Монография Метаморфозы идеологии (Равочкин НН) (816451), страница 6
Текст из файла (страница 6)
как некоторыйцелостный теоретический конструкт, претендующая на статус предельнообщего интеллектуального отражения данного состояния социума, котораяодновременно выступает в качестве одной из движущих сил. Используяданное восприятие, в то же время практически невозможно ответить навопрос: «Что служит основанием преобразования идеологических, по сути,доктринальных установок в своеобразную веру людей, зачастую несущуюидеисамопожертвованиявоимяэтойверыилиэкстремистскогоповедения?». Базируясь на диалектических позициях, мы склоняемся квзаимосвязи и преемственности между различными формами мировоззрения,в том числе между мифологическим и религиозным64.Безусловно,идеология–этонерелигия.Отсюдавозникаетнеобходимость рассмотрения вопроса о взаимодополняемости религиозных иидеологизированных ценностей.
В частности, в Европе существует доктринапротестантизма, имеющая относительно долгую историю. Полагаем, чтоповседневность все же требует сугубо рационального, внерелигиозногоотношениякмиру.Какпоказываетпрактика,общаяособенностьисторического развития человека такова, что мифологические элементы63Жилина В. А. Идеология как атрибут социального бытия: дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 – Челябинск,2010. – 333 с.64Равочкин Н.Н.
Проблема восприятия идеологии как типа духовного освоения действительности // ВестникМосковского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2015. № 1. С. 61-67.28МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕОЛОГИИ В РЕАЛИЯХ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИлюбой культуры, впрочем, как и религии, должны адаптироваться кперманентно изменяющимся контекстуальным условиям.Обобщенные религиозные установки и ценности не могут полностьюудовлетворить прагматичные запросы индивидов, требующих право наполитическое участие или социальные выгоды. Так, на первый план выходитиная нормативность, которая, в отличие от права, никогда не утрачиваетсвоих позиций в урегулировании социальной жизни, но игнорируетсябазовыми религиозными категориями65. Самоочевидно, что речь идет уже нео простой морали и/или моральной адаптации человека к обществу.
Люди нетолько предпочитают всем делениям социальности поиск «хороших» и«плохих», но и требуют программу действий как некую общую платформуобоснования и оправдания собственных взглядов и мотивов поведения. Вэтом плане религия им не интересна. Им становится интересна иная вера –вера в идеи, или в идеологию. Подчеркнем, что даже классическаяметафизика не избегает констатации подобных потребностей людей, чтопрослеживается и в трудах И. Канта66, и в работах Г.В.Ф. Гегеля67.Исходя из концептуальных диалектических положений, по нашемумнению,справедливымпредставляетсяутверждение,чтоидеологиявостребована обществом в силу того, что она имеет непосредственноеотношение к ценностям индивидов, экстраполируемых при помощиидеологического инструментария в область социального и политическоговзаимодействия с целью упорядочения этого взаимодействия и оправданиясоответствующих действий.
Так как ценности всегда являются категорией,предполагающейвбольшейстепенидуховноевосприятие,нежелирационально-прагматическое, целесообразно утверждать, что идеология вовсехеевариацияхявляетсобой65естественнуюформупостиженияЖилина В. А.
Идеология как атрибут социального бытия: дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 – Челябинск,2010. – 333 с.66См. например: Кант, И. Критика практического разума. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. КантИ. Религия в пределах только разума // Кант И.
Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980. – с. 78-27867Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. Введение в историю философии. – СПб.: Наука,1993.29МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕОЛОГИИ В РЕАЛИЯХ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИдействительности,онтологическирационально-прагматическоедуховную,выражениеиноприобретающуюнаправленную,илиоправдывающую, определенные действия или характер взаимодействиялюдей. Проявляясь как рациональная доктрина, в своем основании идеологияимеет духовно-ценностные потребности людей.У любой духовной культуры, равно как и у религии, априори имеютсяпотребности в несколько ином рассмотрении идеального бытия. Даже внутриразличных конфессий такая потребность взывала к жизни идеологические всвоем основании течения.
Обращение к традиции как основному способузакрепления и передачи информации сегодня уже на протяжении длительноговремени нельзя расценивать как панацею. Общим моментом здесь становитсярезкое увеличение количества источников информации, обретение имисамостоятельного статуса и производное из этого их автономное существование.Если еще недавно все содержание европейской социализации базировалось наодном емком источнике – Библии, то теперь в том же протестантизмеразнообразиевнутреннихтеченийзачастуюставитпреграды, мешаяпониманию между верующими. Насущным становится реальный ориентир внарастающейинформации,который,понашемумнению,являетсяидеологическим68.Отметимтакжесложносоставнуюструктуруфункциональнойзначимости и практического использования идеологии.
Зарождаясь в недрахинтеллектуального сообщества она, посредством политического применения,со временем становится традиционной частью во взаимодействии отдельныхсоциальных групп, превращаясь в новый социально-политический запрос.Идеология, таким образом, есть циркулирующая в недрах самого обществаотносительно устойчивая система представлений о социальных феноменах ипроцессах, определяемая существующим форматом и балансом ключевыхобщественно-политических ценностей.68Жилина В.
А. Идеология как атрибут социального бытия: дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 – Челябинск,2010. – 333 с.30МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕОЛОГИИ В РЕАЛИЯХ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ1.2. Механизм функционирования идеологии69Итак, прежде всего, следует отметить, что функционированиеидеологии представляет собой достаточно сложный путь ее трансформации сопорой на структуру гетерогенных элементов (процессов производства,распространения, усвоения и реализации). Идеологическое содержаниепридаетрассматриваемымструктурнымэлементамкачественнуюопределенность, что во многом отличает от других процессов духовнойжизни.Безусловно,идеологическийкоммуникативно-информационнойпроцессоснове,афункционируетегосинхронныйнасрезприобретает форму социальной технологии, которая алгоритмизирует егоединичный цикл, способствуя его рациональному разделению на отдельныепроцессы с адекватными процедурами, системами средств и методов длядостиженияпроектируемыхцелей.Технологиюабсолютнолюбогоидеологического процесса можно представить в виде некоторой системноймодели.Алгоритмизацияидеологическогопроцесса,имеющегопрагматическую ориентацию реализации содержащихся в нем практическихрекомендаций, включенных в систему управления и регулирования егопротекания, не отменяет вопроса проявлений идеологического общения иубеждениялюдей,связанныхсиндивидуальнымиусилиями,инициативностью акторов и реализацией творческого начала.Ранее мы писали, что своими корнями идеологические образованияуходят в повседневный жизненный мир, где происходит рутинноежизнетворчество обыденного человека и воплощается его духовнопрактическая деятельность70.
По большому счету, повседневность являетсянепосредственной социальной данностью, в которой живет и мыслит«одномерныйчеловек»сосвоими69стремлениями,желаниями,Основу данной главы составил переработанный автором учебный материал по программепрофессиональной переподготовки «Связи с общественностью» (Москва, МГУКИ, 2008-2009).70Алексеев С.В., Каламанов В.А., Черненко А.Г.
Идеологические ориентиры России (Основы новойобщерусской идеологии) / Под ред. Степашина Р.В. в 2-х тт. – Т. 1. – М: Книга и бизнес, 1998. – С. 228-315.31МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕОЛОГИИ В РЕАЛИЯХ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИчувствованиями,запасомзнаний,жизненно-практическимопытом,образцами поведенческих реакций и т.д. В повседневном жизненном миредействия людей обладают субъективным смыслом, ориентированы напоступки других, зависят от объектов, воздействующих на них и, в своюочередь, подвергающихся обратному воздействию.
В повседневностиобразуются смыслы и формируются правила, социальная память инеобходимые для выживания обычаи и традиции71.Основойповседневнойжизнедеятельностиявляетсяинтерсубъективность, которая может быть определена как «сотворимость»общего для всех социального мира имеющимися у взаимодействующихсубъектов целями. Именно поэтому в рамках настоящего исследованияповседневность логичней рассматривать как донаучный мир уверенностей,смыслов, стереотипов, очевидностей обыденного опыта, приминаемых вчеловеческой жизни за безусловно значимые и практически апробированные.Данныйсамоочевидныймирявляетсяпредпосылкойиусловиемсуществования всего остального знания, поскольку научные, социальные,идеологические и прочие разновидности знания зависят от повседневногожизненного мира и являются производными от него.Духовно-идеологические образования возникают, разворачиваются изакрепляются в повседневном мире, наполняя ценностным смысломсоциальные действия индивидов.