Монография Равочкин (Философия права) (814201), страница 44
Текст из файла (страница 44)
В свою очередь, бедственное положение всоциальной среде является прямым источником мирового зла, искоренитькоторое возможно лишь одним единственным путем – благодаря уравниваниюматериального благосостояния всех членов общества. Мы помним, чтоколлективный субъект Маркса предполагал, что любая деятельность икоммуникация не обходится без соответствующих навыков и умений, орудий иресурсов, унаследованных от былых времен. Теперь на первый план выходитмодель человека как субъекта деятельностного, а не только познающего.Поэтому критическая социология франкфуртцев в своих исследовательскихпрограмм руководствуется фактами возникновения таких бинарных аспектов524 Константинов Д. В. Антиутопии: будущее без человека // Вестник Томского государственного университета.– 2013. – № 366.
– С. 45.человеческой деятельности, как «синхронный – диахронный», «исторический –социальный», «культурный – цивилизационный»525.Возвращаясь к проблематике синкретизма права и политики, следуетотметить, что представители Франкфуртской школы отрицали необходимостьрелигии как государственной основы, поскольку иудео-христианское наследие вее облике воздействует на человека путем внушения веры в иллюзию. Хотя,совершенно очевидным остается тот факт, что критическая теория общества —это та же самая утопия, о которой писали еще итальянские гуманисты раннегоВозрождения. Вслед за упомянутыми нами Хоркхаймером, Адорно и Маркузе креволюционным мерам призывали и те, кто присоединился к Франкфуртскойшколе позже: Э.
Фромм, Ю. Хабермас и В. Беньямин. Согласно их критическойконцепции, общество необходимо довести до крайней точки, именуемой«отчуждением»,вкоторойуничтожаетсявера,а,соответственно,итрадиционалистский тип культуры. По их мнению, все масштабные негативныес точки зрения морали и нравственности социально-политические процессы,которые мы наблюдаем в современном мире: алкогольная и наркотическаязависимость, проституция, гомосексуализм — закономерно должны привестиобщество к положительным переменам526.Ввиду того, что радикальные социальные трансформации влекли за собойнеминуемый кризис, человек, подчиненный своим природным страстям иинстинктам, вынужден следовать принципам эскапизма.
Ради достиженияискоренения влияния устаревающих правовых и политических институтовпредставители Франкфуртской школы призывали внести преподавание в школахоснов однополой любви и сексуальной культуры. Наравне с этим они призывалипопуляризировать расизм и создавать всевозможные условия для терроризма наданной почве, а также стремительно бороться с прочно закрепившимся со времен525 Равочкин Н.Н. Политико-правовые институты в идеях представителей Франкфуртской школы // Марксизмглазами XXI века. Десятые Кузбасские философские чтения: материалы научной конференции с международнымучастием. 2018.
С. 166-173.526 Хинтибидзе Ц.Ч., Горозия В.Е. Маркузеанская критика западной цивилизации // Человек. Государство.Глобализация., Выпуск 3 / Сборник философских статей. Под ред. В.В. Парцвания Санкт-Петербург: СанктПетербургское философское общество, 2005. – C.279-295.темного Средневековья церковным влиянием.
Кроме того, в обществе должнабыть ликвидирована патриархальная система, во главе которой со времен ещепервобытной эпохи неизменно находится мудрый и рассудительный отец 527.Наиболее ярким примером активно пропагандируемого идеологическоговоздействия является блокбастер «Аватар». Главная идея отражается черезсуществованиедвухвзаимоисключающихцивилизаций—пораженноехищнической наживой и эксплуатацией природы человечество, и болеепривлекательная цивилизация, которую создатели фильма представляют в видеобнаженных голубых гуманоидов, придерживающихся древнейших формверований (анимизм, тотемизм и шаманизм).
Центральным религиозныммоментомвфильмеявляетсяпоклонениедеревьям,количественнопревышающим число нейронов в мозгу человека, что при более глубокоманализе фильма направляет нас к разумности природы и задает императивывозвращения к своему естественному состоянию.В соответствии с приведенным выводом, в очередной раз обратимся кконцепту «одномерного человека» Маркузе528, настаивающего на преодолениисоответствующей «одномерной рациональности».
Суть предлагаемого проектазаключается не в бездумной критике установленного порядка, но в том, чтобывнутриэтогосоциальногоустройствасформулироватьнекийтипрациональности, который не укладывался бы в привычные рамки, тем самымсловноподрываяееизнутри.СогласноМаркузе,господствующаярациональность является практической реализацией вполне конкретногоисторического проекта, а ее осуществление всегда означает вытеснениепредыдущих вариантов.Получается, что современное «столкновение цивилизаций» являетсязакономернымитщательноспланированнымпроцессдвижениякпринципиально новому образу жизни, при котором на первый план, согласно527 Равочкин Н.Н. Политико-правовые институты в идеях представителей Франкфуртской школы // Марксизмглазами XXI века.
Десятые Кузбасские философские чтения: материалы научной конференции с международнымучастием. 2018. С. 166-173.528 Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике / ГербертМаркузе; пер. с англ. А. А. Юдина. — М.: Астрель, 2011. — C. 246.прогнозам франкфуртцев, выйдет гармоничное сосуществование людей всостоянии гендерного, социального, национального и других типах равенства.Маркузе считает, что надежным путем, который посредством реализации целогоряда социальных преобразований, может привести к появлению новойреальности, становится сила воображения, которая в основном пренебрегаеткультурными ценностями, существующими в актуальном варианте организациижизни. Способность социальной воображаемости приобретает решающеезначение в структуре разума, так как именно там хранится память о тех периодахвремени, когда человек являлся неотъемлемой составляющей природы.
Отсюдаследует, что человеческая свобода должна организовываться вокруг архаическойгармонии с окружающей средой, которая лишена продуктов научнотехнического прогресса529.Вкачествевыводаданногопараграфаскажем,чтонаследиеФранкфуртской школы отражает не только марксистские и фрейдистские идеи всочетании с некоторыми моментами экзистенциализма и диалектическойлогики, но и является продолжением линии О. Шпенглера и А. Тойнби,утверждавших волнообразное развитие социальных и политических систем.Невзирая на утопичность поставленных школой задач, некоторые моменты напути их достижения активно реализуются на данном этапе становлениятехнократического тоталитаризма.
Повсеместно провозглашаемая демократия вбольшей мере является лишь лингвистической оболочкой насильственныхрежимов, которые проявляют себя путем блокировки самых распространенныхсовременных Интернет-коммуникаций, запретов на выражение собственнойпозиции при осуществлении гражданского выбора, а также — установленияслежки за простыми людьми.
Все эти трансформационные процессы ведут ктому, что, возможно, уже в ближайшем будущем привычные нам политика и529 Хинтибидзе Ц.Ч., Горозия В.Е. Маркузеанская критика западной цивилизации // Человек. Государство.Глобализация. Выпуск 3: сборник философских статей / под ред. В.В. Парцвания. Санкт-Петербург: СанктПетербургское философское общество, 2005. – C. 279-295.право, действительно, останутся только в памяти постиндустриальногообщества530.5.3 Текстуальное воплощение права: герменевтический взгляд531Современная литература содержит огромное количество наработок, вкоторых раскрываются те или иные методы познавательной деятельностичеловека. Еще одной из синтетических концепций понимания права становитсягерменевтическая, основная задача которой заключается в правильномпонимании текста и (ис)толковании его смысла. Таким образом, центральнаяпроблема герменевтики – это постижение значений сущего и должного,истинного и ложного, а также определение границ свободы и интерпретации532.Вообще основателем герменевтического метода принято считать Г.-Г.Гадамера, который определил саму герменевтику как определенную практику.Он писал, что «фундаментальная истина герменевтики такова: истину не можетпознать и сообщить кто-то один.
Всемерно поддерживать диалог, давать сказатьсвое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им – вот в чемдуша герменевтики»533. Соответственно, герменевтика как метод познания иинтерпретации текстов становится способом понимания мира в диалоге,который подразумевает множество различных интерпретаций. Именно по этойпричине герменевтический способ познания правовой действительностиявляется достаточно полезным и оправданным не только благодаря егонепосредственному применению к нормативно-правовым актам, но и дляпостижения собственно текстов государственной и связанной с властьютематики, функционирующих в том или ином социальном пространстве.530 Равочкин Н.Н.
Политико-правовые институты в идеях представителей Франкфуртской школы // Марксизмглазами XXI века. Десятые Кузбасские философские чтения: материалы научной конференции с международнымучастием. 2018. С. 166-173.531 Основу данного параграфа составляет текст научной статьи: Равочкин Н.Н. Юридическая герменевтика какметод постижения права // Культура и время перемен. 2018.