Диссертация (1335917), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Некоторые авторы выражают мысль о том, что анализразвития современного университета больше не представляется возможным лишь на уровненациональных государств, а должен проводиться на уровне мировой системы. Данная позицияосновывается на идее о том, что развитие современного университета в большинственациональных государств характеризуются усиливающейся тенденцией к конвергенции, т.е. кформированию общих, схожих организационных структур, системы общепринятых практик[Inkeles A., Sirowy L., 1984:139; Schofer E., Meyer J., 2005; Frank D., Gabler J., 2006]. Ранее мыуже говорили о феномене изоморфизма в области высшего образования и науки.
В качествепримера можно привести Болонский процесс, представляющий собой инициативу подостижению большей стандартизации академических систем Европейского континента[Kruecken G., Meier F., 2006; Teichler U., 2002]. Как отмечают ученые, в случае развитыхиндустриальных стран в основе конвергенции лежит принцип сходства ответов на общиевызовы. В случае слаборазвитых стран реформирование университета может быть вызванозаимствованием структур и практик у более развитых стран, что объясняется интеграциейслаборазвитых стран в мировые сети, через которые осуществляется распространениеобщепринятыхидейиорганизационныхструктур.Согласноэтомуподходу,силыконвергенции, связанные с тенденциями глобализации, перевешивают силы дивергенции,порождаемые культурными, социальными, экономическими и политическими различиями,существующими на национальном уровне15.15Следует отметить, что некоторые авторы, в частности, Й.
Бекерт [Beckert, 2010], отмечают, что при анализеинституциональных изменений акцент на феномене изоморфизма и конвергенции, не всегда являетсяоправданным, т.к. зачастую недооцениваются силы дивергенции, которые также являются значительными.Феномен «путевой зависимости» и национальные различия являются важным источником процессов дивергенции.40Попытаемся проследить связь между отдельными тенденциями в развитии общества вцелом и конкретными, вызываемыми этими тенденциями новыми трендами в развитии сферынауки и высшего образования.По мнению К. Торреса и Д. Шугуренского [Torres C., Schugurensky D., 2002:440], внастоящее время происходит беспрецедентный по своему масштабу процесс реформированиясистемы высшего образования.
Авторы отмечают, что, хотя специфика национальныхгосударств оказывает определенное влияние на скорость и динамику реформационногопроцесса, в целом направление реформ схожее. Рассмотрим в самом общем виде основныетренды последних десятилетий в развитии высшего образования и науки в высшей школе. К.Торрес и Д. Шугуренский выделяют три тренда: интернационализация [см. также ПрохоровА.В., 2013: 57], коммерциализация и частичная приватизация. На основе эмпирическогоматериала, полученного в ходе собственного исследования, мы дополним их список ещенесколькими трендами.К факторам развития интернационализации, или глобализации, высшего образования инауки можно отнести в первую очередь инновации в информационных, коммуникативных итранспортных технологиях.
Дополнительным стимулом, усиливающим интернационализацию,является растущее доминирование английского языка как языка бизнеса, политики, культуры инауки16.В самой роли университета как института, предназначенного для приращения ираспространения знаний, что по своей сути является задачей всего человечества, заложенапредпосылка для становления его интернационального характера. Природа научного развитиятакова, что исследовательская деятельность строится на открытиях других ученых, независимоот того, в какой части света они работают. Тем не менее, нельзя не отметить, что масштабы истепень интернационализации современной науки и высшего образования беспрецедентны:обменидеями посредством международных научныхконференций, книг, журналов,мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, в том числе программыакадемического обмена, и т.д.
Например, Болонский процесс можно рассматривать, с однойстороны, как проявление тенденции к интернационализации науки и высшего образования. А сдругойстороны,это-инициатива,имеющаясвоейцельюсодействиепроцессаминтернационализации. Поддержка интернационализации реализуется через формированиеединого16образовательногопространства,объединенногообщейсистемойстандартов,Говоря о роли языка в процессе интернационализации науки и образования, нельзя не вспомнить осредневековых университетах, в которых преподавание велось на латинском языке, и которые привлекали ученыхи студентов из всех западных стран средневековой Европы. С самого начала появления университетовдоминировал один из языков – сначала латинский, позднее немецкий, в настоящее время английский -,объединявший всех деятелей науки и способствовавший мобильности ученых и студентов.41применяемой к дипломам, учебным планам, построению образовательных программ, чтообеспечивает и стимулирует академическую мобильность студентов и профессорскопреподавательского состава.Расширениеинтернационализациисегоднястановитсянаправлением в развитии университета.
Респондент [3]17стратегическиважнымпривел один из примеров,иллюстрирующих деятельность СПбГУ в области интернационализации: «Наш университетподписал программу развития до 2020-го года, где говорится о том, что мы должны вливаться вмеждународное образовательное пространство. К 2020-му году 20% курсов должно вестись наиностранных языках. Некоторые факультеты себе ставят задачу более масштабную – не 20%, агораздо больше лекций и курсов вести на иностранных языках. Это уже делается на Факультетеменеджмента. Остальные факультеты начинают усиленно создавать группы преподавателей,которые готовят курсы на английском языке».Следует отметить, что глобализационные процессы в современной науке и высшемобразовании часто, и не без оснований, интерпретируются как американизация18.
Как отмечаютученые, значительным фактором, формирующим современное научное и образовательноепространство, является высокая мобильность как студентов, так и преподавательского состава не только межвузовская мобильность в рамках одной страны, но и интернациональная (междувузами разных стран). В основе восприятия интернационализации науки и высшегообразования как американизации лежит тот факт, что высшие учебные учреждения СШАявляются главным пунктом назначения для большинства студентов и ученых из Европы.
Т.е.речь идет об измерении объема миграционного потока. Кроме того, нельзя отрицать, что самтот факт, что английский язык является международным языком науки19, уже свидетельствует отом, что англо-саксонская академическая культура и ее стандарты занимают доминирующееположение в современной науке.На наш взгляд, приравнивание интернационализации науки и высшего образования камериканизации все же является слишком категоричным, поэтому мы бы предложилиследующий тезис: современная интернационализация науки и высшего образования проявляетчерты англо-саксонской модели и сопровождается заимствованием организационных структури стандартов высшего образования и научных исследований, характерных для данной модели.Это приводит нас к еще одному тренду - доминантное положение англо-саксонских17Здесь и далее речь идет о респондентах, принявших участие в эмпирическом исследовании, проведенном врамках настоящей диссертации.
Программа исследования, профиль респондентов и интервью-гайды представленыв Приложениях к настоящей диссертационной работе.18См. Л. Борганс, Ф. Кёрверс «Американизация европейского высшего образования и науки». Теоретические иприкладные исследования. 2010.19Английский язык является рабочим языком крупнейших и самых престижных международных научныхжурналов, международных конференций.42университетов и англо-саксонской культуры в сфере мировой науки и высшего образования.По мнению респондента [1], Болонский процесс является примером заимствования странамиЕвропы англо-саксонской академической модели: «Болонский процесс – это во многом такоеже неприятное, болезненное реформирование для Европы, как и для нас.
Т.к. болонская системапредставляет собой введение англо-саксонской системы образования, введение того, что вВеликобритании и Америке давным-давно существует, им ни в какой Болонский процессвключаться не нужно. А Европе нужно стать конкурентоспособной, т.к. есть два гигантскихрынка образования: элитарного образования в Великобритании, и массового – в США. […] И, ясчитаю, желание создать в масштабах Европы конкурентоспособную систему образования ибыло целью Болонского процесса». Респондент [7]: «Очевидно, что в сфере высшегообразования доминантной культурой является англо-саксонская культура.
Философиюсовременного глобализированного мира можно сформулировать следующим образом: «Учитьсянужно у победителей». Таковыми победителями сейчас, безусловно, являются элитарныеанглийские и американские университеты. В основе англо-американской университетскойкультуры лежит принцип, что университет должен имитировать поведение организации иориентироваться на рынок. Отсюда и вытекает современное направление развитияуниверситетов мира – развитие в направлении превращения в организацию с цельюуподобиться лидерам в сфере высшего образования и обеспечить себе конкурентоспособностьна мировом рынке образовательных услуг. Копирование и внедрение в собственныхуниверситетах структур, моделей, реформ, стратегий, которые принято считать «лучшимипрактиками», вызывает целый ряд новых процессов, структурных изменений в университетахмира.