Диссертация (Французская проза первой половины XIX века и проблема личного письма), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Французская проза первой половины XIX века и проблема личного письма". PDF-файл из архива "Французская проза первой половины XIX века и проблема личного письма", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
7). «Интимизм» в какой-то степениявляется эквивалентом понятию «лиризм», речь идёт о способах выражения лирического начала впрозе. В целом концепт «интимизм» объемлет целый ряд повествовательных особенностей: внимание к частной жизни, явлениям, скрытым от постороннего, пространственно выраженную отстранённость от окружающего, защищённость от вторжений мира внешнего, социального, агрессивного по отношению к личному, внутреннему, утаённому. Это обусловило поименование дневника, исповеди, тетрадей как «интимное письмо», где «интимное» этимологически означает «то,что является самым внутренним», то есть существует внутри субъекта.8 маркирует использование «я» в литературе, поиски пишущим самовыражения в слове.Личное письмо – транслитературный феномен, он выводит к вопросамлингвистическим, философским, историческим, психологическим.
Проблемаличного письма требует решения вопроса о том, насколько язык способенвыражать внутреннее «я», что не перестаёт быть актуальной проблемой философских исследований. Следует согласиться с П. Рикёром, который, думается, подвёл некоторый итог дискуссии вокруг вопроса о принадлежностиязыка человеку: «Отныне позицию субъекта, к которой взывает вся традицияСogito, следует перенести в сферу языка, а не искать её рядом с языком»20.Иначе говоря, мыслящее «я» есть «я» языковое. В нашем понимании «Яесть» равнозначно «я мыслю» и «я говорю / пишу». По этому поводу П.
Рикёр выразился следующим образом: «Язык способен обозначать основу существования, из которой он проистекает, и признавать себя в качестве способа бытия, о котором он говорит»21. Говоря об истории личного письма необходимо учитывать глубинную связь произведений с порождающей их культурно-исторической эпохой. Именно это имеет в виду Ф. Лежён, указывая нато, что интимные тексты одного поколения достаточно схожи, так как пишущие погружены в одну и ту же историческую ситуацию, оказываются перед лицом одних и тех же проблем, являются свидетелями одних и тех же событий. Наконец, важной исследовательской задачей становится увидеть автора в качестве пишущего «я» как сознание, тождественное самому себе итем самым определяющее единство всего, написанного им о себе.
Все личноеписьмо можно понимать как единый текст, непрерывно становящийся, разворачивающийся согласно своим законам во времени письма (включённого вовремя человеческой жизни!). «Я» в личном письме непрерывно себя мыслит,преломляя в этом процессе нечленимость своего существования. Словеснаяткань текста проявляет жизнеорганизующие смыслы бытия пишущего, который открывает предельно возможную правду о своём «я» в самом процессеписьма.Изучение того напряжения, которое возникает между «правдой жизни»и «правдой литературы», позволяет определить, насколько слово являетсяличностным высказыванием, в какой мере оно принадлежит автору и в чёмзаключается гарантия его истинности.
Подобная постановка вопроса помогает перенести внимание с жанра на проблему «Я», пишущего о себе, то есть настремление автора к самопознанию, определяющую роль в котором в романтизме играла литература. С этим связан вопрос о том, как «я», разворачива 20Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. С. 395.21Там же, с. 364.9 ющее себя в слове, становится текстом, организованным по законам художественного дискурса.Сама постановка проблемы личного письма позволяет актуализироватьцелый ряд вопросов: повествовательная стратегия изображения «я», принципсюжетостроения относительно «я», слово (в самом широком смысле, в томчисле в значении художественного дискурса) как способ передачи индивидуального опыта, соотношение автора, повествователя и героя, письмо как фиксация событий, организуемых временем пишущего.
В данном случае важноопределить присутствие автора в тексте, которое проявляется в интенциональности письма, жанрово-стилистических принципах разворачивания текста, образно-смысловых доминантах. Обычно, ставя вопрос о мере личного вличном романе, приходят к проблеме вымысла и правды, склоняясь к биографическому методу, или же приходят к autofiction, то есть рассматриваютисключительно формальные признаки как средства игры писателя с читателем. Представляется, что этих подходов необходимо избежать. Использование и теоретическое обоснование понятия личного письма должно позволитьвыявить интенции свидетельствующего о себе автора, который пишет себя,то есть создаёт себя в слове, открывая своё истинное «я».
При исследованииличного письма внимание исследования должно быть перенесено на субъект,то есть «Я» текста должно рассматриваться как пишущий себя субъект.Личное письмо даёт возможность проследить развитие литературы черезличный поиск пишущим своего «я». Личное письмо разворачивается как интенции «я», устанавливающего свои смыслы и с этой целью приспосабливающего жанрово-стилистические (языковые) практики литературы. Личноеписьмо есть сопротивление всему догматическому, застывшему, всякой лишенной гибкости структуре. Оно характеризуется подвижностью формы, которая подчиняется главному требованию – самовыражению в слове.Употребляя понятие личное письмо, мы имеем в виду автобиографические тексты романтизма, начиная с Руссо (оправданность такой позиции будет особо оговорена в исследовании).
Проблема авторского «я» и исторического времени решается в работе следующим образом: «я» как носитель слова является носителем культурного сознания, и именно через слово принадлежит своей эпохе, выражает смысловые потенции времени.Оговоримся, что некоторые исследователи делят корпус произведений,составляющих личное письмо в творчестве одного автора, на две группы:тексты, которые пишутся автором для самого себя, и тексты, которые предназначаются для печати. Такой подход представлен, например, в книге А.10 Оливера «Бенжамен Констан: письмо и завоевание "я"»22. В данной работетакое деление присутствовать не будет, хотя проблема интимного и публичного, а также установка автором на восприятия пишущегося им текста читателем будет учитываться.В данном исследовании внимание будет сосредоточено на том, кактекст запечатлевает личностное сознание, что необходимо требует того, чтобы за письмом была закреплена категория времени (время процесса письма,время жизни пишущего, время, фиксируемое в повествовании), отсюда личное письмо должно быть рассмотрено в его процессуальности как становящееся.Цель настоящего исследования – рассмотреть автобиографическиетексты (личный роман, мемуары, автобиографию, дневники, письма) французских писателей первой половины XIX века в их единстве, доказав их однородность и показав процесс романизации жанров так называемой «документальной прозы».
При этом необходимо учитывать, что «фикциональность» как особенность личного письма в романтизме вовсе не означает неистинности, намеренного измышления себя автором по законам литературы сцелью скрыть своё настоящее «я», подменив его вымышленными «двойниками» (что характерно для постмодернистского autofiction). Отсюда важноучитывать авторское намерение, которое во многом объясняется тем, как себя мыслила романтическая культура XIX века. Важно избежать опасностипредставить литературу как игру, в которой утрачивается индивидуальностьпишущего. Необходимо целиком закрепить за областью письма то, что являлось определением сущности личностного самосознания, поставив знак равенства между пишущим «я» и самим письмом.В исследовании будет рассмотрено, как автором реализуется в слове замысел о самом себе, как эстетические интенции соответствуют его духовному опыту, как слово становится самим этим опытом, иначе говоря, как происходит саморазвитие «я» в слове, которое является словом литературы.Подчеркнём, что проблемой данного исследования является не столькоразграничение форм личного письма по жанровому признаку, сколько ихсближение.
Только такой подход, учитывающий как специфические признаки автобиографических жанров, так и их взаимовлияние, срастание в XIX веке, обеспечивает понимание как феномена личного письма, так и тех процессов, которые привели к рождению новой художественности.Поставленная цель исследования требует решения следующих задач: 22Oliver A. Benjamin Constant : écriture et conquête du moi. P., 1970.11 - проанализировать личные романы французского романтизма, рассмотрев,как произведения этого жанра вписываются в общий контекст творчества писателя и как в них отражаются художественно-эстетические установки романиста;- определить, как личный роман связан с другими жанрами личного письма;- рассмотреть примеры, доказывающие подвижность автобиографическихжанров и возможности их взаимовлияния и взаимопроникновения;- выявить общность автобиографических жанров и дать этому теоретическоеобоснование;- проследить, как происходит сближение автобиографических жанров с романом, иными словами, как роман определяет самовысказывание пишущего;- разобрать способы авторского присутствия в тексте, приёмы самообнаружения, самораскрытия авторского «я» в личном письме;- охарактеризовать дискурсивные особенности личного письма, с опорой нагерменевтические и феноменологические концепции;- изучить, как самораскрытие пишущего «я» определяют жанровостилистические принципы;- определить авторскую интенцию, организующую автобиографическое высказывание и во многом обусловливающую сближение разных текстов;- показать, как в разных жанрах личного письма моделируется сложный, многоликий, однако, в сущности, единый образ пишущего о себе «я», что можетбыть определено как «личный миф» или личная «история».Объектом исследования является автобиографическая проза французского романтизма первой половины XIX века.Предметом исследования является феномен личного письма, природакоторого устанавливается через анализ автобиографических текстов Ж.-Ж.Руссо, Э.