Шмидт (ред) - Основы сенсорной физиологии - 1984 (947487), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Зуд. Одно из кожных ощущений, о которых мы мало что знаем,— это зуд. Возможно, зуд является особым видом болевого ощущения, возникающим в определенных условиях стимуляции. Подобная интерпретация подтверждается тем фактом, что серия вызывающих зуд стимулов высокой интенсивности приводит к ощущению боли; кроме того, известно, что блокада проведения болевых сигналов по передне-боковому пучку спинного мозга сопровождается исчезновением зуда, тогда как при нарушениях восприятия давления и прикосновения (при повреждении задних столбов) зуд не устраняется. Можно также показать, что кожа чувствительна к вызывающим зуд стимулам только в определенных точках и что эти точки зуда соответствуют болевым точкам. Однако другие данные указывают на то, что зуд бывает независим от боли и, возможно, определяется особыми рецепторами. Так, зуд можно вызвать только в самых верхних слоях эпидермиса, тогда как боль можно возбудить и в более глубоких слоях кожи.
Используя подходящие методы, можно вызывать все степени зуда, не вызывая боли, и наоборот. В заключение следует заметить, что предпосылкой возникновения зуда, по-видимому, служит выделение какого-то химического вещества, возможно гистамина. Внутрикожная инъекция гистамина вызывает острый зуд, а при кожных заболеваниях, сопровождающихся зудом, гистамин обнаруживается в коже в свободном состоянии. Периферические нарушения иоинцепцни. Через несколько часов после повреждения кожи интенсивным ультрафиолетовым излучением возникает «солнечный ожог»: кожа краснеет и ее чувствительность к механическим стимулам повышается. Такие явления наблюдаются также и после повреждения кожи нагреванием, охлаждением, рентгеновскими лучами и механической травмы.
Эту сверхчувствительность называют гииералгезией, Болевые пороги снижаются, и теперь даже самые обычные нейтральные стимулы (такие, как трение одежды о коку) могут восприниматься как неприятные или болевые. Гипералгезия и покраснение (последнее связано с местным расширением кровеносных сосудов — вазодилатацией) могут сохраняться в течение нескольких дней. Кажется весьма правдоподобным предположение, что они определяются локальным выделением в ткани из поврежденных клеток какого-то химического вещества типа гистамииа, однако относящиеся к этому случаю данные чрезвычайно разноречивы.
Повышение болевого порога, называемое гилалгезией, а также полная потеря болевой чувствительности, называемая аналгезией, обычно обнаруживаются только в комбинации с нарушением или ослаблением других модальностей кожной рецепции. Например, в простейшем случае перерезки какого-нибудь кожного нерва, конечно же, одновременно наблюдаются и локальная аналгезия, и исчезновение ощущений других модальностей. Нарушения механизма центральной переработки болевых сигналов. Когда нарушается процесс переработки болевых сигналов в ЦНС, результатом, как правило, бывает не потеря чувствительности, а видоизменение болевых ощущений; нормальные болевые ощущения возможны только при «правильной» активации корковых и подкорковых отделов ЦНС, относящихся к болевой системе (см.
разд. 2.5). Например, если повреждение затрагивает таламические структуры, участвующие в проведении болевых сигналов, болевые стимулы начинают вызывать чрезвычайно неприятные ощущения, которые субъективно объясняются сверхчувствительностью. Кроме того, у пациентов при этом часто возникают невыносимые спонтанные боли в контралатеральной половине зола, с трудом поддающиеся терапии. Такие таламические боли — это лишь один из многих возможных примеров нарушения центральной переработки болевых сигналов.
Следует также отметить, что прн центральных повреждениях может затрагиваться и эмоционально-мотивационный компонент боли. Например, больные с тяжелым повреждением лобной доли могут едва замечать боль, если чем-то отвлечены илн поглощены. Такое наблюдается, несмотря на то что у этих пациентов совсем не регистрируются изменения болевых порогов, если их оценивать по методике, описанной в разд. 3.4. В связи с этим становится понятным, почему в тех случаях, когда от болей не удавалось избавиться никакими средствами, предпринимались попытки их устранения хирургическим путем — перерезкой трактов, ведущих в лобную долю (эта операция называется лоботомией). Однако этот хирургический метод лечения при болях снискал повсюду дурную славу из-за многих своих недостатков-в частности, из-за того, что приводил к глубоким изменениям личности.
В случаях стойких болей, не поддающихся терапевтическим воздействиям, иногда делают другую операцию, называемую иингулотомией,— перерезку опоясывающей извилины, т.е. складки коры мозга, которая составляет часть лимбической системы, тесно связанной с эмоциями (см. разд. 2.5). Эту операцию, как 3. Соиаеавясчерияьяоя чувсгявижевьность 141 Р. Шввидсв 140 и распространенную ранее лоботомию, назначали также и при некоторых психических заболеваниях, например при депрессии. Такие операции относятся к психохирургии — области медицины, которая эмпирически прогрессировала до весьма высокого уровня.
Своей целью она имеет получение устойчивых изменений в ощущениях и поведении человека путем разрушения или удаления мозговой ткани; к хирургии прибегают тогда, когда никакие другие методы уже не помогают. В заключение следует заметить, что многие целесообразные и эмоционально нормальные реакции иа болевые сслимуяы, по-видимому, ие являются врожденными, а должны вырабатываться у молодого организма на ранних стадиях развития. Если в раннем детстве животные лишены соответствующего опыта, нужные реакции очень трудно выработать позднее.
Например, молодые собаки, которых оберегали от всех вредных стимулов на протяжении первых 8 месяцев жизни, оказались неспособными правильно реагировать на болевые стимулы и позднее обучались этому медленно, так и не достигнув нормы. Они снова и снова нюхали открытый огонь и позволяли иглам проникать глубоко в кожу, реагируя лишь локальным рефлексом отдергивания. Аналогичные наблюдения были сделаны и на молодых шимпанзе. Тераневтнчеснве воздействие на баль. Терапия при болях включает физические, фармакологические и нейрохирургические меры. Меры по устранению боли всегда оправданны, так как боль уже выполнила свою функцию индикатора повреждения; обезболивание, если его проводить правильно, часто вносит решающий вклад в быстрое выздоровление.
Но даже в случаях неизлечимых болезней, вернее — особенно в этих случаях, облегчение или снятие боли имеет большое значение. Физические меры, которые могу~ быть назначены в разных ситуациях,— это иммобилизация, холодные илн теплые обертывания, диатермия (прогревание глубоких тканей коротковолновым излучением), массаж, упражнения для разрабатывания суставов и многие другие. Химические воздействия, которые могут повлиять на боль, т.с. фармакологические мери, могут проводиться иа разных уровнях.
На периферии можно предотвращать возникновение импульсов в болевых волокнах и их проведение (местная анестезия). Можно также блокировать передачу по восходящим путям спинного мозга (например, спинномозговая анестезия). Кроме того, можно снижать возбудимость центральных нейронов, участвующих в проведении и переработке болевых сигналов. Наконец, есть лекарственные средства, которые таким образом действуют на структуры, регулирующие эмоциональное состояние больного, что вызывают у него более нейтральное эмоциональное озношение к боли и делают ее легче переносимой.
Среди кейрохирургических ввер мы уже отмечали выше цингулотомию и упоминали о хордотомии (см. разл. 2.4). В терапии хронических болей имеется рял новых многообещающих достижений; некоторые из них уже были проверены на людях. Эти процедуры базируются на том обстоятельстве, что ноцицептивный афферентный поток, как и все другие сенсорные потоки, на своем пути через спинной мозг и высшие отделы ЦНС может подвергаться тормозным влияниям. Идея заключается в том, чтобы вызвать или усилить эти тормозные процессы, как правило, с помощью электрической стимуляции определенных структур, в том числе — периферических нервов, Приемы игяоукалывания (акупунктура), используемые для снижения боли, возможно, как раз связаны с такой активацией и поддержанием тормозных процессов.
На такое объяснение наталкивает тот факт, что для получения и поддержания эффекта обезболивания, иглы нужно все время поворачивать или использовать как электроды для периодической электрической стимуляции. В 3.21. В случае солнечного ожога расширение сосудов (краснота) сопровождается а) аналгезией; б) люмбальной анестезией; в) гипалгезией; г) местной анестезией; д) гипералгезией. В 3.22. Какое из следующих веществ, в норме присутствующих в организме, предполагается вызывающим ошугцение зуда? а) Ацетилхолнн. б) Брадикинин. в) Гистамин. г) Норадреиалин.
д) Серотонин. В 3.23. При заболеваниях мочевыводящих путей у больного наряду с другими симптомами часто отмечаются боли в паху. Этот симптом является примером а) гипалгезии; б) отраженной боли; в) проецируемой боли; г) начальной боли; д) отставленной боли. В 3.24. Во многих случаях рака молочной железы у женшин надавливание на плечевое нервное сплетение в области подмышечной впадины вызывает острую боль в зонах, иннервируемых этими нервами.
Этот симптом является примером а) проецируемой боли; б) аналгезии; в) иррадиации по симпатическому стволу; г) отраженной боли; д) распространяющейся боли. В 3.25. Назовите три физические процедуры, используемые для воздействия на боль, и три уровня, на которые могут влиять фармакологические препараты.