Основы философии - учебник (821886), страница 57
Текст из файла (страница 57)
Так, многие из нихусматриваютглубокоесходствомеждучеловеческимпознаниемибиологической эволюцией. Некоторые ученые и философы науки считаютэту эволюцию разновидностью познавательного процесса. Солидаризируясь289с таким подходом, К. Поппер замечал: «Основная задача теории знания –понять его как неразрывное со знанием животных; и понять его разрыв –если таковой существует – со знанием животных» (Попер К.
Естественныйотбор и возникновение разума. М., С. 91.).Познавательный аппарат человека с древних времен мыслился (покрайней мере, сторонниками корреспонденткой теории истины) как некоезеркало, отражающее мир. Исследование когнитивного аппарата человека,его эволюционного происхождения и качественных различий в методах испособах восприятия мира представителями различных исторических эпох иразличных этнических популяций сегодня, – это, по мысли Лоренца, как быискусство заглядывания за зеркало и усмотрение там его обратной, теневойстороны.
Это, своего рода, стремление понять внутренние механизмы егофункционирования. Эволюционная эпистемология не является монолитнымтечением. Вплоть до настоящего времени в ней существуют две различныепрограммы, или два уровня исследований исследования.Первая программа – это некое стремление рассматривать и сравниватькогнитивныемеханизмыиживотных,ичеловека,распространяябиологическую теорию эволюции на те структуры живых систем, которыеявляются биологическими субстратами познания (мозг, нервная система,органы чувств). Это - уровень естественной истории биологической формыпознания (знания) (К.Лоренц; Р. Ридль; Г. Фолльмер; Д.
Кэмпбелл). На этомэтапе эволюционная эпистемология стала строится по типу биологи,базируясь на результатах исследований в области этологии, физиологиичувств, нейробиологии, теории эволюции биологических видов. Рядэволюционныхэпистемологоврассматриваюткакразорганическуюэволюцию когнитивных процессов, начиная с процессов приобретения ипереработки информации и процессов простейшего обучения на уровнеодноклеточных организмов и кончая рациоморфным познанием человека. Наэтом уровне большое внимание уделяется тому факту, что все организмы иокружающаясредатесновзаимосвязаны,чтоорганизмнепросто290адаптируется к окружающей среде, но ведет себя активно: он активноосваивает среду, которая придает форму его активности – это циклическаявзаимная детерминация.
Вторая программа исследования – это стремлениеобъяснить человеческую культуру, включая идеи и научные теории, втерминах эволюции, т.е. эволюционные модели из биологической теории.Именно на втором уровне эволюционная эпистемология становится некойметатеорией,объясняющейразвитиеидей,научныхтеорийит.п.посредством эволюционных моделей.Ученые, работающие на этом уровне, разрабатывают эволюционнуютеорию культурной эволюции со специальным рассмотрением эволюциинаучного знания. Философы эволюционной эпистемологии характеризуютсякак биологически ориентированные философы науки.
Они ставят вопросытакого, например, рода:в какой степенибиологическаяэволюцияограничивает процесс приобретения интеллектуальной информации? В какойстепени изучение органической эволюции может помочь нам понятьпроцессы переработки культурной информации. На этом втором уровнеэволюционные эпистемологи концентрируют свое внимание на том факте,что люди, производя изменения в культуре, действуют телеологически,целенаправленно, что активный компонент в эволюции познания (знания)играет основную роль. Ныне происходит бум исследований, связанных сразвитием динамического подхода в когнитивной науке.Таким образом, натуралистическая эпистемология внесла живую струюв образный строй и дискурс философии, введя в нее представления и понятияиз биологии и психологии.
Философия вновь оказалась вплетенной вобщенаучную тканьи черпает сырье для своих глубокомысленныхрассуждений о мире и месте человека в нем. Сложные специальныебиологические и психологические представления и понятия все чащестановятсятеперь материалом в философиимедициныдля новыхсодержательных аналогий и суждений, меняют стиль и содержание научногомышления врачей, когда рассуждения отталкиваются от ситуаций, связанных291с живым, а не мертвым миром.
С появлением эволюционной эпистемологииученые и медики получили возможность глубже осмысливать достиженияпод новым философским углом зрения.Итак, поскольку человек – это представитель животного мира, значит,многие формы его поведения представляют часть биологического наследиясовременного человека. И все это есть древние корни человеческогоповедения, которые нельзя игнорировать в стремлении понять и объяснитьповедение в адаптивных и патологических формах и тем более лечить их.Ученые-медики установили, что в возникновении болезней важную рольиграет характер взаимоотношений между членами социальной группы, средикоторых они выделяют узы связи или привязанность. Эти формы ученыерассматривают как инстинкты. Не отрицая полностью роли социокультурныхфакторов в генезисе психосоматических заболеваний, ученые доказывают,что с этологической точки зрения ведущее значение имеют инстинктивныеформы поведения.
Хотя наследственный характер целого ряда заболеваний ипороков развития связан с генетической структурой – генофондом организма,что последней, в свою очередь, тоже подвержен тому или иному влияниювнешней природной и социально-культурной среды.9.5. Проблема сознания и познания в медицинеВелико значение научного познания и в медицинской деятельности. Вней широко используются философские и общенаучные понятия и категории.Хотя представление о формировании клинического мышления и егокатегориальной структуре сложилось исторически давно, но и поныне здесьостается немало нерешенных проблем.
Так, в философском понимании иоценке клинического мышления возникает ряд особо специфическихвопросов. Они возникли исходя из понимания специфической роли предметасамого клинического мышления, неоднозначной трактовки основныхкатегорийипонятийвмедико-клинической,нопреждевсеговдиагностической теории и практике. Клиническое мышление настолькоестественно вошло в медицинские науки и врачебную практику, что врачи не292задумываются над его философско-методологической сущностью. Об этомсвидетельствует то, что в медицинской литературе практически полностьюотсутствуют научные, да и философские работы, специально посвященныеаналитическому осмыслению сути и смысла клинического мышления.
Дажев медицинских справочниках и энциклопедиях эти вопросы не поднимаются.Мощный рывок в развитии медицинской науки, техники и технологииза последние десятилетия бросает вызов ученым-медикам и практикующимврачам и побуждает их всесторонне осмысливать современное клиническоемышление. Речь идет о необходимости выработки принципиально новогоязыка в медицине и его осмысления с философско-методологической точкизрения. Эта задача диктуется возникающими сложными проблемами в связисзарождениемгеннойинженерии, идеологиинаучногоуправлениянаследственностью, вплоть до осознанного «конструирования» человека сзаранее заданными свойствами.
Открываются возможности в научнотеоретическом переосмыслении и практическом осуществлении новыхмедицинскихпроцедур,которыеизбавилибылюдейоттяжелыхнаследственных болезней и социально-психологических заболеваний. Нынеуже разработаны и получают массовое производство в достаточныхколичествах прежде такие труднодоступные медикаменты, как инсулин,человеческий гормон роста, антибиотики нового поколения.
После сериифеноменальных открытий в области молекулярной генетики, люди не тольков порывах безудержной фантазии, а реалистично начинают задумываться овозможности радикального продления человеческой жизнедеятельности додвухсот, трехсот и более лет.Такое изменение самого способа подхода к медицинскому познанию и,особенно, к его результатам имеет важное следствие. Человек впервыеполучает возможность в известных пределах управлять явлениями природы иобщества по своему собственному желанию и разумению. Техническое итехнологическое применение современного естествознания, в частностибиомедицинской науки, начинается со знания не только общих принципов293развития, а и конкретных деталей бытия природы, общества и самогочеловека.
В результате само понятие «закон природы» постепенно меняетсвое значение. Центр тяжести находится теперь не во всеобщности, а ввозможности делать научно обоснованные частные заключения. Законприроды превращаетсяв целевую программу его технологическогоприменения. Важнейшим свойством любого закона природы считаетсятеперь возможность и способность людей делать на его основаниипредсказания о том, что получится в результате того или иногоэксперимента.В этом плане внушительны свершения генной инженерии, аперспективы ее поистине фантастичны. В короткие сроки она прошла путьстановленияотпервыхфундаментальныхтеоретическихидейдопрактического применения в клиниках.
Все эти научные открытиястимулировали появление новых надежд человечества в области леченияранее просто неизлечимых болезней (сердечно-сосудистых, рака, СПИДа).От революционных научных открытий и создания современных технологийвозрастают возможности развития и выживания человечества.