ВКР Бянкина (1217933), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Обобщая результаты проведенноготеоретического анализа, мы приходим к выводу, что субъектность — этосистемообразующее центральное свойство личности, возникающее наопределенном этапе ее развития и проявляющееся в специфическичеловеческомосознанномиактивномотношениикокружающейдействительности и самому себе.Структура субъектности включает: осознанность активности, способностькцелеполаганию,саморегуляциюдеятельностииповедения,рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта иуникальной личности и признание того же в других людях.Различными учеными субъектность определяется как свойство, функцияличности, высший уровень проявления способности к регуляции поведения,как предпосылка и способ развития личности.
Общим для всех трактовок такили иначе является представление о субъектности как характеристике,присущейличностикаксоциальномупродуктуиреализуемой33исключительновсоциальномпространствевпроцессепроявленияактивности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в настоящеевремя субъектность выступает такой характеристикой человека, котораявыражает его основные субъектные свойства, в первую очередь осознанностьи активность, имеющие определенное смысловое наполнение.1.3. Развитие субъектности в онтогенезеРазвитие субъектности в онтогенезе связано в целом с развитиемличности, появлением новообразований в ее структуре, возникающих на базеуже сложившихся на более ранних этапах.Становлениеиразвитиеличностивомногомопределяетсяеесамосознанием, адекватностью самооценки и позитивным отношением квозможностям собственного развития, способностью самостоятельно ставитьцели в жизни, а также способностью к проекции себя в перспективе развития.Интеллектуальное развитие, активный рост самосознания, решение проблемпрофессионального и личностного самоопределения, смысла жизни устаршеклассниковспособствуюткачественноновомупреобразованиюсубъектности [11, 67].Основой субъектности по мнению ученых является произвольнаяактивность.
Исследуя вопросы возникновения произвольной активности,А.Г.Осницкий отмечает, что трудно сказать, когда и в какой момент онавозникает. Специалисты утверждают, что специфический для животногомира ориентировочный рефлекс появляется у ребенка на второй-третий деньпосле его рождения. Он знаменателен тем, что в жизнедеятельностьорганизма и управление поведением включается ориентировка не только набиологически значимые (по связи с наличными потребностями, по частоте исиле возникновения) воздействия, но и на неспецифический признак34внешнего воздействия – «новизну» раздражителя.
С этого момента и далее напротяжении всей жизни человека в информационное обеспечение регуляцииповедения младенца включается избыточная информация, в которой емуприходится «выбирать» то, что существенно для решения жизненно важныхзадач.Существеннейшим и специфическимдля человека моментомориентировки на новизну у ребенка является ее «замыкание» на знаковыеносители информации (ритм жизни, речевые сообщения, инструкции, жесты,интонации и т.п.), выработанные общественной практикой жизни человека.Начальные формы произвольного (целенаправленного и хотя бы отчастиосознаваемого)мотивационнымиповеденияребенкаобразованиями,стесносвязаныегосильнымисприоритетнымижеланиями[13].Надстраивающиеся над ними впоследствии или ассимилирующие их болеесложные формы произвольного поведения связаны уже не столько сприоритетными мотивационными образованиями, сколько с накопленнымрегуляторным опытом ребенка, преломленным в его сознании и активноиспользуемым в жизнедеятельности (О.А.
Конопкин, А.К. Осницкий, Я.А.Пономарев, Е.О. Смирнова). И способность к формированию внутреннегоплана деятельности, и моделирование условий, и программированиедействий, и оценка результатов с их возможными вариациями – все этотребует уже развитых форм сознания, способности к интеллектуальномурешению проблем, отделению себя и своих возможностей от вещного мира,определению и утверждению своих позиций в социуме. В целостную системуони оформляются и приобретают определенную долю завершенности вподростковом возрасте.ЧудновскийВ.Э.причинуограниченногопониманиямеханизмов«внутренней детерминации» видит в использовании термина «преломление»и в попытках увязать генезис явлений внутренней детерминации спроцессами интериоризации в развитии высших психических функций (притакой постановке проблемы явления внутренней детерминации незаметнымобразом ставятся в зависимость от процессов социализации) [84].35Чтобы избежать двойственного прочтения термина «преломление», В.Э.Чудновский вводит близкое понятие развивающегося «ядра субъективнойактивности», становление которого «...выражается в постепенном изменениисоотношения между «внешним» и «внутренним»: от преимущественнойнаправленности«внешнеечерезвнутреннее»квсебольшемудоминированию тенденции «внутреннее через внешнее» [83, с.
9].Активность ребенка по ходу его развития становится все болееосознанной и субъектной, то есть организуемой самим ребенком вотносительной независимости от внешних и внутренних обстоятельств,иногда и вопреки обстоятельствам. С ними он считается, вынужденсчитаться, но не должен быть ими порабощен. Мы считаем, что субъектнуюактивность учащихся – их авторскую, сначала робко опробывающуюреальный мир, затем подражающую действиям взрослых, а позднеесобственную новаторскую, режиссерскую – следует рассматривать не какнадситуативную (меру ситуативности и надситуативности поведения чащеопределяет наблюдатель, нежели сам человек), а как обычную специфическичеловеческую активность по конструированию ситуации для решения своихпроблем и дальнейшему ее разрешению. Иначе чем выйдя за пределыразрешаемой ситуации, человек свои проблемы решить не может.
Поэтомунет смысла рассматривать его активность как надситуативную [64] иливнутриситуативную. Целесообразнее оценивать меру ограниченности илимеру продуктивности субъектной активности, обнаруживаемой человеком вповседневном поведении.В результате исследований А.Г. Осницкого (1996) определено, чтоавторствопоявляетсянаопределеннойступени,сталобыть,естьдосубъектные формы активности, досубъектное психическое. Правильнеесказать – в поведении ребенка могут быть обнаружены досубъектныепсихические проявления человека, являющиеся, скорее, предпосылкамисубъектности,нежелисамойсубъектностью.Онипроявляютсякакзачаточные формы субъектной активности: созерцание – еще не созерцание;36общение – еще не общение; о деятельности еще и говорить не приходится(существуетреальносимбиозсовзрослымипростейшиеформывзаимодействия). И в повседневной жизнедеятельности взрослого кругконтролируемых субъектом явлений и производимых преобразований всегдаболее узок, чем то, что может быть обозначено как субъективная реальность[73] или недизъюнктивная субъективная реальность [15].По данным Н.В.
Зотиковой, также в младшем подростковом возрасте«субъектность как интегративное личностное образование не существует. Наэтой стадии можно говоритьтолько о существованииличностныхпредпосылок развития субъектности» [цит. по 9, с.4].Затрагивая проблему самодетерминации в традициях отечественнойметодологии, Б.Ф.Ломов отмечал значение активности самого человека, атакже связь процессов социализации с процессами индивидуализации.Самодетерминация, по его мнению, не заключается только в том, чтоличность научается произвольно регулировать свое поведение.
«Более важното, что в процессе развития на определенной его стадии она (личность)начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, азначит, и определять свое собственное развитие, в том числе и психическое»– подчеркивал Б.Ф.Ломов и связывал возникновение самодетерминации с тойстадией развития, на которой, по выражению Л.И.Божович, «происходитпереход ребенка от существа, уже ставшего субъектом (т.е.
сделавшегопервый шаг на пути формирования личности), к существу, осознающему себякак субъект» [45, с. 310].Брушлинский А.В. определяет субъекта как человека или людей «навысшем (индивидуализировано для каждого) уровне деятельности, общения,целостности, автономности и т.д.» [15, с.
21], отмечая при этом, что человекне рождается субъектом, а становится им, начиная примерно с 7-10 лет. Темне менее, Л.И. Божович приходит к выводу о том, что ребенка превращает всубъекта, хотя сам ребенок этого еще не осознает, появление мотивирующих37представлений, как «вспоминание» своих желаний уже в возрасте одного годаи двух-трех месяцев [13, с. 106].Ковалев А.Г., рассматривая развитие психического в онтогенезе, говорит отом, что в процессе развития психические свойства определенным образомсвязываются друг с другом и образуются сложные структуры.
До образованияустойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюсяличность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный,уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. Вопределенных условиях одно из состояний может укрепиться и определитьнекоторыеособенностиегохарактера(возбудимый,застенчивый,депрессивный и т. д.). В качестве таковых А.Г. Ковалев рассматриваеттемперамент(система(системаприродныхпотребностей,свойствинтересовичеловека),направленностьидеалов),способности(интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (системаотношений и способов поведения)[39].По мнению В.И.
Слободчикова, с возрастом происходит наращиваниесубъектности и преодоление объектности. При этом субъектность человека всвоемразвитииодушевлениепроходит(самость),пятьступеней:персонализациюоживление(телесность),(явленностьДругим),индивидуализацию (уникальность), универсализацию (всечеловечность) [73,с.177], каждая из которых имеет свои временные границы.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. (2013) рассматривают субъектныеспособности с точки зрения новообразований развития, указывая при этом напонятие «нормы развития».