Монография Метаморфозы идеологии (Равочкин НН) (816451), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Широкое распространениеполучила житейская максима о том, люди любят конкретного человекатаким, каким он и является, проявляющая уважение к его истинной242243Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Эксмо, 2015. – 560 с.Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. – М.: Смысл, 2014. – 368 с.107МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕОЛОГИИ В РЕАЛИЯХ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИсущности. В сегодняшнюю эпоху Постсовременности с ее размытымиэтическими понятиями, многие не способны любить ближнего, пренебрегаяглавным образом любовью к самим себе.
Автоматически срабатывает вполнеконкретный «лжепостулат»: «Чем мы лучше, чем совершеннее, темлюбимее». На практике это оказывается вовсе не так. Осознание собственныхслабостей, как и умения людей признавать их, гораздо значимее для другихиндивидов. В свою очередь удобная позиция манипулятора складывается засчет его стремлений «быть любимым», что обеспечивает широкиевозможности для реализации соответствующих манипулятивных практик:«Он заставляет другую личность совершать поступки, находящиеся вплоскости его (манипулятора) интересов, а также думать то, что он хочет ипоступать так, как он хочет»244.Необходимость получения одобрения своим совершаемым актамявляется следующей причиной, при которой возникает ещё один типманипуляторов – они категорически не признают правду и честность всовершаемых социальных взаимодействиях окружением, вследствие чеголюбыми способами стремятся угодить всем, поскольку априори строят своюжизнь на лжи245.
Заключительную (но далеко не последнюю) причинуопределяем как «экзистенциальную», поскольку она неразрывно связана свнутренним давлением, которое оказывает (само)сознание на жизнь ипоступки индивида: «Пребывая в перманентной экзистенциальной ситуации,человек постоянно вынужден совершать выбор. Не всегда выбор бываетдеятельным, в ряде случаев срабатывает выбор «плыть по течению». Этопроисходитввидуотсутствиявозможностиконтролироватьвсепроисходящие события. Ощущение собственной беспомощности превращаетчеловека в пассивного манипулятора, который, впадая в инерцию, полностьюпревращает себя в объект, что многократно этого человека усиливает.
При244Равочкин Н.Н. Манипулирование сознание как компонент идеологической деятельности // Каспийскийрегион: политика, экономика, культура. 2016. № 2 (47). С. 135-141.245Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — СПб.: Речь,2002. – 352 с.108МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕОЛОГИИ В РЕАЛИЯХ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИосуществлении транслирования идеологем, таким примером может стать,например, заболевший или физически инвалидизированный политическийдеятель. «Как бы беспомощность» такого человека срабатывает – и целеваяаудитория иначе моделирует свое политическое поведение»246.Манипулирование сознанием как базис идеологической деятельностиприобретает значимость для теоретических и прикладных исследований,прежде всего, за счет затруднительного характера практик, связанных сотделением реальности от собственно идеологической составляющей.
Этотем более злободневно, когда «идеальное» в наиболее широком егопонимании становится доминирующим фактор социального бытия. Опять же,идеология–этоважнейшийэлементманипуляции,символическивплетенный в саму социальную реальность. Идеология встроена вподсознательное, бессознательное, индивидуальное и коллективное. Объектнашего исследования бывает более чем убедителен, но только еслисконструировать и затем придать «правильный» статус для конкретногообщества.
Соответственно, в структуре идеологии можно выделитьфилософские,социально-политические,правовые,нравственные,религиозные, эстетические и другие идеи и взгляды, которые декларируютсявластнымиакторами,тоестьпартиями,политическимитечениями,общественными движениями, научными школами.
Все выделенные намиструктурные элементы специфически окрашены и тем самым отражаютмировоззрение, идеалы и целевые установки субъектов247.Посредством идеологии происходит осознание, понимание и оценкаотношений людей к событиям окружающей реальности, социальныхотношения и проблем, положения социальных групп и слоев, их интересов, атакже целей социально-экономического развития248. Здесь речь идёт онепосредственной идеологической обработке, фактически в государственных246Равочкин Н.Н. Манипулирование сознание как компонент идеологической деятельности // Каспийскийрегион: политика, экономика, культура. 2016.
№ 2 (47). С. 135-141.247Равочкин Н.Н. Манипулирование сознание как компонент идеологической деятельности // Каспийскийрегион: политика, экономика, культура. 2016. № 2 (47). С. 135-141.248Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2012. – 629 с.109МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕОЛОГИИ В РЕАЛИЯХ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИмасштабах, где используются и свои методы идеологической обработки, взависимости от цивилизованности страны, поскольку она имеет место влюбой стране мира. Особо ярко осуществление идеологической деятельностипосредством массового и регулярного манипулирования сознанием, помнению автора, заметно в социально-политическом дискурсе ХХ века.Рассмотрим типичный пример идеологического воздействия, для чегообратимся к «Бегству от свободы» Э.
Фромма: «Нацисты получилиэмоциональное удовлетворение от <…> спектаклей и от идеологии,захлестнувшей их чувством главенства над остальным человечеством; и этоудовлетворение может компенсировать тот факт, что их жизнь стала беднее вэкономическомиобщекультурномсмысле.Здесьочевидно,чтоопределенные социально-экономические изменения (в примате своемдеградация среднего класса и возрастание роли монополистского капитала)стали результатом глубокого психологического воздействия, которое былоусилено и приведено в систему политической идеологией, сыгравшей в этомотношении такую же роль, как и религиозные идеологии XVI века»249.Становится ясным сформулированное автором умозаключение поповоду проведенной нацистской идеологией духовной реставрации нижнихстрат среднего класса при одновременном пособничестве к разрушению ихбылых социально-экономических позиций.
Идя далее, отмечаем, что нацизм«мобилизовал эмоциональную энергию этих слоев, превратив ее в мощнуюсилу, борющуюся за экономические и политические цели германскогоимпериализма <…> личность Гитлера, его учение и вся нацистская системаявляются крайними проявлениями того типа “авторитарного” характера» 250.Здесь и далее по тексту, на примере харизматичных нацистских вождейФромм показывает и доказывает потребности, даже ожидания, немецкогонарода в управлении. Это есть яркое проявление «жесткой» и агрессивнойманипуляции через идеологемы, а наиболее показательным примером, с249250Фромм Э.
Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2014. – 288 с.Там же110МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕОЛОГИИ В РЕАЛИЯХ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИнашей точки зрения, так называемой «мягкой идеологической манипуляции»становятся хвалебные тезисы об «истинных арийцах»251.Хронологически ранее в политическом пространстве появляется«человек-масса»,известенХ.социально-философскимиОртега-и-Гассет,исследованиямидекларирующийболезнькоторогоцивилизации,именуемой «человек-масса»252.
Феномен «человека-массы» вообще можнообозначить за своеобразный маркер общественной жизни XX века. «Человекмасса» представляет собой особый социокультурный тип индивида,характерный для развитого индустриального общества. Его типичнымиособенностями являются «отсутствие непосредственного контакта междуиндивидами, составляющими массу, гетерогенный состав, определеннаястабильность и длительность существования во времени, размытостьпространственных границ, определенная трудность в фиксации поведения исознания членов данной общности»253.В отличие от «человека в толпе», массы не являются агрессивными,также им свойственно устойчивое историческое образование, тогда как толпенаиболее характерна стихийность.
В понятийных рамках толпу можноохарактеризовать как бесструктурное скопление людей, лишенных ясноосознаваемойобщностицелей,взаимносвязанныхсходствомэмоционального состояния и общим объектом внимания254.В своих взглядах Ортега не идентифицирует понятия «толпа» и«масса», но синонимично переводит одно в другое: «Толпа – понятиеколичественное и визуальное: множество.
Переведем его, не искажая, наязык социологии. И получим “массу”»255. Проблема цивилизации, по мнениюОртеги-и-Гассета, состоит в том, что она уничтожает индивидуальное251Равочкин Н.Н. Манипулирование сознание как компонент идеологической деятельности // Каспийскийрегион: политика, экономика, культура. 2016. № 2 (47). С. 135-141.252Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2008. – 352 с.253Погорельчик А. В. «Человек-масса» (Социально-философский портрет XX века): Дисс. … уч. степ. канд.филос. наук: 09.00.11. – Воронеж, 2004.
– 143 с.254Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – Академический Проект, 2011. –396 с.255Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: АСТ, 2008. – 352 с.111МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕОЛОГИИ В РЕАЛИЯХ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИначало, придавая началу коллективному более высокую ценность, нежелиличностное. Типизация и стандартизация становятся отличительнымихарактеристикамисовременнойобщественнойжизни.Учетчувства«коллективизма» и благоприобретённого ощущения псевдоизбранностинавязывать системы собственных ценностей через регулярное «нажатие» наодни и те же рычаги, не утруждая идеологов и политологов в составлении иконкретизации портрета потребителей продуцируемых идеологем256.Принадлежностькмассе,нанашвзгляд,являетсясугубопсихологической характеристикой, поскольку человек, относящийся к массе,является шаблонным и ординарным представителем человечества, которыйне ощущает в себе никакого особого отличия или уникальных способностей.Вследствие этого, он стремится соответствовать другим «точь-в-точь»,экзистируя «как все остальные», при этом он не огорчен данным фактом,наоборот, доволен, ведь может чувствовать себя «таким же, как все», неприкладывая сколь-либо усилий для «плавания по жизненному течению».Человек массы толерантен к себе и самодоволен, без стремлений инаправленности исправиться или самосовершенствоваться.
Он не способен ктворчеству, тяготея к бесконечным и беспорядочным итерациям в жизни,сопровождающейся топтанием на месте. Его мышление, как правило,содержит достаточный для него набор готовых идей257.В случае с рассмотренным примером срабатывает идеологическаяустановка «избранности», которая была сообщена массам. В продолжениеанализа Э. Фромма необходимо привести обширную цитату, раскрывающую,что «расовые и политические меньшинства в Германии, а затем и другиенароды, которые объявляются бессильными или загнивающими, — это такиеобъектысадизма, которые“скармливаются”массам.