В. Гоголя.......85§ 2. «Сквозные» библейские мотивы в творчестве Н.В. Гоголя ........................92Заключение..........................................................................................................105Список сокращений книг Библии ..................................................................110Библиография......................................................................................................1123ВВЕДЕНИЕВ последние десятилетия в отечественном литературоведении интенсивноразвивается направление, связанное с изучением влияния Библии на творчестворусских писателей.
Ежегодно проходит международная конференция «Евангельскийтекст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет,жанр», материалы которой публикуются с 1990 г. в серийном научном издании«Проблемы исторической поэтики». Были изданы исследования, посвященные ролиСвященного Писания в жизни и творчестве русских классиков: В.А. Жуковского[НовыйЗавет...2008],Ф.М. Достоевского[ЕвангелиеДостоевского2010],Л.Н.
Толстого [Кириченко 2008], Н.В. Гоголя [Воропаев 2013; Гольденберг 2014;Денисов 2012; Михед 1997 и др.] и других писателей. Данная диссертацияпродолжает развивать это научное направление.Объектом исследования является творческое наследие Гоголя. Предметомизучения выступает библейский текст в его творчестве, который может бытьпредставлен в виде цитат, аллюзий, реминисценций, карандашных помет писателя напринадлежащей ему Библии, мотивов, сюжетов, отзвуков и многого другого.В диссертационной работе предложена целостная картина библейского текста втворчестве Гоголя, предпринята попытка выявить его различные виды, занимающиеособое место в структуре гоголевских произведений и имеющие важное значениедля их интерпретации. Один из путей к адекватному пониманию смысла творенийписателя пролегает через изучение его маргиналий на Библии.
Отмеченные Гоголемместа конкретизируют различные аспекты того содержания, которое он черпал изСвященного Писания. Изучение помет и их связи с библейским текстом впроизведениях открывают нам более глубокие и адекватные авторскому замыслусмыслы его сочинений.Материалом исследования являются произведения Гоголя (прежде всего,4повести «Страшная месть», «Нос», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович сИваном Никифоровичем», «Вий», «Шинель», поэма «Мертвые души», книга«Выбранные места из переписки с друзьями»), карандашные пометы писателя на еголичной Библии 1820 года издания, мемуарные свидетельства. Критерий отборапроизведений для анализа заключался в выборе наиболее ярких и показательныхпримеров с точки зрения особо важной в них роли библейского текста.
Вдиссертационной работе установлена тесная связь между художественной ипублицистической мыслью Гоголя, выявлены «сквозные» и «узловые» темы,неизменно возникавшие в гоголевских сочинениях на каждом новом этапе егодуховного развития.Цель диссертационной работы – изучение библейского текста в произведенияхГоголя, исследование его карандашных помет на Библии.Задачи исследования:1) обобщить достижения литературоведения в изучении библейского текста втворчестве Гоголя;2) изучить карандашные пометы писателя на принадлежавшей ему Библии1820 года издания;3) рассмотреть влияние Священного Писания на жизнь и творчество Гоголя;4) проанализировать различные виды библейского текста (цитаты, аллюзии,реминисценции, мотивы и др.) в произведениях писателя;5) исследовать библейский текст на разных уровнях формы и содержания(языковом, стилистическом, семантическом, сюжетном, композиционном);6) выявить и проанализировать сквозные библейские мотивы в произведенияхГоголя.Анализ библейского текста в сочинениях писателя предполагает решениеметодических и теоретических проблем, в частности, необходимость пояснениянаиболее актуальных для исследования терминов.
В диссертации «текст в тексте»5понимается широко: как введение текста Библии в оригинальный гоголевский.Библейский текст может быть представлен в видецитат, т. е. включения библейских слов в гоголевский текст, которые могутбыть прямыми (дословное воспроизведение), скрытыми (в отличие от прямых невсегдаоформляютсякавычками),косвенными(возможнограмматическоеперестроение фразы при сохранении смыслового содержания);аллюзий (лат. allusio – «намёк, шутка»), которые содержат отчётливыйнамёк или явное указание на библейское высказывание, сюжет или образ;реминисценций (лат. reminiscentia – воспоминание), в нашем случаеопределяется как сознательное или неосознанное воспроизведение писателем текстаБиблии, мысленная отсылка, как черты, наводящие на воспоминание о СвященномПисании.Библейский текст в художественных произведениях Гоголя предложенорассматривать как особую форму образного отражения мира, имеющую сущностноезначение для творческого метода писателя.Важнымдляисследованиясмыслапространственнойорганизациихудожественного мира Гоголя представляется понятие «духовная вертикаль», подкоторой подразумевается внутреннее совершенствование человека.
Она отражаетдуховныеустремленияписателя,егоинтерескдушечеловека.Вектор,направленный вверх, связан с исполнением заповедей, обновлением души и ееустремленностью к Богу. К этому понятию обращались многие исследователи,например, Ф.Б. Тарасов говорит о вертикально ориентированном пути, которыйведет «к новой жизни "в соседстве Бога"» [Тарасов 2011: 85], а И.А. Есаулов,рассматривая финальную сцену первого тома «Мертвых душ», сравнивает путь«птицы-тройки» с духовной вертикалью, которая «отражает вектор ее [тройки – Е.Г.]пути как Божий замысел о России» [Есаулов 2014: 101].***6Интерес к изучению библейского текста в произведениях Гоголя вотечественном литературоведении возник в конце XX века с появлением литературыРусского Зарубежья.