ВКР Волкова (1227462), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Правительством многих стран проводились мероприятия, направленные на распространения в своих странах процедуры усыновления. Данные мероприятия существенно повлияли на картину усыновления в целом, число усыновленных детей возросло.
Войной, вызвавшей еще один всплеск международного усыновления, была война в Корее. Зарубежные ученые, занимавшиеся исследованием в области усыновления, отметили, что « впервые в истории, относительно большое количество семей, в основном из США, усыновили детей иной расы и культуры. Почти каждый третий из 15000 усыновленных в период с 1953 по 1962 г. и 65 % от 32000 детей-иностранцев, усыновленных гражданами США в период с 1966 по 1976 г., прибыли из Азии, прежде всего из Кореи.»
Также этот этап характеризуется созданием унифицированных норм, направленных на устранение «хромающего усыновления».
В 1965 году на Гаагской конференции путем подписания Конвенции «О юрисдикции, применимом праве и признании решений в отношении усыновления» была предпринята первая попытка заключения международных соглашений, которые устранили бы противоречия во внутреннем законодательстве иностранных государств в сфере международного усыновления.
В середине 70-х годов к государствам, заинтересованным в международном усыновлении, стали применяться термины: «принимающее» и «отправляющее» государство. Страны относились к той или иной группе в зависимости от уровня ее экономического развития. «Принимающими» государствами являлись Швеция, Канада, Нидерланды, США. Так, в Нидерландах ежегодно усыновляли приблизительно 2700 детей, а гражданами США только за 1975 год было усыновлено 5633 ребенка-иностранца [45].
«Отправляющие» страны, к которым относились Корея, страны Африки, Латинской Америки, Таиланд, Индия характеризовались низким уровнем жизни их населения, в результате чего ежегодно тысячи детей-сирот покидали государство своего происхождения.
Употребление данных терминов не утратило своей актуальности и по сей день. Например, в ст. 2 Гаагской конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» 1993 г. (далее – Гаагская Конвенция 1993 г.), все государства в сфере международного усыновления подразделяются на две группы: «принимающее государство» и «государство происхождения» [2].
В 1974 г. в Тринидаде была проведена конференция под названием «Охрана детства». На этой конференции директором венесуэльского регионального отделения Международной социальной помощи в Швеции в докладе было акцентировано внимание стран - участниц на необходимость устройства детей-сирот, прежде всего в государстве их гражданства.при этом он отмечал, что к международному усыновлению необходимо прибегать в крайних случаях. Также им было предложено создание уполномоченных агентств на территории государств, вовлеченных в международное усыновление.
Данные предложения впоследствии нашли отражение в таких конвенциях как Конвенция «О правах ребенка», Гаагская Конвенция 1993 г., а также же восприняты Правительством ряда государств. Например, в Таиланде в 1977 г. был создан Исполнительный Комитет усыновления для осуществления контроля над процессом международного усыновления в данном государстве. В Корее были приняты подобные меры, в результате которых в период с 1977 по 1981 г. количество детей-сирот, передаваемых на усыновление иностранцам, сократилось на 20 %.
В 80 – е годы завершился второй этап развития международного усыновления. Данный этап характеризуется стремлением государств к унификации законодательства в сфере международного усыновления в целях устранения препятствий к осуществлению процедуры усыновления, а также упрощению данного процесса [28].
Третий этап становления законодательства в сфере международного усыновления характеризуется созданием гарантий обеспечения интересов ребенка подлежащего усыновлению иностранцами, ужесточением контроля над осуществлением процесса международного усыновления.
Со временем в процедуре международного усыновления стали прослеживаться многочисленные злоупотреблениями правами усыновляемых детей, усыновителей. Агентства и частные посредники стали использовать усыновления в своих корыстных целях. Их заботило не благополучие ребенка-сироты, а извлечение прибыли из процесса усыновления. Итогом подобной деятельности стали, выявленные факты покупки детей семейными парами на заграничных «рынках» типа Румынии, Парагвая, Китая. Все это возникало из-за несовершенства правовой базы.
На данном этапе было принято четыре важных международных документа, устанавливающих стандарты защиты прав и интересов детей, в том числе и детей - сирот [27].
Прежде всего, это Конвенция «О правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1986 г. Данная Конвенция, признавая уязвимость детей в силу их возраста, провозглашает право детства на особую защиту со стороны ратифицировавших ее государств [1].
Гаагская Конвенция определила единые стандарты для стран, которые практиковали международное усыновление. Положения Конвенции призывали их к созданию Центральных органов, обязанностью которых было бы принятие мер, предотвращающих похищения, торговлю детьми и иные различные злоупотребления прав детей - сирот.
В Гонконге в 1996 г. Были приняты Директивы в отношении процедуры международного усыновления детей – сирот. Подготовкой данных Директив занимались более 200 экспертов, практических работников, сотрудников государственной службы из многих стран мира. Целями данных Директив являлось улучшение качества работы компетентных органов, занимающихся процедурой международного усыновления.
Положения принятых Директив значительное внимание уделяли биологическим родителям, что было не свойственно ранее принимаемым нормативно – правовым актам, регулирующим международное усыновление. Среди прав, которыми наделены биологические родители ребенка - сироты, следует выделить: 1) право на консультации и услуги по оказанию помощи после отказа от своего ребенка для усыновления; 2) право биологических родителей на будущее общее с ребенком по их инициативе или инициативе ребенка; 3) право биологических родителей высказывать пожелания о воспитании ребенка. Но в странах, в которых практиковалось закрытое усыновление данные права не применялись.
Особое внимание было уделено и самому усыновляемому. Директивами были введены некоторые права усыновляемого. К ним относились: а) оказание консультативной помощи и поддержки для осознания им того, что представляет собой усыновление; б) реальное знакомство с кандидатами в усыновители, и что не мало важно, и с их образом жизни посредством писем, фотографий, видео; в) личный контакт с кандидатами в усыновители.
Новшеством в законодательстве стало появление права на «книгу жизни», то есть полное описание жизни ребенка. В книге жизни «описывается происхождение ребенка, а также содержится иная информация об усыновленном ребенке.
Право усыновляемого на самоопределение в Директивах представлено несколько в ином ключе, чем в Конвенции «О правах ребенка». Если в соответствии с п. 1 ст. 7 данной Конвенции ребенок имеет право знать родителей только насколько это возможно, то уже в п. 2.11 Директив закреплено, что компетентные органы и учреждения должны обеспечить выполнение этого права и предложить социально-психологические услуги всем сторонам, оказавшимся причастными к проведению поиска о происхождении ребенка [31].
Таким образом следует сделать вывод, характеризуется иным подходом к отношениям, складывающимся между субъектами международного усыновления. В законодательстве 21 века наблюдается тенденция сближения с биологическими родителями в отличии от предыдущего законодательства. Законодатель стал выделять триаду участников правоотношений, возникающих из международного усыновления: биологический родитель, усыновляемый ребенок, усыновитель.
Указанные выше «традиции» характерны для усыновления в США. По законодательству этого государства биологические родители могут не только видеться со своим ребенком, но и оказывать помощь в его воспитании в приемной семье.
Развитие института международного усыновления в республики Беларусь было схожа с корейским вариантом развития института международного усыновления. Но после выявления органами власти республики ряда нарушений в процедуре международного усыновления ими был наложен в 1997 году временный мораторий на данную процедуру. В этом же 1997 году в республики был создан Национальный орган, который подчинялся министерству образования и координировал деятельность органов и должностных лиц, занимающихся процедурой международного усыновления. Кроме того, был подписан Указ Президента Республики Беларусь от 20 августа 1997 г. № 429 «О подписании Конвенции по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления». Цель данной конвенции заключалась в обеспечении гарантий и прав усыновленных детей, а также в пресечении нарушений прав несовершеннолетних детей – сирот . «Кодекс о браке и семье» республики Беларусь обеспечил замену административного порядка усыновления на судебный, что в свою очередь обеспечивало защиту прав и интересов усыновленных детей [36].
Таким образом, политика международного усыновления республики Беларусь направлена на ужесточение данной процедуры и установления строгого контроля над процессом адаптации усыновленных детей в стране гражданства или постоянного места жительства усыновителей.
В свою очередь современный этап законодательства в сфере международного усыновления в России хоть и направлено на ужесточение этой процедуры и установлению контроля над процессом международного усыновления все же этого недостаточно ведь число преступлений в данной сфере увеличивается.
-
Процедура международного усыновления (удочерения) по
современному законодательству
В настоящее время по современному законодательству действует судебный порядок усыновления, об этом говорят нормы Семейного кодекса РФ [7]. Порядок передачи детей в иностранные семьи утвержден Правилами передачи детей на усыновление в иностранные семьи [12]. Законодательно установлен контроль за порядком осуществления процедуры усыновления. В свою очередь данный контроль позволяет сократить число преступлений в сфере международного усыновления.
Установление усыновления затрагивают разного рода права большого круга лиц. К этим лицам следует отнести как биологических лиц родителей, так как в отношении них права прекращаются, так и усыновителей, родственников усыновленных и т.д.
В целях защиты прав участников процедуры усыновления закон требует соблюдения ряда правил, которые чаще всего нарушаются органами осуществляющими данную процедуру.
Например, согласно законодательству стран СНГ и Балтии усыновление производится судом в порядке особого производства, с обязательным участием заявителя, заинтересованных лиц, органов опеки и попечительства, а также прокурора [42].
Подсудность данной категории дел разными странами определена по своему. Однако процедура усыновления для проживающих за рубежом осложняется необходимостью получения дополнительного разрешения или согласия компетентных государственных органов. Так, на Украине при рассмотрении указанной категории дел необходимо не только участие органов опеки, прокурора, но и представителей Центра по усыновлению детей при Министерстве образования. В Эстонии требуется согласие министра по социальным вопросам, в Латвийской Республике – министра юстиции. В Беларуси для дел об усыновлении иностранцами не только установлена подсудность вышестоящего суда, но и обязательно участие представителя Национального центра образования.
В России существует собственный порядок процедуры международного усыновления. Кандидаты в усыновители из числа иностранных граждан, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином России, обращаются в России к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей или в Министерство образования и науки РФ [41]. Обращение в Министерство образования и науки иностранных граждан происходит в случае, если иностранные кандидаты в усыновители не нашли подходящую кандидатуру на усыновление в двух субъектах.
К заявлению, которое подается гражданином, не состоящим в браке должно быть приложена копия свидетельства о рождении. Так как возраст усыновителя имеет определенные критерии, то он устанавливается судом [7]. Разница в возрасте по уважительным причинам может быть судом сокращена.
Если же заявления подают лица состоящие в браке, то прилагается копия свидетельства о браке. В случае подачи заявления одним из супругов, то должно быть приложено письменное согласие на усыновление второго супруга. В случае если супруги не проживают более года совместно и место нахождение второго супруга неизвестно, то данного письменного согласия не требуется. Тогда вместо разрешения к документам прилагается письменное подтверждение того, что место нахождения супруга неизвестно, например определение суда о признании лица безвестно отсутствующим. Если таковое не возможно приложить к перечню документов, то возможны свидетельские показания [10].
При подаче заявления об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, подается в суд гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, либо иностранными гражданами и лицами без гражданства должны быть дополнительно представлены: заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства -- государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями и разрешение компетентного органа соответствующего государства, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное жительство усыновляемого ребенка на территории этого государства [12].
По современному законодательству возможно и усыновление иностранных детей лицами с российским гражданством. Но согласно статистики это случается довольно редко. При этом усыновлении установлен особый порядок. Также должно быть приложено письменное разрешение законного представителя усыновляемого и решение компетентного органа государства, гражданином которого он является. По законодательству некоторых государств возможно и требование приложить письменное разрешение самого усыновляемого. Законодательство требует предоставления всех документов в двух экземплярах.
Документы должны удостоверяться путем предоставления апостиля. Апостиль проставляется компетентным органом государства, в котором документ был совершен. Каждая страна - участница Гаагской конвенции наделяет определенные государственные органы правом проставления апостиля с учетом их официальных функций [12].
















