прагматика фольклора (550619), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Употребление таких имен позволяет связывать область смыслов (символическую или мифологическую реальность, реальность «вйденияэ) и реальность жизни и преобразовывать отношения между ними. О реальности «вйденья», о ментальных актах, совершаемых в Эз Полевой отчет Е. 1«рдыицевой «Мары» Михайловна пот«рялась. Слухи и « толки» (2000) (ФА Спбгу). 122 123 момент магического действия нам известно очень немного (во всяком случае, в отношении русской магической традиции), но именно поэтому ~а~~э сообщения оче~~ ~~ачимы.
Так, например, одно из сообщений о ментальном плане заговора возникла случайно, во время разговора с 79-летней женщиной нз Роксомы: ТЯ четырех во хлеву родила со скотиной. Некогда. Мама у меня была, я лежу во хлеве, да принесу. Мама блины пекег. "Мама1 Возьми ребенка" --"1Ъсподи, благослови ребенка, Надька". На печку кинет. Там и одеялко. Только три дня пройдет, и работать». Находившаяся в этот момент в доме дочка обратилвсь к ьсатерсс с напоминанием о том, что та се учнзш заговору, который нужно было пронзнастп в родильном доме после понвления ребенка на свет: ° Чтобы ребенок, косща родится, был спокойный, нужно было про себя проговорить слова и представить себе большой кэ мень. (А какой? — рассказчица была явно смущена откровенностью дочери и молчала).
Я представила, который недалека от деревни. На котором мы в детстве бородавки сводили». Как видим, соверптение определенного речевого акта предполагает также я совершение определенного ментального акта. Еще один пример — рекомендация соверсссения необходимого ментального акта в момент заговаривания: ...моя сразу недо мной смеялась, а вот по теперешнее, живем сколько, время, как палец ранила, гвк ко мне я бежит.
<А какие слова? > Не надо, говорит, ие надо, наверное. Она вот, в она может фурункул заговорить. Есть слова, знает. Сучок ищет, сучок водит-водит, вот по этому водит и какие-то говорит слава. И все, говзрвт слова. Вот мне она не гоэорсст, я старше ее, дак нельзя. А эти вот мине »»ать. И я все время вот, и у себя эог мало лн что, вот косу поднжтавлял ршсьше дак. В коэхозе лшс косили дак. Работал, дак порезал косой когда... Кто говорит, что не это, чта кровь сворачиваетшс, что, мол, это роли на ягрэет. Л кто знает? <ЧЪлько слова? А действий нет?> Някакнх действий иет. Слова скажешь, и все.
Потом. ну, эот этот листик ищешь. еще вот это подорожник растет, знаете? Подорожник ссаверяеспь вот так, подержшпь маленько, я все, пошел работать. <А мне не скажете? > (Пауза). Не надо говорить, не нэдО, этО не иэдО рассцзОстрассяться.
Тэк знаешь, этО же... может, я буду говорить„дак мне патом действовать не будет. Действовать ие будет. Идет бэба... ладно, с:кажу. Идет баба... Я вот так говорю, что нэд ранкой дышишь вот так (говорит, эодвегя близко палец ко рту). Идет баба. За бабой бежит собака. 124 Собака пала. Все кровь кровь запела. У раба Божья.... ...как его нмя, как звать... у раба Божья, эот меня Виссарион зовут... ... Виссариона Святого, Вот и все. Подержи вот, н она сразу сгустсется, умнется. Идет баба... представь ешп.
За бабой бежит собака. Собака пала. Вся кровь запала. У раба Божья Виссариона Святого, Во веки вессов. Аминь. ...Один рас сказать... ПО1слеэать трн раза вот так вот... Вог тэ« возлухом просто... Ну, запомни влн вы зэннсалн эта, да? Ну, эот это попробуйте, может, не знаю. У меня дак действует. (ФЛ, Вашйб--115) Рассказчик наставляет млвдппто — собирателя — как нужно заговаривать, обучает его и дает указание относительно того, что н1 жна видет~ »яссу трениям зрением» во время заговора: сс)НСдставь то, что говориспь, Следующий пример --спонтанное свйдение» матери пациента, магический акт по исцелснивз которого соверптэлся на болыпом расстоянии от негть Мать рассказчицы отправилась в другую деревню к сбабушкею Она сама в это время прилегла отдохнуть вместе с сыном: Вще у меня лично у самой был случай, когда сын у меня был маленький.
Ему тогда годвк быэ. Мы приехали к маме, а он голоштанненькпй был. Бса трусиков, безо всего выбежал на крылечко — в бабушки все так стоят "-н Ов так Об НОрожек стукнулся. Зэк»акал, заплакал, зшслэкэл. Кто, говорят, надо в темное место. кто куда! То лн красным закрыть, то лп черным! Я галс ушла за дверь, там его качаю, качаю, он все плачет, все плачет, а опухоль у него идет н идет, н уже тэк до плеча. Она там че-то, видимо, э это время шептала.
А у меня вот Павлушато стих. И я в полог легче нв бок, руку перед собой положила, и ОН рядОМ иа руке лежит и уснул. Птичка села мне на зто место [пальцы руки), на руку, я так ват иа меня смотрит, Серая птица, такие летая»г эот, рябину азскво, такие глаза черные, смотрит так на менл. И я тоже на нее морю. Она -- прррх! И прял»о в полог. И куда исчезла птичка эса, э не знаю.
125 Я потихоиечиу беру Павлика иа кроватку, данай зсе пзарить, шарить, и нигде ничего ие нашла. Где зта птичка? Ыамз, приходит, говорит, чзи бабушка слеп»ли. А и зто время оиа как рзз чзз-то, видимо, шов«зла, делала. (ФА, Бел20а-44) Вторая — иная — реальность представляет собой площадку для магической деятельности и составляет предмет магического «вйденняэ. Она топологически совпз«тасс с пространством связей (социальных„логических, психологических), служит его ииоиическим знака»ь Это, дсйствятелыю, невидимый мир.
Но это не иное царство-. двойник физического мира. Это невидимый мир отношений и качеств, пространство понятийных категорий. Сакральная реальность — иное членение того же мира. Основными элементами этой реальности служат знаки-имена, магические метафоры качеств и отношений, и знаки-предикаты —. магические л«етонимии воли, компетенции (втжти) п пространственного статуса (владения).
Необходимость введения в наш анализ характеристик знака (индекс, икона, символ) основана на следующем соображении. Одним из условий переключения семиотической деятельности на магикаритуальный регистр является изменение сущности используемых в этой деятельности знаков.з' Необходимо подчеркнуть, что речь должна идти не тОлькО О вербальных знаках. Сезэнотически»ли явлшотся все компоненты коммуникативной процедуры: время, место, говорящий и ега статус и проч.
Каждый из них мажет быть подвержен преобразованию. Как писал Ч, С. Н»1рс, «... анализ сущности знака доказывает, что всякий знак детерминирован своим объектом: во-первых, когда он имеет какие-то из характеристик своего объекта -- этот знак я называю Иконой; во-вторых, когда он реально и в своем индивидуальном существовании связан со своим вид«видуш|ьным объектом — этот знак я называю Индексом; в- третьих., когда более нли менее приблизительна достоверность (сеггапйу) того, что как денотирующий свой обьект ан будет интерпретирован вследствие привычки...
--этот знак я называю Симеолоэ«э з«Ч, С, Ниро пояснил свое определение следукш1им приме. ром: «Отпечаток ноги, найденный Робинзоном Крузо, служил ему з»Ср. и«поль»о»азиз прэдлож«ихой Ч. С. Пирсом типологии зизхоэ лля опи«зиия изббзяистич«с«их заговоров э Л«хоии«««М. »Г. С«мистич«сияй зизлиз латышских зэгозороэ изббэлистич«ской трапеции О Малые формы фольклора: Сб. статей памяти П П. Пермииозэ. М., 199Ь. з«Пирс Ч С Пзчзлз прзгмззизмз: Н 2 т.
СПб., 2000. Т. К С.222. Индексом того, что на его острове есть некое существо, а тот же отпечаток ноги, высеченный в гранитном монументе славы, будучи Символом, возбуждает в нас идею человека вообще, Что касается Икон, то каждая обладасг некоторым более или менее явным характером своего Объекта... Икона не замещает именно ту или иную существуюшую вещь, как то делают Индексы. Ее объект в аспекш своего существования может быть чистой фикцией. Еще менее ее Объект необходима есть одна из тех выпей, чта встречшотся нам привычно. Но одну уверенность Икона на самом деле дает нам, пряча»1 уверенность самой высокой степени, Речь идсг о том, что данное умственному взору, — Форма Иконы, что также есть и ее объект, — должно быть,«огически еозлэолсноэ.зз В других работах он для толкования понятия Иконы приводил в качестве примеров графики, формулы, карты, схемы, представляя этот тип знака как выражение некоторых отношений.
Так, например, знак «собака» может выступать в ситуации указания на конкретный объект в качестве индекса («убери собакуэ), в качестве символа (вербального — «в деревне много собак») или в качестве иконы отношений — изображение собаки на закрытых воротах. В тексте заговора на кровь слово «собака» используется также иконнчески — как метафора: »Идет баба. За бабой бежит собака.