Пупков К.А., Коньков В.Г. Интеллектуальные системы (1-е изд., 2001) (1245264), страница 65
Текст из файла (страница 65)
(Ф.М. Достоевский).“Для того, чтобы существовала материя, Бог вложил в нее такиемогущественные силы, судить о которых можно, когда их освобождаешь(термоядерный взрыв) ” Духовное воздействие, как мы видим, обладает неменьшей (подчиняющей) силой. Здоровая духовность связана с любовью,любовь могучий генератор энергии.
“Наше общество, прежде всего должнопозаботиться о выработке главной энергии человечества – энергии любви”(Питирим Сорокин, русский мыслитель и социолог).Официальным социальным защитником от агрессивного Зла и борцом сНим в настоящее время является закон, для чего в его распоряжении имеютсяправоохранительные органы. Защищают они посредством осуждения,поощряющего естественный гнев на преступников, удовлетворяющего жаждуотмщения и вызывающего ответный гнев преступивших закон на праведностьсо всеми ее органами правосудия (ведь гнев может породить только гнев). Т.о.,закон лишь ограждает от исполнителей Зла, но не от Него самого и тем более неуничтожает Зло, - и даже умножает Его. Путь борьбы именно со Злом указанИисусом Христом и связан с такими понятиями как покаяние, искупление(«покаяние побеждает грех»), прощение, любовь к грешникам, даже к врагам(оправдание даром), лежащими за пределами закона, - положительные аффектыпо отношению к совратившимся.
Странный, парадоксальный, но единственныйпуть борьбы с самим Злом : не система запретов, а зов в царство творческойлюбви, требующей, правда, готовности к огромным жертвам со стороныневиновных. Т.е., такой борьбы двух лагерей, где тяжелых потерь в лагереДобра гарантированно не избежать, завоевания же последнего могут оказатьсявесьма скромными. Если меру целесообразности (с точки зрения потерь иприобретений) ведения борьбы таким способом возьмется определять человек,то очень вероятным может оказаться решение, связанное с уничтожениемпредставителей лагеря Зла.
Но такой суд - не дело человека, а Бога (“Мнеотмщение, и Аз(Я) воздам”). В свете чего и следует рассматриватьповествования о событиях в Содоме и Гоморре (- не только как жестокоенаказание, а и как акт, определяемый провиденческой целесообразностью).“Что же такое “любить врагов”? Такого бреда, что человек долженотноситься к какому-то негодяю, который причинил ему зло, как к своемуребенку, в Евангелии нет. Любить своих врагов, - это значит относиться сдоброжелательностью даже к противнику, желать ему добра, желать, чтобы онраскаялся, чтобы он одумался”. (А.Мень).Государству остаются оградительные (от носителей Зла) функции(«…государство должно учить, лечить и защищать»), нам, рядовым гражданам,на бытовом уровне - защитные, но при малейшей возможности и ему и намнужно бороться с самим Злом - следовать учению Иисуса Христа.Закон является причиной того, что лагерь Зла преумножился особенно впоследние дни нашей цивилизованной жизни еще и потому, что помиморассмотренного подсознательного (от силы плоти) противления закону,существует и активное сверхсознательное (от злого духа, - от мощи своеволияпроизвола, внушаемого непосредственно Диаволом (Ставрогин Достоевского))ему противление.Есть ли хотя бы принципиальная возможность активным членам лагеряЗла спастись? Есть! Ведь все сотворенное Создателем, наделенное свободнойволей (человек, Ангел и т.д.), созданное по «Образу и Подобию Божию», Богом,однако, не является, поэтому Истина в полном объеме ему не может бытьдоступна (за исключением случая, когда оно вместе с Создателем).
Диавол,будучи создан как ангел, наделен, конечно, несравненно более широкимивозможностями в познании реальности и во владении ей, чем человек, поэтомупадший человек вполне может воспринимать путь, указываемый Диаволом, какистинный - у Диавола есть для такого человека те самые «единственные трисилы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих...бунтовщиков... - эти силы: чудо, тайна и авторитет» (Ф.М. Достоевский,«Братья Карамазовы»).Но Диавол (и последовавший за ним) обречен на гибель в физических идуховных муках, как существо, использовавшее предоставленную ему свободудля выбора характера бытия, не соответствующего заложенной в негоизначально Создателем его природной сути - Божьей сути.
И раскаявшемусяактивному деятелю лагеря Зла достаточно только осознать это несоответствие,услышать зов (если, конечно, у него хватит на это решимости), ««любезноеприглашение» Христова Завета, которое не может вызвать ни бунта раба(реакция на приказ), ни противления своевольного произвола (реакция назакон), - а только ответное движение любви, органически адекватное егоизначально на любовь ориентированной сути». Этот зов благодати выражен нена языке разума, а чувства, поэтому ответом на него является не совокупностьантиномичных (логически противоречивых) доводов, а прекрасный образ,«вызывающий ответное подсознательное «да» в глубине «я» (поскольку онобогоподобно), преобразующий хаотическое влечение в сублимирующий Эрос, амощь своеволия и духовного противления - в свободу Божественногосотворчества» [34].“Раскаяние - одно из великих достижений в истории человеческогодуха.
Это потрясение и прозрение, которое достигаются через осознание вины,это вечная и неизбывная забота человеческого духа о самом себе.” (Ч.Айтматов).178Уж если решился, нужно смело уходить из лагеря Зла, надеясь наБожию всемилостивость, - Бог дает равную плату работникам в Его саду - иработавшим весь день, и приступившим к работе на самом исходе рабочего дня(см притчу о равной награде, Евангелие от Матфея, гл.20).Сознавая необходимость существования государства на данном этаперазвития общества, мы принимаем в государстве сознательное участие, являясьболее или менее (в зависимости от индивидуальных склонностей) активнойчастью его механизма (работа, выполнение общественных обязанностей и т.п.).Не столь существенный вопрос о наиболее адекватной формеобщественных отношений в государстве (излюбленное поле смертного боя всехполитических партий и движений (к сожалению, часто «партия – безумиемногих ради благополучия немногих» (Дж.Свифт))), возможно, имеет смысл,страшась авторитарного произвола, решить в пользу демократической.
Хотя нетак уж и шутливыми представляются высказывания многих известныхполитических деятелей (например, У. Черчилля) о демократии как о плохомобщественном устройстве, в котором мнение большинства (часто некомпетентного в решаемых вопросах) возводится в закон, о том, что демократия- это не строй, ... а процедура, что демократия понимает власть как право, а некак обязанность и т.п. За демократией признается только одно единственноепреимущество, состоящее в том, что другие общественные отношения ещехуже.«Стремление …навязать другим как норму поведения свои мнения ивкусы находит такую широкую поддержку со стороны как наилучших, так инаихудших свойств человеческой природы, что не довольствуется ничем, кромеполноты власти», добиваясь которой, политик часто готов на очень многое…(«труд интеллектуала, часто напрасный, - как-то прояснить положение вещей,дело политика – затемнить его как можно больше») [37].Понятие власти антиномично даже с позиции христианства: «С однойстороны Библия определенно утверждает идеал безвластной организацииобщения через Любовь и солидарность, а с другой - «несть власти, аще не отБога».
Христианское решение антиномии власти состоит в том, что она от Бога,когда служит высшему общению Любви и делает его возможным, и властьпринадлежит диаволу, если служит самой себе (ее носителю)» [34] (вольнаяцитата).Власть действительно дается Богом достойному человеку как свободабольшей степени - распоряжаться не только своими поступками, но ипоступками подчиненных (в этом ее притягательность), однако в такой жестепени возрастает ответственность перед Богом за то, как ты ей распорядился(ведь «человек не средство, а цель», отсюда духовные страдания уже при жизни«О, совесть лютая!Как тяжко ты караешь!»(«Борис Годунов» (А.С. Пушкин))).«Совесть интуитивно чует - знает Истину. Расшевелить совесть,разбудить то, что называли “Образом Божиим” в человеке, и она выйдет наружу- в “душу-психику”, в тело, в “дом-вещи-хозяйство”, в “землю-дело-труд”.» (Г.Гачев, Литературная газета от 05.09.89).Власть, полученная в результате революционного переворота,обязательно связана с человеческими жертвами (просветитель надеетсяисправить мир просвещением, революционер – насилием).
Она нацелена на то,чтобы «одним махом изменить все и во всех сферах» (Лейбниц). Но такаядеятельность обречена на провал, т.к. она требует от человека начать новуюжизнь, игнорирующую прошлую, что невозможно. Ведь прошлое органическивплетено в естество строителя новой жизни – человека (который жил и дореволюции), а перестроить свое естество мгновенно он не может. Поэтому«изменить одним махом» не удается, значит, изменения происходят и не так, ине такие как предполагал революционер, и, как мы видим из истории, чащесовершенно противоположные. Т.о., через какое-то время жизнь выявляетнесостоятельность агрессивной идеи и, конечно, преступную неоправданностьсвязанных с ее реализацией безвинных человеческих жертв.
Трагизм ситуацииусугубляется еще и тем, что власти революционным путем добиваются, обычно,в составе партии, отчего, совесть каждого ее члена не слишком-то обремененадуховными терзаниями – заговорщик надеется, -во-первых, на то, что идеяверна, если ее разделяют и другие, да и, во-вторых, на соединенные силы своихтоварищей (когда ты один, то надеяться можно только на Истину). Для человекаже с не слишком высокими моральными качествами членство являетсясвоеобразной маской, за которой он может скрывать свою подлинную суть:«У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.И если маскою черты утаены,То маску с чувств срывают смело.»(М.Ю.Лермонтов, «Маскарад»)Не состоятельной может оказаться всякая искренняя идея, но если онане агрессивна, то не представляет моральной вины ее автора, т.к.
не требуетнедобровольных жертв.До сих пор обсуждался лишь самый главный аспект борьбы со Злом духовный, но следствием торжества Зла является часто и нарушение здоровья,помогать восстановлению которого, а также проводить профилактику (и, т.о.,бороться со Злом) призвана медицина.Корректно ли верующему человеку привлекать для этой же цели магови т.п. (ведь Эрос сублимации может привести к оккультным наукам, непризнающим Бога, и, в частности, к “пути воина”, ведущего “человека знания”179[40])? Не будет ли это восстановлением физического здоровья ценой краха надуховном фронте, - Богоотступничеством? Не считается же грехомиспользование медицинских учреждений с целью облегчения страданий вболезни (даже сознавая, что ее первопричина - грех (см.2.4.7)), не спрашиваяпри этом врача, верующий он или атеист, или маг.