Диссертация (1335917), страница 14
Текст из файла (страница 14)
на нее произвело впечатление,не знаю, может быть, содержание, а может быть, не столько содержание этого занятия, сколькоформа новых технологий».Как уже отмечалось ранее, в последние десятилетия развитие сферы высшего образованияотмечено беспрецедентным по своему масштабу ростом. Государственное финансированиеданной сферы также значительно увеличилось в большинстве стран. Тем не менее, в целомувеличение объема финансирования высшего образования отстает от динамики расширенияэтой сферы, что, в свою очередь, приводит к усилению процессов экономизации икоммерциализации [см. также Сказочкин А.В., 2012], что можно выделить в качестве ещеодного тренда.
Экономизация и коммерциализация высшего образования и науки согласуются стенденцией к уменьшению государственного регулирования этой сферы и находят своевыражение в активной политике университетов по снижению расходов и в значительномусилении коммерческой стороны знания [см. Альтбах Ф., 2010]. В частности, происходит49увеличение спроса на краткосрочные образовательные курсы21, высшее образование становитсяважнымсекторомэкспорта22,всебольшеераспространениеполучаетобучениенакоммерческой основе, предоставление платных образовательных услуг, продажа результатовисследовательской деятельности сферам промышленности и бизнеса [см.
также КонстантиновГ.Н., Филонович С.Р., 2007:52; Сказочкин А.В., 2012], наблюдается усиление опорыуниверситетов на частные фонды. Коммерциализация является инструментом преодоленияуниверситетами проблемы недостаточного финансирования и выражается в усилении элементасамофинансирования.Всвоюочередь,усилениекоммерциализациииролисамофинансирования является источником появления и более широкого распространениянегосударственных, частных учреждений высшего образования, что можно выделить в качествееще одного тренда в сфере высшего образования (приватизация).Еще одним очевидным трендом является тенденция к уменьшению регулирующей ролигосударства в высшем образовании и науке.
В то же время стоит отметить, что во многихотношениях государственное присутствие в данной сфере все же продолжает оставатьсядостаточно сильным. На поверхности многие текущие процессы часто выглядят как ослаблениегосударственного влияния. Например, можно говорить о частичной деполитизации сферывысшего образования, когда университеты наделяются большей автономией23, решения ораспределении финансирования среди учреждений высшего образования передаются в третьиструктуры, хотя зачастую и относящиеся к государственным организациям и финансируемымизгосударственногобюджета,нодействующиенапринципахсамоуправленияиприсуждающие гранты на конкурсной основе24. В то же время, более глубокий анализсвидетельствует о том, что во многих случаях стоит говорить не об уменьшении, а лишь отрансформации прямого воздействия государства на сферу высшего образования и науки внепрямое, опосредованное.
Опосредованное управление реализуется через разработку политики21Введение бакалавриата можно рассматривать как инструмент экономизации, т.к. общее время обучения дляполучения профессионального образования сокращается, а, следовательно, сокращаются и ресурсы,инвестируемые в подготовку квалифицированного специалиста.22В контексте интернационализации высшего образования и науки экспорт, главным образом, связан спреподавательской функцией образовательных учреждений и переходом от ориентации на локальныхпотребителей к ориентации на мультинациональную базу глобального потребителя - иностранных студентов изразных стран мира.23Автономия университетов закрепляется в законодательной форме.
Примером является Hochschulfreiheitsgesetz(закон о свободе высшей школы) в Германии, который в законодательном порядке гарантирует немецкомууниверситету формальную автономию от государства. В рамках этого закона университет получил большуюсвободу в распоряжении своим бюджетом, большую свободу в отношении приглашения ученых на должностьпрофессора и т.д.
Подобные процессы наблюдаются также в российских вузах. В частности, наделение МГУ иСПбГУ особым статусом обеспечивает этим вузам большую независимость от Министерства образования и наукии большую автономию в вопросах внутреннего управления.24К таковым структурам относятся, например, крупные организации-грантодатели, различные фонды,предоставляющие финансирование на реализацию научно-исследовательских проектов. В Германии: DFG(Немецкое научно-исследовательское общество), DAAD (Германская служба академических обменов), Фонд им.Александра фон Гумбольдта и др. В России: РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд), РФФИ(Российский фонд фундаментальных исследований) и др.50в области науки. В качестве примера можно привести крупные грантовые программы, в рамкахкоторых научные проекты по ряду научных областей чаще получают поддержку.
Такимобразом, через систему стимулов, т.е. грантовую поддержку, оказывается опосредованноевоздействие на научный ландшафт.Респондент [7]: «Государственное влияние на сферы высшего образования, котороереализовывалось через министерства, было сильным. Назначался референт, представительминистерства, который отвечал за взаимодействие с вузом, делал попытки реализовать в этомвузе определенные инициативы и реализовывал это.
Это было прямое влияние. Прямые,административные отношения зависимости от министерства. Преимуществом таких отношенийбыло то, что всегда был внешний виноватый. […] Эта модель управления, насколько я могусудить, трансформируется в модель непрямого, опосредованного воздействия. Опосредованноевоздействиеосуществляется,например,черезопределенныенаучно-исследовательскиепрограммы, поддерживаемые в частности DFG [Deutsche Forschungsgemeinschaft]25, черезучреждение для аспирантов школ последипломного обучения26 или через инициативыпревосходства27. […] Как следствие, больше нет министерства, которое дает университетуденьги. Ранее министерство могло сказать: «Средств недостаточно, поэтому деньги получитСвободный университет Берлина, т.к. он был более успешным.
А Университет Билефельда неполучит денег». Теперь университеты получают деньги в конкурентной борьбе. При такоймодели управления происходит деполитизация университета, т.е. ослабление влиянияполитических факторов на университет. Сейчас университеты подают заявки на получениефинансирования в различные другие органы, которые и принимают решения о том, какойуниверситет получит финансирование. Таким образом, ответственность, функция принятиярешения распространяется на полугосударственные структуры, структуры, которые лишьчастичнофинансируютсяизгосударственногобюджетаикоторыенеявляютсяполитизированными учреждениями» (пер. с нем.).25DFG (Немецкое научно-исследовательское общество) представляет собой центральную организацию немецкойнауки, действующую на принципах самоуправления, главной задачей которой является финансирование научныхисследований при университетах и государственных научно-исследовательских институтах Германии.
Отборлучших проектов, которые получают финансирование от DFG, осуществляется на конкурсной основе.26Ранее, до учреждения аспирантских школ в Германии, научный руководитель предлагал своему аспирантупрограмму обучения.27Инициатива превосходства (Exzellenzinitiative) – крупномасштабный и высокобюджетный проект Федеральногоминистерства образования и науки и Немецкого научно-исследовательского общества, нацеленный настимулирование передовых научных исследований, создание в университетах наилучших условий для молодыхученых, укрепление сотрудничества между научными дисциплинами и университетами (включая международноесотрудничество) и на повышение видимости и международной привлекательности ведущих немецкихуниверситетов. Данный проект включает в себя три направления финансирования: создание аспирантских школ;создание кластеров превосходства (центров превосходства), объединяющих университеты, ведущиеисследовательские институты Германии и акторов из сферы бизнеса и промышленности для реализации крупныхинновационных научно-исследовательских проектов; финансирование перспективных, инновационных проектовнаиболее успешных немецких вузов.51Респондент [6]: «Прямое влияние государства постепенно снижается.
Но, с другойстороны, сейчас появляются другие формы воздействия на университет, управления им,которые носят опосредованный характер – через систему стимулов. Например, инициативапревосходства» (пер. с нем.). Респондент [10]: «Очевидно, что роль государства изменилась.Закон о свободе высшей школы изменил статус государства в управлении сферой высшегообразования, сделав государство лишь одной из сторон, участвующих в договоре о высшейшколе. […] Теперь государство в отношении университета, отдельных факультетов выступает вроли участника переговоров. Ранее это были отношения прямой зависимости, в которыхгосударство выступало в роли начальника.
[…] Внедрение инициативы превосходства являетсяновой формой воздействия на университет, его реформирования. Эта система управления черезстимулы имеет огромный потенциал. И хотя эта форма воздействия является опосредованной,можно однозначно сказать, что государственное присутствие в ней очень значительное» (пер. снем.).Уменьшение регулирующей роли государства в высшем образовании и науке иневозможность более полагаться исключительно на государственное финансирование приводятк тому, что эта сфера вынуждена функционировать в условиях рынка и подчиняться его логике.Очевидно, что приспособление к новым условиям требует радикальных изменений всехаспектов академической жизни, начиная с изменений учебного плана и программыисследований и заканчивая диверсификацией источников финансирования, более теснымсотрудничеством со сферой бизнеса [см. также Минина В.Н., Басов Н.В., 2014] ипромышленности и выстраиванием диалога с обществом в целом.