Шмидт (ред) - Основы сенсорной физиологии - 1984 (947487), страница 28
Текст из файла (страница 28)
126 Р. Шмидт 127 Соывтнчеонвн Внсцврвньнвн Поверзноотнвн Глуеонвн Отстав- В 3.15. Холодовые рецепторы а) обслуживаются преимущественно волокнами групп 1 и П; б) гистологически идентичны тельцам Мейснера; в) «молчат» при температурах выше 45'С; г) разряжаютря с частотой, в точности пропорциональной мгновенной температуре кожи; д) имею~ общие с механорецепторами проводящие пути в спинном мозгу. 3.4. Соматические и висцервльные бели Боль радикально отличается от других сенсорных модальностей с точки зрения той информации, которую она поставляет. Она информирует нас о грозящая опасности, так как вызывается вредными (повреждающими ткани) стимулами.
Такая специфическая защитная функция не обеспечивается другими модальностями, так что значение ч»ества боли для нормальной жизни трудно переоценить. Боль также чрезвычайно важна в медицине, так как именно болевое проявление действия вредных факторов приводит пациента к врачу. И боль является столь широко распространенным и общим ощущением-хотя и субъективным; что простое ее словесное описание часто оказывается решающим для диагноза заболевания. В этом разделе мы сначала опишем различные качества боли, возникающей как в коже, так и в более глубоких соматических и висцеральных структурах. Затем рассмотрим характеристики ощущения боли и под конец — ее периферическую физиологическую основу (о центральных нейрофизиологических процессах можно прочитать в гл.
2 и разд. 3.5). Качества боли. Ощущения боли можно расклассифицировать по качествам, исходя как из места их происхождения, так и из их свойств. На рис. 3-16 эти качества даны в розовых прямоугольниках. Модальность «боль» объединяет два типа соматических болей и висцеральные боли. Если соматическая боль имеет кожное происхождение, ее называют поверхностной болыа; если же ее источник находится в мышцах, костях, суставах и соединительной ткани, она называется глубокой дельт. Поверхностные и глубокие боли — это два подкласса соматической боли. Если поверхностную боль вызвать уколом иглы, испытуемый сначала почувствует острую «вспышку» боли — легко локализуемое ощущение, которое быстро исчезнет с прекращением стимуляции. За зтой резкой и легко локализуемой начальной болью (первой болью) часто следует, особенно при высоких интенсивностях стимуляции, отставленная боль (вторая боль), имеющая тупой (или ноющий) характер, с латентным периодом 0,5 — 1 с.
Последняя ощущается пространственно как более диффузная и угасает медленно; хорошим примером такой боли является боль, ощущаемая после того, как прищемишь палец дверью. Боли, возникающие в мышцах, костях, суставах и соединительной 3. Сам«то««спер«льнов чувствительность Рис. 3-16. Качества'боян (розовый фон). Указана твк«е локализация каждою ка- чества (серый фоп); даны прпмеры особых видов боли. ткани, называются глубокими болями. Как н поверхностная боль, глубокая боль — зто разновидность соматической боли. Всем нам известен такой пример болей, как головные боли -возможно, зто самые общераспространенные виды болей у людей. Глубокая боль по своему характеру тупая; как правило, она плохо локализуется и имеет тенденцию иррадиировать в окружающие структуры. Муки и страдания, связанные с болью, а также автономные и моторные реакции на боль зависят от ее качества.
Отставленные, и особенно глубокие, боли сопровождаются неприятными ощущениями, часто оии вызывают автономные рефлексы, такие, как тошнота, сильное потоотделение и падение артериального давления. Напротив, начальная боль вызывает защитные рефлексы-примером может служить отдергивание ноги, когда она наталкивается на острый предмет. Кроме соматических болей разного качества важный и отдельный вид болей — зто еисцеральные боли. Висцеральная боль также имеет тенденцию быть по своему характеру тупой и диффузной; она похожа на глубокую боль в том отношении, что сопровождается сходными автономными реакциями (вспомните, например, боли при желчно-каменной болезни, аппендиците и т.д.).
Примечательно, что, обнажив внутренности (например, при вскрытии брюшной полости под местной анестезией), их можно сжимать и резать, не вызывая ощущения боли, если 128 рШ ат 3. Соматовисиеральнан чувствительность 129 только не задевать париетальную брюшину и корень брыжейки. Однако резкое или сильное растяжение полых органов вызывает острую боль. Кроме того, болями сопровождаются спазмы или сильные сокращения гладких мышц, особенно если этому сопутствует нарушение кровообращения (ишемия). Другие особенности висцеральиых болей будут обсуждаться в разд. 3.5. Измерение интенсивности боли.
Эксперименты по изучению боли у человека и животных наталкиваются на многочисленные особые трудности. Начнем с того, что не так-то легко найти адекватный стимул, вызывающий боль. Кроме того, из-за повреждающего действия болевых стимулов не всегда удается воспроизводить в эксперименте необходимую постоянную ситуацию. Трудно также бывает сравнивать субъективные ощущения, возникающие у человека, с поддающимися измерению физиологическими коррелятами, наблюдаемыми в опытах на животных; как у человека, так и у животных вызывать боль в эксперименте допустимо лишь в сравнительно узком диапазоне. Наконец„следует помнить о том, что эмоциональный и мотивационный компоненты боли часто оказываются более важными для больного и врача, чем физиологические аспекты, с которыми мы здесь имеем дело.
Например, субъективно интенсивность боли зависит не только от интенсивности стимула, но и от того, а какой степени на нем фиксировано внимание испытуемого: если отвлечь внимание, то ощущение боли можно ослабить, а в экстремальных ситуациях (стресс, связанный с несчастным случаем, ранение в бою, гипноз) человек может и вовсе не почувствовать боли. Для измерения интенсивности поверхностной боли пробовали использовать разные методы. Один из примеров был приведен иа рис. 1-7: в психофизических экспериментах с помощью интермодального сравнения там количественно оценивалась интенсивность боли, вы- ' зываемой раздражением кожи электрическим током. Измерялись также абсолютные и дифференциальные пороги тупой поверхностной боли, вызываемой надавливанием (т.е.
механическими стимулами). Когда такими стимулами воздействуют на лоб, порог составляет около 600 г/см', а до ощущения максимальной боли насчитывается около 15 дифференциально-пороговых шагов. Для измерения болевых порогов также широко использовали температурные стимулы — в особенности тепловое излучение, которым можно действовать без сопутствующей механической стимуляции. Первые болевые ощуьцения под действием тепла возникают при температурах между 43 и 47*С, обычно около 45'С.
Если температуру кожи повышать дальше, до выхода на уровень максимального болевого ощущения можно различить порядка 20 уровней интенсивности. Химические раздражители, как правило, бывают неэффективными, если просто подействовать на поверхность кожи. Чтобы изучить их действие, сначала с помощью специального раздражителя вызывают образование волдыря. Затем кожу с волдыря срезают, а его основание (базальный слой) орошают тестовыми растворами. Эта про- цедура вызвала большой интерес в особенности в связи с тем обстоятельством, что казалось возможным найти таким путем аболевую субстанциюи — общее для всех видов боли вещество, выделяемое из тканей под действием повреждающего стимула. К настоящему времени с помощью таких экспериментов найден целый ряд веществ, в норме имеющихся в организме и в подходящей концентрации вызывающих боль. Совокупность всех полученных данных свидетельствует против гипотезы о суи1ествоваиии единой болевой субстаниии.
Адаптация и боли. Кроме характерных особенностей и интенсивности боли с клинической точки зрения важно знать, существует ли адаптация к боли. Субъективный опыт как будто указывает на отсутствие такой адаптации: вспомните, например, длительные (часами не проходящие) ощущения головной и зубной боли. Один из экспериментов, имевших целью оценить адаптацию к боли, представлен на рис. 3-17; на этой установке оценивали боль, вызываемую перегревом кожи.
Зачерненную поверхность лба испытуемого облучали с помощью регулируемого источника (лампы инфракрасного излучения). Для измерения температуры кожи использовали инфракрасный датчик, выход которого вместе с сигналом об интенсивности излучения регистрировали с помощью самописца. Такая процедура позволяет воздействовать болевыми стимулами (тепловыми) без сопутствующих механических.
В этой ситуации вопрос об адаптации к боли исследовали следующим образом. Испытуемому разрешали самостоятельно регулировать интенсивность облучения, но не давали никакой информации о положении регулятора интенсивности. Нужно было устанавливать такую интенсивность облучения, чтобы она все время находилась на уровне болевого порога.
Мерой болевого порога служила температура кожи, так что в данных условиях прогрессивное увеличение температуры кожи подразумевало бы увеличение порога, т.е. наличие адаптации. Средние результаты таких измерений представлены на рис. 3-17. После того как в течение первой минуты опыта был установлен некоторый порог, температура кожи не претерпевала существенных изменений; следовательно, болевой порог изменялся незначительно. В действительности в ходе эксперимента регистрировалось даже небольшое снижение температуры кожи, указывающее на то, что для появления болевого ощущения'испытуемому требовалось все меньшее облучение. Этот факт говорит о том, что имела место не адаптация, а скорее прогрессивная сенситизания стимулируемого участка кожи.