Диссертация (1335917), страница 13
Текст из файла (страница 13)
У меня это занимало 10-20 минут. В этом годудля поездки за границу, для поездки, за которую мне не платят ни копейки, надо уже былополучить восемнадцать подписей. Восемнадцать!!! Т.е. раньше требовались подписизаведующего кафедрой и декана. […] А сейчас восемнадцать подписей, чтобы съездить вкомандировку, за которую, повторяю, не платят ни копейки.
А должен был обойти несколькомест, подписать у нескольких людей, которые бывают не каждый день, т.е. я должен был пастиих, когда они придут. […] На это ушла неделя. […] Для того чтобы уехать на два дня, в течениекоторых у меня нет ни занятий, ничего, я должен неделю рабочего времени потратить. Яплюнул и уехал нелегально. И так смотрю, раньше люди, которые ездили легально, сейчасездят нелегально.
Оформляют все это только при условии, если есть финансовые документы,когда университет оплачивает поездку. В других случаях едут так».Респонденты также касались вопроса изменения сущностной составляющей университета,пересмотра его миссии в связи с трансформацией университета из института в организацию, очем мы говорили ранее, отмечая, что реформирование университета несет в себе не толькоизменение формы (организационной структуры), но и самого содержания университета (егороли, идеи, миссии, ценностных ориентиров и т.д.):46Респондент [1]: «С моей точки зрения, основное направление – это рационализация. Вчастности, рационализация управления учебным процессом, в результате которой большийакцент делается на организацию учебного процесса, на организацию процесса оказанияобразовательных услуг, нежели на содержание учебных планов, учебных курсов, и нежели насодержание работы преподавателей.
Т.е. предыдущая университетская культура предполагала,что университет – очаг культуры, преподаватели – носители интеллектуального наследия. Т.е.,условно говоря, раньше представление было такое: есть какое-то сакральное знание, котороенужно передать и которое может быть передано только той уникальной личностью, которуюпредставляет собой преподаватель СПбГУ. Преподаватель ЛГУ/СПбГУ - это был особыйстатус и особая идентичность.
Теперь упор делается на организацию процесса, поэтому большенужно менеджеров, и больше навыков бюрократических и менеджериальных требуется отпреподавателя. Т.е. больше требуется, с точки зрения обыденного сознания, бумаг, отчетов,всяких формальных процедур, нежели содержательных решений того самого сакральногознания. […] Для так называемого вспомогательного персонала, для многочисленныхсотрудников университета основное направление реформ – больше отчетности и контроля надними».Респондент [4]: «В СПбГУ происходит значительный рост управленческого аппарата.Само слово «аппарат» традиционно больше применимо к корпорации.
Теперь оно вошло и вуниверситет. […] Происходят изменения в структуре управления университетом. Структурастановится больше вертикальной, а не горизонтальной, как это было раньше. На каждомдокументе теперь стоит метка «контроль осуществляет …». Создается целый институтконтроля. Усиливается подотчетность. Формируется система санкций: красный (грубоенарушение), желтый и зеленый (самое незначительное нарушение)». Респондент [18]: «Скаждым годом происходит разрастание объема бюрократии в рабочих процессах». Респондент[14]: «Система мониторинга, контроля, подотчетности в последние годы достигла большогоразмаха.
Порой размах уж слишком большой. Совсем без этой системы, конечно, не обойтись.Но, конечно, есть много перегибов. Приходится писать сотни отчетов, а потом эти отчетыскладываются в ящики стола или собирают пыль на шкафах. Разумеется, не всем это по вкусу»(пер. с нем.).Среди других трендов следует также выделить процесс омассовления сферы высшегообразования [см. также Альтбах Ф., 2013: 7-8] и широкого распространения науки и научныхпринципов во все сферы.
В основе этого тренда лежат процессы демократизации,либерализации, эмансипации, продвижение гуманистических идей, в том числе идей правчеловека, опора экономически развитых стран на науку как на инструмент экономическогопроцветания и социального благополучия, идея ценности знания как такового, получившие47широкое распространение после окончания Второй мировой войны20. Ранее функциейобразования в Европе считалась подготовка узкого круга национальных элит для закрытыхнациональных обществ и профессиональных систем, а также подготовка ограниченного числаученых, хотя наука в то время не воспринималась как основа национального развития [Drori etal., 2003].Омассовление сферы высшего образования, в свою очередь, неизбежно вызываетзначительные изменения в содержательной стороне высшего образования, его уровне, т.е. речьидет об упрощении высшего образования в содержательном плане [Константинов Г.Н.,Филонович С.Р., 2007:50], что можно назвать еще одним трендом.
Респондент [1] далследующую интерпретацию данному феномену: «…[классическая] университетская система,которая предполагала, что высшее образование получает, условно говоря, 1% населения, неможет работать в условиях, когда этот процент по факту достигает 25% - т.е.
четверти, а иногдаи трети населения. В развитых странах именно такой процент, и Россия приближается к нему.Если судить по данным переписи, у нас все время нарастает этот процент. Высшее образование,наверное, должно стать проще, или, если угодно, должно ухудшиться его качество.
Этонеизбежно. Оно должно стать более доступным по формальным критериям. Например, в этомсмысле ЕГЭ – необходимый элемент этой системы, как бы ни не нравился он, в том числе,скажем, мне. Он важен как механизм. Само содержание… да, нелепые тесты, которыетренируют запоминание, а не мышление. Это, безусловно, так. Именно потому, что эти тестыориентированы на то, что поступают совсем другие люди, не верхний слой, если угодно, сливкиабитуриентов, а массовый клиент системы оказания образовательных услуг».Респондент [1], как видно из его слов, соглашается с новым видением университета вкачестве корпорации, а студентов – в качестве клиентов этой корпорации. Далее он развиваетсвою мысль и выделяет еще один тренд – гламуризация науки и высшего образования.
Речь идето том, что современная наука и высшее образование, ориентированные на массовогопользователя,вбольшойстепенизависитотсовременныхтехническихустройств,мультимедийных средств, которые предназначены для того, чтобы удивлять, поражать иудерживать внимание аудитории, и которые являются для университетов своеобразнымиатрибутами престижа и репутации, повышающими их рейтинг в глазах общества, клиентов,органов и организаций, предоставляющих финансирование: ««Гламуризация образования» термин, который использовал Н.Е.
Покровский из ВШЭ в Москве. […] Для того, чтобы этогомассового потребителя привлечь в этой конкурентной среде, нужно красиво упаковывать20В результате этих процессов не только расширился доступ к образованию среди тех социальных групп, которымоно было доступно и раньше (только в значительно меньших объемах), но и открылся доступ к образованию средитех групп, для которых он был раньше закрыт (в частности, для женщин и различных меньшинств).48знания, или образовательные услуги. И при этом максимально упрощать их. Иначе этоткапризный клиент не пойдет за этими образовательными услугами, тем более что за них нужноплатить.
Поэтому лидерами образования становятся бизнес-школы, ускоренные курсы разногорода, где в короткое время в простой и даже развлекательной форме даются, может быть, в чемто знания, а в какой-то степени дается сертификат права на работу в данной профессиональнойобласти.Ивотименноэтотобразовательныйпродуктмаксимальновостребованплатежеспособным потребителем.
В борьбе за внимание этого платежеспособного потребителяведется реформирование, которое по факту оказывается тенденцией к гламуру в науке иобразовании: ярче, проще, более конкурентно. Что касается использования мультимедиа,информатизации, внедрения новых технологий, - это те формы, в которых эти процессыосуществляются. Это - необходимые атрибуты, элементы, аксессуары.
Если этого не будет, топублика и реагировать будет иначе. […] Мы с моим коллегой уже дважды делали совместныйкурс. Причем он находится в это время в Москве, я – в Петербурге, и мы пользуемся системойдистанционной связи – есть у нас такая, на факультете закуплена. Хотя, когда осуществлялисьэти закупки, я так понимаю, что администрация нашего факультета руководствовалась тем, чтотак должно быть, хотя не понятно, зачем нам это нужно. Но это - атрибут, необходимыйэлемент, часть имиджа и признак хорошего тона продвинутого факультета.
Аппаратураоказалась востребована в этом курсе: мы видим друг друга, слышим друг друга, две аудиториистудентов. И вот на этот курс, в том числе, пришла одна аспирантка не из нашего университета.[…] Из ее отклика в одной из социальных сетей следует, что это занятие произвело на нее яркоевпечатление. Т.е. она была поражена до глубины души и написала: «Вот у них такое делается!»Она назвала это то ли телемостом, то ли телеконференцией. Т.е.