Диссертация (Психологические условия формирования у студентов способов распознавания коррупционного поведения), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические условия формирования у студентов способов распознавания коррупционного поведения". PDF-файл из архива "Психологические условия формирования у студентов способов распознавания коррупционного поведения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В благодарность за это китайский народ до сих пор называет себя ханьцами(История древнего Востока, 1983).Известный китайский политолог Шан Ян писал 2500 лет назад: «Когда люди началидоносить друг на друга, в их сердцах поселился закон. Взятка - дело интимное. Все сразурухнет, если люди станут доносить при малейшей попытке вымогать или предлагатьвзятку. Для этого нужен непреодолимый страх перед законом. Чиновник исполняет закон,а не волю начальства.
Этот принцип был установлен с помощью жесточайших наказаний.Например, за неисполнение законов наследником престола его учителю, очень важномучеловеку при дворе, отрезали нос и уши. После этого чиновники и население повсеместностали исполнять законы» (История древнего Востока, 1983).Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией,был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине VIвека д.
н. э. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовалпод псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в VI веке д. н. э. В нёмон сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы вмалости, не присвоено ведающими этим имуществом» («Артхашастра» или Наукаполитики, 1993).24Особому наказанию в Древней Греции подвергались судьи, принимающие деньги вобмен на вынесение решения. Геродот напоминал, что персидский правитель Камбисотдал приказ казнить приговоренного за коррупцию, а его кожей стянуть свой стул(Решетников,2008).ДругойперсидскийцарьДарийказнил черезраспятиекоррумпированных судей.
Цицерон считал, что коррумпированный судья совершает одноиз самых серьезных преступлений.Заметим, что в Древней Греции Аристотель рассматривал многие понятия иобщественные явления с точки зрения сущностного подхода, разработанного иприменяемого им. С точки зрения сущности, коррупция возникает только тогда, когда вконфликт вступают частные и общественные интересы. Именно это отличаеткоррупционное действие от экономических преступлений и финансовых махинаций.
Вкоррупционном действии есть две составляющие. Первая составляющая – ресурсы ивозможности, которые наличествуют у человека, занимающего пост публичногодолжностного лица, а также их не целевое использование, то есть не на благо, на котороеон по идее работает. Вторая составляющая - виды коррупции: взятоничество, фаворитизм,растрата,конфликтинтересов,злоупотреблениеслужебнымположением,мошенничество и др. В трудах многих философов проблема борьбы с коррупциейзанимала особое место. Одной из мер воздействия на преступность Аристотель видел вборьбе с коррупцией, предлагая запрет одному человеку в государстве заниматьодновременно несколько должностей (Аристотель, Т4, 1983). Вместе с тем борьбу скоррупцией Аристотель рассматривал как основу обеспечения государственнойстабильности: «Самое главное при всяком государственном строе - это посредствомзаконов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицамневозможно было наживаться» (там же, с.
532). Более того, отмечал он, что «только тегосударственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласносо строгой справедливостью, правильными». Отклонения же от справедливости вгосударственномстроеонсчиталглавнойпричинойкрушениягосударств.«Правонарушения прокрадываются в государственную жизнь незаметно, подобно томукак небольшой расход, часто повторяясь, ведет к потере состояния» (там же, с. 534).В начале I века новой эры известный греческий философ Плутарх оставилследующие комментарии относительно коррупции.
Он писал, что меры по борьбе скоррупции должны осуществляться центральным правительством, они требуют такжеподдержки со стороны гражданского общества. Когда воля политических лидеровопирается на активную общественную поддержку, то удается в достаточно короткий срок25добиться сильных изменений.
Напротив, если граждане возлагают все надежды на«мудрых правителей», а сами пассивно ждут результата, то шумная компания борьбы скоррупцией может закончиться еще большим ее ростом. «Кто способен извлекатькорысть из общественных дел, способен и на окрадывание могил, из служения обществукорысть извлекать преступно» (Душенко, 2005, с. 429).Но антикоррупционное движение нарастало во всех эллинских странах. Взяткистали немодными и некультурными (потом и незаконными!), вследствие этого началсякультурный упадок эллинских государствах.
После культурного упадка началсяполитический: эллинские правители, перестав давать взятки, стали бездарнымиправителями, которые сдавали провинцию за провинцией проклятым варварам.Эллинские государства близились к краху (Решетников, 2008). Им на смену должна былаприйти новая империя взяток. И ей суждено было стать Римом, простым городом, гдехранились важнейшие данные, обеспечившие создание великой империи.Однако, в Риме, где вначале за получение взятки судей наказывали смертью, а позже,коррупцияпроцветала,магистратамбылоразрешенополучатьподарки,непревышающих определенную сумму в год.
Именно в римском праве слово «коррупция»приобрело юридическую форму. Примером этому служит один из древнейших сводовримского права – Законы XII Таблиц (V в. до н.э., лат. leges duodecim tabularum), гдетермин «corrumpere» используется в значении обмена за деньги показаний в суде иподкупа судьи: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающеесмертною казнью того судью или посредника, которые были назначены присудоговорении (для разбирательства дела) и были уличены в том, что приняли денежнуюмзду по этому делу?» (Научный эксперт, 2009 г., c.
56)Законы Ману, составленные в Древней Индии одной из брахманских школ между IIв. до н.э. и II в. н.э., представляют собой памятник древнеиндийского права, сборникпредписаний и правил, регламентировавших поведение индийца в частной иобщественной жизни в соответствии с религиозными и этическими догматамибрахманизма, также содержат наставления об управлении государством и посудопроизводству. Законы призывали судейских чиновников «руководствоватьсяправилами судопроизводства» и помнить, что «несправедливым решением можнолишить себя вечного блаженства, заключающегося в достижении неба» (Абашидзе А.Х.2007).В арабских странах также росло влияние коррупционных процессов и борьба с ними.Есть свидетельство, что однажды, Хазрат Али (верховный правитель Османской26империи, I век до н.э.) составил список добыч, полученных во время войны.
Внезапно,один из Арабских воинов вошел внутрь и сказал: «У меня разговор с тобой, Хазрат Али».Али спросил: «Разговор личный или общий?» Воин ответил, что личный. Тогда ХазратАли погасил свечу. Он объяснил, что свеча – это имущество народа. Имущество народадолжно быть дано бедным и вдовцам, чьи сыновья и мужья были убиты во время войны.(Кузовков, 2010, с.
132).Возвращаясь в арабские страны периода средневековья, мы находим следующиесвидетельства неизвестных арабский летописцев: «В Османской империи язва коррупциинастолько разъела государство султанов, что народ сочинил анекдот: мол, чиновникисултана даже мирный договор с Россией за взятку подписали.» (там же, с. 132).
Это,конечно, свидетельствует не в пользу обеих стран-участниц «дипломатическойкоррупции». Кстати, Османская империя, как и Римская, и предшествовавшая ейВизантийская разложилась еще и потому, что все и всё продавали и покупали, в томчисле, должности, услуги, милости.В период правления короля Генриха VIII (16 век) в Англии велась беспощаднаяборьба со взяточничеством.
Около королевских учреждений были размещены ящики длядоносов. Таким путем король пытался искоренить мздоимство в своей стране.(Решетников, 2008) Однако вскоре Генриху пришлось отказаться от этого новшества.Дело в том, что за каждый донос авторы получали по одному фартингу (денежная единицаАнглии).
Доносов было столько, что королевские чиновники не успевали их проверять. Восновном жертвами доносов "законопослушных" граждан становились "ведьмы","колдуны" и другие.Английский государственный деятель и философ Томас Гоббс (1588 - 1679) в работе«Левиафан» (1651) пишет: «Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершаютпреступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпированиягосударственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формывознаграждения» (Гоббс, 2002, с.
26). Томас Гоббс выделяет в развитии общества 2состояния - естественное и гражданское. Естественное Томас Гоббс характеризует каквойну всех против всех, поэтому возникает насущная необходимость перейти ксостоянию гражданскому. Признаком гражданского состояния является наличие сильнойцентрализованной власти. Законы государства, по мнению Гоббса, должны ограничиватьсвободы людей (отказ от части своих прав в пользу государства).Государство - продукт общественного договора.
Государство, как гарант мира, даетвозможность каждому человеку реализовать его права (на жизнь, безопасность и т.д.),27которые ему даны от природы. Томас Гоббс являлся сторонником сильной абсолютнойгосударственной власти. Коррупция, по Т. Гоббсу, «есть корень, из которого вытекает вовсе времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».Джон Локк (1632 - 1704) вслед за Гоббсом рассматривает государство как продуктвзаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые июридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные (Локк, 1960).Гражданское состояние общества возникает на основе добровольного объединениялюдей и жертвования ими части своих прав.Джон Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти назаконодательную, исполнительную и федеративную.