Текст ВКР Димидова А.А. (1223120), страница 8
Текст из файла (страница 8)
В ходе процедуры конкурсного производства проводится продажа имущества должника (после оценки, путем открытых торгов), уступка прав требования, замещение активов должника.
Защищая интересы должника, Закон предусматривает возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Такой переход может быть осуществлен только в случае, если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление и (или) внешнее управление. При этом необходимым условием перехода от конкурсного производства к внешнему управлению является появление оснований (подтвержденных результатами финансового анализа) полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
В случае вынесения арбитражным судом определения о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению:
- прекращаются ограничения органов управления должника;
- открывается реестр требований кредиторов;
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникшие в ходе конкурсного производства, считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению;
- требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых в соответствии с условиями обязательств не наступил на момент открытия конкурсного производства, также считаются текущими;
- требования, удовлетворенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными и не подлежат восстановлению59.
По окончанию процедуры конкурсного производства, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах процедуры. Арбитражный суд в зависимости от обстоятельств выносит, либо определение о завершении производства, либо о прекращении производства по делу, если все требования удовлетворены. В случае вынесения определения о завершении конкурсного производства в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации должника.
С момента записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
2.5. Мировое соглашение как особая процедура, направленная на прекращение конкурсных отношений
В зависимости от понимания того, что представляет собой мировое соглашение, зависит, какое законодательство будет является приоритетным (материальное или процессуальное право) при регулировании процесса достижения такого соглашения60.
Существуют различные точки зрения при определении правовой природы мирового соглашения. Довольно интересна точка зрения, которую поддерживает И. И. Рахматуллин, определяющая характер соглашения в виде смешанного, так как в нем присутствуют как материальные, так и процессуальные элементы.
Мировое соглашение в деле о банкротстве в окончательном виде, то есть после придания ему юридической силы, носит черты не только гражданско-правового договора, но и включает в себя процессуальный компонент в виде необходимости утверждения соглашения судом.
Если рассматривать с материально-правовой позиции, то мировое соглашение должно обладать всеми признаками, присущими гражданско-правовой сделке.
Однако, установленный Гражданским кодексом РФ принцип свободы договора, подвергается ограничению, в процессе принятия решения о утверждении мирового соглашения собранием кредиторов.
Так как решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов собрания кредиторов и все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, то можно предположить, что воля меньшинства не имеет своего отражения в данном договоре. Со стороны должника указанное решение принимается должником-гражданином или руководителем должника (п. 2 ст. 150 Закона о банкротстве).
Таким образом, при решении вопроса о заключении мирового соглашения воля меньшинства подчиняется воле большинства.
Конституционный Суд РФ по этому поводу выразил свою позицию, согласно которой по своей юридической природе мировые соглашения в деле о банкротстве значительно отличаются от мирового соглашения, заключаемого в исковом производстве, в частности, тем, что отношения между их участниками основываются, как правило, в силу основных законов рыночной экономики и имманентных им правовых принципов регулирования, вытекающих из смысла и духа Конституции РФ, на принуждении меньшинства кредиторов большинством, поскольку значительное число участвующих в процессе банкротства кредиторов делают невозможным получение согласия с условиями мирового соглашения каждого отдельного кредитора.
Принятие решения большинством голосов всех кредиторов с учетом принадлежащих им сумм имущественных требований - демократическая процедура, не противоречащая принципу равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ), который является проявлением конституционного принципа равноправия. Использование при заключении мирового соглашения иных принципов голосования повлекло бы неоправданное предоставление преимуществ одной группе кредиторов в ущерб другим.
Однако, как отмечает И. И. Рахматуллин, в то же время п. 3 ст. 156 Закона о банкротстве предусмотрено, что условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение61.
Однако обращаясь к позиции К. Б. Кораевой , можно отметить, что принуждение меньшинства решением большинства не составляет особенности заключения мирового соглашения, поскольку таков режим работы любого общего собрания62.
Также особенностью гражданско-правовой сделки является возможность ее самостоятельного обжалования. Однако мировое соглашение в процедуре банкротства оспаривается только способом обжалования определения суда.
Обратимся к судебной практике. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 21.01.2014 по делу № А65-31892/2012 отказал в утверждении мирового соглашения, так как оно противоречит положениям Закона о банкротстве как содержащего неопределенность относительно его исполнения, которое может быть исполнено под условием, то есть поставлено в зависимость от принятия судом определения о процессуальном правопреемстве по решениям судов в будущем; данная формулировка признана судом носящей предположительный характер, поскольку возникновение прав и обязанностей кредиторов поставлено в зависимость от обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет63.
Еще один отличительный признак в деле о банкротстве это наличие уполномоченных органов.
Здесь хотелось бы отметить, как справедливо отмечает С. А. Карелина, что вопрос об участии в мировом соглашении уполномоченных органов в настоящее время является особенно острым. В частности, речь идет о соотношении норм Закона о банкротстве (например, абз. 3 и 4 п. 1 ст. 156) и положений налогового законодательства, о приоритете одного над другим64.
Таким образом, мировое соглашение в деле о банкротстве отличается от гражданско-правовых договоров, следующим:
- заключается в процессе судебного разбирательства;
- действительно только в случае утверждения его арбитражным судом;
- исполнение мирового соглашения осуществляется по правилам исполнения судебных актов.
Мировое соглашение - это процессуальный договор, имеющий силу судебного решения. Данное соглашение составляется в письменной форме, подписывается лицом, принявшим в соответствии с Законом о банкротстве решение о заключении мирового соглашения (руководителем должника - юридического лица или субъектом, исполняющим его обязанности, внешним или конкурсным управляющим) и представителем собрания кредиторов или лицом, уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия. Если в мировом соглашении участвуют третьи лица, то они или их представители также подписывают мировое соглашение.
Отметим, что мировое соглашение можно заключить на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Однако при условии что у должника не имеется не погашенной перед задолженности по текущим платежам65.
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным. Необходимым условием утверждения мирового соглашения арбитражным судом является погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.
Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать определенные способы прекращения обязательств должника: предоставление отступного; обмен требований на доли в уставном капитале должника, акции, облигации (конвертируемые в акции), иные ценные бумаги; новацию обязательства; прощение долга.
Допускается использование и других способов прекращения обязательств, предусмотренных законодательством, если эти способы не нарушают права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований. Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.
Следует отметить, что законодательство не конкретизирует границы применения в мировом соглашении такого способа прекращения обязательств, как прощение долга. Поскольку прощение долга представляет собой освобождение кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, то данная норма имеет сходство с нормой, регламентирующей дарение: по договору дарения одна сторона безвозмездно передает другой стороне вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Однако гражданское законодательство вводит ограничения в праве дарения (ст. 575 ГК РФ). Дарение, кроме обычных подарков стоимостью не выше определенной суммы, в ряде случаев не допускается, в частности, в отношениях между коммерческими организациями. Таким ограничением законодатель защищает интересы кредиторов дарителя, а также интересы участников обществ и товариществ, исключая в том числе возможность заключения договора дарения при наличии у дарителя признаков несостоятельности.
Мировое соглашение может также содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям этого законодательства.
С даты утверждения мирового соглашения должник или третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами66.
Как показывает практика, мировые соглашения по делам о банкротстве немногочисленны. Непопулярность мирового соглашения объясняется недостатками правового регулирования, в частности, весьма скромными возможностями изменения соглашением порядка и условий внесения обязательных платежей, а также тем, что оно распространяется отнюдь не на всех кредиторов должника, а только на тех, кто имеет статус конкурсных.
К этим негативным свойствам надо добавить и то, что после расторжения мирового соглашения требования конкурсного кредитора не восстанавливаются в полном объеме, а учитываются исходя из размера, предусмотренного мировым соглашением (п. 1 ст. 167 Закона о несостоятельности)67.
Таким образом мировое соглашение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Отметим, что также существуют, проблемы, связанные с разносторонней трактовкой положений о мировом соглашении при банкротстве, а также отсутствие возможности изменения размера обязательных платежей, которые снижают эффективность данного института.
3. МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Устранение коллизий федеральных законов, связанных с процедурой банкротства юридических лиц
Как и отмечалось в предыдущей главе, правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), содержатся не только в Законе о банкротстве, но и в Гражданском кодексе, Федеральном законе «Об исполнительном производстве» и ряде других нормативных правовых актов. Законодательство, регулирующее отношения несостоятельности (банкротства), является комплексным, поскольку в его состав входят нормативные правовые акты, содержащие в себе нормы как частного (гражданского), так и публичного (уголовного, процессуального) права, а также материального и процессуального права.