ВКР Бянкина (1217933), страница 11
Текст из файла (страница 11)
Отчасти это было связано с внедрениемкомплекса и проведением массовых измерений, отчасти с разработанностьюшкал для лиц разного возраста и пола. Тестовыми упражнениями явились:бег на 100 м (с), бег на 2 км (мин, с), подтягивание из виса на высокойперекладине (юноши, мужчины), сгибание и разгибание рук в упоре лежа наполу (девушки, женщины), наклон вперед из положения стоя с прямыминогами на гимнастической скамье (см). Все замеры были переведены вуровни. В соответствующей таблице представлено разделение по уровням.Для рассмотрения формирования субъектности в физической культуре испорте нами были изучены три категории лиц обоего пола (табл.2.1.):спортсмены в возрасте 16-18 лет, студенты, обучающиеся в высших учебныхзаведениях физкультурного и нефизкультурного профилей, а также тренеры сразным опытом работы.
Данная выборка формировалась с одной стороны сточкизрениякорректностипроведениянаучногоисследованияипредставленности испытуемых в разных «амплуа» в отношении физическойкультуры и спорта, с другой же стороны в теоретическом обобщении намибыли выявлены особенности формирования субъектности в онтогенезе иопределено, что формирование субъектности, в частности регуляторногоопыта, являющегося составляющей субъектности осуществляется в старшемшкольном возрасте. Ранее в онтогенезе присутствуют лишь предпосылки кформированию субъектных характеристик. Также данный возрастнойдиапазон (в исследовании приняли участие лица от 16 до 54 лет) позволяет55проследить формирование субъектности в системе физической культуры испорта с момента начала спортивной карьеры и до наступления «акме» втренерской профессии, которая по данным А.А.
Бодалева наступает последесяти-пятнадцати лет профессиональной деятельности.К категории спортсменов были отнесены лица, занимающиеся спортом науровне выполнения спортивных разрядов и на уровне выполнениянормативов Кандидата в мастера спорта и Мастера спорта. Здесь следуетзаметить, что в теории физической культуры является принятым относить кгруппам спортивного совершенствования лиц, начиная с уровня выполнениянормативов первого взрослого разряда. До этого следуют группы начальнойспортивной подготовки и учебно-тренировочные группы, требованием дляосуществления подготовки в учебно-тренировочных группах являетсявыполнение массовых разрядов.
То есть, различая две подгруппы средиспортсменов, мы с одной стороны отделяли людей, занимающихсяфизической культурой в оздоровительных целях, с другой — определялистепень одаренности и заинтересованности в спортивном результате.Таблица 2.1.Контингент испытуемых (n= 185)РаспределенСпортсменыие испытуемых 62)Звания(n= 32)(n=Студенты (n= 80)Тренеры (n= 43)РазрСпортНеспортСтажБолее 5ядысмены (n= сме-ны (n= до 5 лет лет (n= 23 )(n= 40)40 )(n= 20)30)м201624221213ж12141618810Вторая группа лиц, принявших участие в исследовании — обучающиесявысшихучебныхзаведений.Внейтакжемывыделили,людейзанимающихся спортом, и не занимающихся. Здесь нас интересовалосопряженное влияние занятий спортом и получение специализированногопрофессионального образования.
Поэтому к подгруппе спортсмены были56отнесены студенты физкультурного вуза, имеющие спортивные достижения,начиная со спортивных разрядов. К подгруппе «не спортсмены» былиотнесены студенты, обучающиеся в нефизкультурных вузах города Хабаровски не занимающиеся спортом (не имеющие спортивных разрядов и званий). Всоответствии с задачами исследования мы не рассматривали особенностивлияния на субъектность различных видов спорта, хотя большую частьиспытуемых,имеющихспортивныезвания,составилиспортсмены,занимающиеся различными спортивными единоборствами.2.2.Обоснованиепсихологическиххарактеристиксубъектностивфизической культуре и спортеОбращаясь к вопросу понимания категории «субъектность» в физическойкультуре и спорте, остановимся на следующих положениях.
Практически всесовременные авторы, имплицитно либо эксплицитно, делают выводы оедином рассмотрении тела и души человека, противопоставлявшихся всоветской, а затем и в российской науке на протяжении всего двадцатого века.Очевидно, что, восходя к гегелевской формуле«тезис – антитезис –синтез», пройдя очередной виток научных изысканий, современная наукадолжна выйти на новые просторы изучения человека и его отношений сокружающим миром. В современной философской литературе появляетсяновая категориальная пара – человек-мир, претендующая на вытеснение пары– субъект-объект, в то время как в психологии категория субъекта продолжаетактивно разрабатываться. Поэтому одним из самых злободневных вопросовявляется изучение субъекта, причём как с позиций философского ипсихологического осмысления, так и с практической точки зрения, то естьвоспитание субъекта, критерии определения его качества.57В отношении физической культуры и спорта самым важным длярассмотрения в рамках рассматриваемой нами темы субъекта и субъектности,является труд Н.Н.
Визитея [18]. Учёный, проводя философский анализчеловеческой телесности, приходит к выводу, что существует внешнее тело ивнутреннее тело, объективное и субъективное. Далее данный автор указывает,что в спорте «человек демонстрирует то, на что он способен сегодня каксущество физическое», то есть внешнее – объективное тело. Ю.А. Гагин иС.В.
Дмитриев (2000) указывают, что в деятельности спортсмена, в целом«заданной» педагогом, человек превращает объективные возможности в своиспособности [24]. Однако, в целом, на сегодняшний день отмечается дефицитисследований особенностей субъектности, формирующейся при занятияхфизической культурой и спортом. Причем, принимая во внимание, что вотношении физической культуры и спорта человек может выступать в разныхролях: занимающегося, тренера, болельщика и других на что указано вЗаконе о физической культуре и спорте, большие вопросы возникают прирассмотрении степени отношения к физической культуре и спорту, посколькукроме занимающихся, могут быть люди, получающие образование в этойсфере, а также люди, занимающиеся тренерской деятельностью.
Причем вотличие от других профессий, которые можно приобрести только за времяобучения в профессиональном учебном заведении, большинство тренеровсами являются бывшими или действующими спортсменами. И гораздо чащеможно встретить тренера — бывшего спортсмена, не имеющего высшегообразования, чем человека, не имеющего опыта физкультурной деятельности,но имеющего диплом. Закон Об образовании, принятый в 2012 году в корнепереломил ситуацию, обязав всех педагогов, в том числе и дополнительногообразования,ккоторымотносятсяитренеры,иметьспециальноепедагогическое образование, что пополнило ряды физкультурных вузовлюдьми, занимающимися тренерской деятельностью и не имеющимиспециального образования, преимущественно на уровне магистратуры.58Сопоставляя подходы к субъекту и субъектности, сложивишиеся вразличных научных школах, попытаемся актуализировать их в отношениифеноменов физической культуры и спорта.
Собирая воедино теоретический ипрактический аспекты нашей работы, касаемые анализа субъекта исубъектности с одной стороны, и физической культуры и спорта — с другой,считаем необходимым подчеркнуть относительную новизну применениятермина «субъект физической культуры», полагаемый нами как освоеннаясубъектность в физкультурной деятельности. Физкультурную деятельность всвою очередь мы понимаем, согласно с воззрениями Ю.М. Николаева,максимально широко, включающей в себя и спортивную деятельность, ипроцесс физического воспитания и процессы физической рекреации, идругие виды двигательной деятельности, средством реализации которыхслужит физическое упражнение как основной атрибут физической культуры.Безусловно, данное заявление звучит достаточно смело, тем не менее, мысчитаем такой контекст проблемы актуальным и востребованным.В изученных нами многочисленных литературных источниках, намудалось найти два упоминания термина «субъект физической культуры»: в«Законе о физической культуре...» и в статье М.Я.
Виленского «Студент каксубъект физической культуры» (1999) [19]. Вместе с тем, аналитикапредлагаемого термина показывает, что само понятие «субъект культуры», вотличиеотсубъектадеятельностирассматриваетсяотносительнообособленно, неся иную смысловую нагрузку. «Субъект культуры» являетсяменее разработанным и применяемым, и, следовательно, требующимспециальногоисследования.Рассматриваянепосредственносубъектафизической культуры, необходимо отметить, что в Федеральном Законе «Офизической культуре и спорте в Российской Федерации» [78] статья 5 носитназвание «Субъекты физической культуры и спорта», где в одиннадцатипунктах перечисляются организации, относящиеся к данной категории, а вдвенадцатом пункте обозначен, за исключением спортивных команд, ииндивидуальный субъект: «граждане, занимающиеся физической культурой,59спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи,тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта всоответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральныморганом исполнительной власти в области физической культуры и спорта».В.И.
Столяров и О.И. Самусенков (2000) также к субъектам спортивнойдеятельности относят не только спортсменов и тренеров, но и судей,организаторовсоревнований,врачей,зрителей,средствамассовойинформации, отражающие какие-либо соревнования. Таким образом, в законепонятие «субъект» употребляется в значении «человек», без теоретическогообоснования, что безусловно и не входит в задачи такого вида документа,однако, с другой стороны, перечисленные там коллективные субъекты, немогут вынести смысловой нагрузки, вкладываемой в научный термин.Виленский М.Я., вводя понятие «субъект физической культуры»,определяет его активность (понятие рассматриваемое как фундаментальноесубъектное свойство) — «это интегральное качество личности, позволяющееосуществлять свободное целеполагание в деятельности, обусловленноесамоуправляемоймотивацией,умениемоперироватьспособамифизкультурно-спортивной деятельности и совершать их конструктивнуюкоррекцию в изменяющихся условиях; инициативно и критически относитьсяк выдвижению новых задач, рефлексировать и прогнозировать результатыдеятельности и отношений, возникающих в ней» [19, c.















