ВКР БОРИСОВ (1217198), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Мы считаем, что исследование специальных факторов, воздействующих на работу механизма правоприменения позитивно, позволит более полно описать правовую специфику. Исходя из того факта, что уровень научных знаний общих условий и предпосылок вопросов, относящихся к причинам формирования демократического общества находится на низком уровне, мы еще больше набираем уверенности в своем мнении об эффективности углубления изучения данного вопроса.
Объективно оценивая правовую действительность нельзя не признать ключевую роль за такими условиями как возможность легко оперировать своими правами и свободами, а также позитивное восприятие прав и свобод человека. При этом, мы считаем необходимым условием осознание содержания общих предпосылок. К нему в частности относятся факторы, которые влияют на состояние субъективного понимания правоприметильных процессов. Также нельзя в этом случае обойтись без высокого уровня правосознания субъектов правоприменительной деятельности. Низкий уровень правого нигилизма в данном случае будет зависеть от показателей компетентности осознанного участия гражданина в жизнедеятельности общества, от степени желания соотносить право освоения ценности правового государства с его собственными потребностями [20, с. 202-203].
Считаем, что по-мимо перечисленных, также важно провести анализ следующих характерных свойств общественного правосознания, которые выступают условиями для осуществления идеалов демократического общества на практике.
Во-первых необходимо ощутить готовность граждан к восприятию различных социальных несправедливостей, причем как к ним самим (гражданам) так и к окружающим. Важно, чтобы данное волеизъявление было готово именно к решению вышеописанных проблем с помощью законных методов. Это важная субъективная предпосылка, на которой основана в частности работа демократического общества. Все юридические проявления законодательного характера, даже при создании уверенности в их регулятивных способностях, не могут с нужным усилием воздействовать на уменьшение нигилистских явлений. Стимулирование правовой активности граждан, имеющую выражение в решении своих проблем законным путем, возможно при условии, когда субъекты правоприменительной деятельности принимают действия, не выходящие за пределы правового поля и являются предсказуемыми. Соответственно реакция общества в данном случае на такие решения начинает движение к позитивным значениям, а в обратном случае уже можно говорить об обжаловании или другом обращении в судебные органы, как об использовании средств легальной защиты;
Во-вторых ощущение обладания правовой совестью позволяет гражданам, которые понимают свои потребности как незаконные, сделать прогноз относительно желания любым возможным способом совершать воздействия на субъектов правоприменительной деятельности, с целью осуществления незаконных, однако выгодных для самих себя решений, которые в свою очередь подрывают все основы функционирования демократического общества. Данная проблематика несомненно сдвигается с места, мы считаем, что особое позитивное влияние на вышеописанный процесс окажет процесс отказа общества от внутренних желаний, исполнение которых невозможно без обхода правового поля и справедливости.
В-третьих для нормального функционирование правоприменительной деятельности сам факт того, что граждане со всеми своими правами, свободами и обязанностями получают от нее независимость, выступает как негативный фактор, который в свою очередь усиливает опасность выходящего за границы правового поля ответа, от субъектов правоприменения. Данная проблема на наш взгляд может быть решена через формирование сознания полного погружения в правовое поле и позитивной самооценки гражданина как субъекта права. Доминирование бюрократии и авторитаризма не заставит себя ждать, если граждане будут отстраняться от инициативы участия в демократической жизни государства. Обратный же процесс неразрывно связан со стимулированием активной правовой позиции [18, с. 41-43].
В-четвертых, говоря о правоприменении, нельзя не упомянуть об идейности, без которой под вопросом окажется вся целесообразность реализации правовых замыслов демократического общества на практике. Этот фактор помогает решать различные специальные задачи, посредством концентрации сил населения на конкретных проблемах. Идея правового государства должна войти в гражданское сознание и подкреплять ее могут только идейность и убежденность в разумности существования данного правового явления. Данная предпосылка является субъективной, поскольку учитывая ее целостность, системность и огромное значение гарантированности сохранения всех частей демократического государства в правовом поле, возможность поэтапного выполнения поставленных целей все-таки в большей мере подчиняется уровню заинтересованности самих граждан.
В-пятых, демократическое общество существует только в таких условиях, когда абсолютно любой гражданин принимает свой собственный суверенитет и относится к нему как к инструменту для решения проблем. Данное ощущение погружения в правовые институты должно происходить без таких признаков отторжения, как выявления прямой зависимости принадлежности к социуму от самого факта существования правового субъекта. Субъекту необходимо использовать свои права, а не ждать, пока они заработают сами по себе. Осознание внутреннего суверенитета обеспечивает правоприменительную деятельность и являясь важной субъективной предпосылкой обеспечивает права граждан [61, с. 339].
В-шестых процесс создания демократического государства всегда зависит от субъектов правоприменения, которые в свою очередь обладают знаниями, при помощи которых становится возможным отличать законное, справедливое намерение от незаконного и несправедливого, а также средства защиты собственных интересов, находящиеся в правовом поле и средства защиты, выходящие за обозначенные законом пределы. Однако по-мимо фиксации, необходимо принимать решение, оно же на наш взгляд будет иметь под собой больше оснований, если в каждом гражданине будет развито чувство права. Активная позиция участников процесса применения права, сопряженная со знанием законов, будет несомненно эффективной для формирования демократического общества, однако с помощью интуитивного чувства права данную эффективность можно в разы повысить. Ведь невозможно не согласиться с тем, что путь к заучиванию абсолютно всех правовых норм ведет к утопии. Если при этом отсутствует и правовая интуиция, субъект на пути к достижению собственных целей не увидит никаких преград, что в свою очередь приведет к превращению правовой активности в вольность. Волю нельзя рассматривать как атрибут свободы, она наоборот выступает в роли негативного фактора по отношению к ней. Свобода формируется благодаря ответственности, вольность же формирует разрушительные тенденции для права, в том числе произвол субъектов правоприменительной деятельности [71, с. 35-36].
В-седьмых, в случае нарушением законодательства самим субъектом правоприменения, у других субъектов общества должно формироваться чувство нарушения баланса, что в свою очередь должно запустить желание и даже потребность к возвращению в первоначальное состояние. В демократическом государстве происходить эти процессы могут только при наличии правовой совести и вышеописанного чувства права, являющимися фундаментальными предпосылками создания соответствующего общества. Если лицо, совершившее правонарушение имеет корыстное намерение извлечь пользу по итогам судебного разбирательства, то в идеальном случае, у такого лица незамедлительно поведение должно измениться на правомерное, т.к. страх и чувство вины не дадут ему сохранять свой рассудок в здравии и спокойствии. Другими словами данное правовое свойство определяет абсолютно все правонарушения как сигнал к тому, чтобы активировать в человеке внутренний дискомфорт и психологические переживания [47, с. 123-126].
Рассмотренные свойства формируют такую психологическую атмосферу, которая несомненно подходит для восприятия гражданского общества и корректной работы правоприменительных процессов в нем. Только самостоятельный и по-настоящему независимый индивид может иметь в своих характеристиках рассмотренные свойства. Такие индивиды в последствии создают самодостаточное общество, где саморегуляция отличается компенсацией влияния внешнего воздействия, сохраняя при этом внутреннюю стабильность. Такой человек в любом своем занятии движется к улучшению окружения, его двигают ценности демократического общества, которые выступают в роли каркаса правовой системы, а не воля органов государственной власти. Субъект с данными характеристиками, в случае наделения его правоприменительными полномочиями, становится способным выполнять полезные для государства задачи, оставаясь в рамках правого поля. При этом другие граждане, также продолжают движения к субъективным целям, вместо того чтобы только лишь потреблять различные блага, которые стали им доступны в следствии эффективной работы правоприменения. Также сам субъект правоприменения не может не обращать внимания на состояние системы общественных ожиданий, она всегда должна отвечать высоким требованиям, а любые проблемы мешающие этому должны быть незамедлительно решены. [53, с. 72-74].
Кроме того в результате нашего исследования, мы выяснили, что общие предпосылки не ограничиваются особенностями социального правосознания, существует также ряд обстоятельств, которые отвечают за нормальную работу функций демократического общества:
- демократическое общество представлено самоорганизованными элементами. Данное условие, как правило, воздействует на другие элементы, находясь в правовом поле. Оно увеличивает эффективность своего применения, если используется в качестве инструмента решения социальных проблем, а само демократическое общество характеризуется высокой автономией групп, ассоциаций и организаций самостоятельно созданных населением.
- демократическое общество создается благодаря самоорганизации. Работа всех правовых институтов корректна только при условии ухода на второй план государственно-властных обращений, приоритет должен быть отдан таким законам, которые органичны с населением.
- в основе саморегуляции демократического общества лежит право. Предлагаем взглянуть на общество, в котором применение права эффективно под более широким углом, чем это обычно представлено в научной литературе. Хотим обратить внимание на такие характеристики данного института как добровольные негосударственные структуры и негосударственные отношения. Конечно, ключевое слово здесь «негосударственные» - это говорит нам о том, что они являются структурами демократического общества, но не напрямую, а через различные нормы. Плюс ко всему, воплощение эталонов демократического общества реально лишь при условии доминирования общественных связей, которые в свою очередь невозможны без законодательных аспектов. Создание и работа демократического общества на основе эффективной правоприменительной деятельности делает население более адаптивным к культуре правового поведения. Все субъекты отношений стремятся к самореализации через институты демократического общества не потому, что ими движет страх перед наказанием, а поскольку это для них нормально. Когда нормой поведения становится желание гражданина разрешить свой спор через судебные органы, автоматически снижается вероятность существования противоречивых и агрессивных социальных элементов.
- незаконным действиям субъектов правоприменения должно противостоять демократическое общество. Если законодательство в демократическом государстве имеет своей целью все что угодно, кроме борьбы с этими незаконными действиями, то это не законодательство, а фикция, создающее некую красивую оболочку без существенного наполнения. Только через борьбу с описанными произвольными явлениями остается возможным сохранить само демократическое государство в рамках правового поля. Функционирование институтов права постоянно сталкивается с подобной проблемой и решить ее можно только при наличии эффективных и рабочих инструментов воздействия на субъектов правоприменения и само государство.
- саморегулирующаяся система создает самовоспроизводство права. Механизм, в котором процесс упорядочения элементов одного уровня становится возможным за счет ресурсов другого, характеризуется эффективностью когда институты демократического общества поддерживают свою жизнедеятельность, благодаря отлично выстроенной юридической системе, которая при этом не подменяет права и свободы граждан. Законодательство не должно подменять гражданские права демократического общества, правом юридическим – это моментально вызовет снижение эффективности правоприменения, что в свою очередь приведет к некорректной работе институтов самозащиты [66, с. 106].
- принцип баланса частных и общественных интересов должен стать основой демократического общества. Государство наполнено индивидами, которые могут существовать в согласии друг с другом только при взаимном уважении. По итогам такого взаимоуважения можно зафиксировать точный баланс субъектвных желаний с единым благополучием общества, что можно считать течением процветания, которое остается в поле демократических ценностей [70, с. 80-81].
Демократическое общество представляет собой инструмент решения субъективных проблем только при наличии описанного баланса. С другой стороны данный подход входит в конфликт с индивидуализмом, т.к. на первый взгляд избавлен от интересов социума. Однако это совсем не так и далее мы представим наши доказательства этому тезису.
Персонализм с одной стороны противопоставляет себя общественным интересам, т.к. эгоистичные начала берут верх над началами коллективными. Однако ни один коллектив не будет нормально функционировать, если каждый отдельный его участник не решит субъективных проблем. По этой причине субъективный подход признан нами из всех форм взаимодействия интересов личности и общественных канонов демократии, самым эффективным и единственно возможным, учитывая цели работы. И даже в этом случае мы увидим сокращение интерцессии субъектов правоприменительной деятельности в жизнь социума. Связано это будет в том числе с тем, что граждане, которые реализовались и развили в себе общественно полезные качества, не способны на саморазрушение. Ведь любое правонарушение будет только мешать в достижении целей субъекту, соответственно и сотрудничество с государством будет непосредственно позитивным.