Диссертация Тураева (1194151), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Россия находилась чуть ниже, чем должна бы была, в силу очевидной стагнации действенных мер по реализации антикоррупционной политики. Сейчас наша страна приблизилась к группе стран, на которые мы объективно больше похожи. Мы считаем, что для любой страны (а тем более для нашей) находиться в последней трети рейтинга – национальный позор.
На наш взгляд, среди причин, по которым Россия продолжает оставаться в последней трети рейтинга ИВК, основными являются следующие:
1. Коррупционные дела против высших должностных лиц либо возбуждаются не системно, либо не возбуждаются вообще. Отдельные громкие случаи лишь оттеняют общую весьма удручающую картину.
2. Слабость правовых норм, регулирующих ответственность за не декларирование доходов и имущества, а также конфликта интересов, позволяет нарушителям в подавляющем большинстве случаев отделываться минимальным наказанием, увольнением за утрату доверия.
3. Реализация ведомственных планов по противодействию коррупции имеет крайне формальный и непубличный характер.
4. Крупные национальные проекты, в том числе репутационные и инфраструктурные, по-прежнему реализуются непрозрачно. Зачастую исполнители назначаются по неизвестным обществу принципам, а не выбираются в ходе открытого публичного конкурса.
5. Международное антикоррупционное сотрудничество стагнирует. Сбежавшие в другие страны от российского правосудия коррупционеры даже не пытаются скрываться; по-прежнему лишь слегка прикрыта офшорами собственность действующих должностных лиц.
Анализируя причины и проблемы, по которым Россия находится в последней трети рейтинга ИВК, можно сделать вывод, что для перехода из разряда «стран - дауншифтеров» в группу стран, где коррупция не является угрозой национальной безопасности и личной безопасности граждан, в нашей стране на наш взгляд, необходимо принять ряд конкретных мер, а именно:
1. Ввести персональную ответственность руководителей исполнительных органов власти и регионов Российской Федерации за невыполнение или формальное выполнение мероприятий Национального плана по противодействию коррупции;
2. внедрить в правовую систему эффективные механизмы реальной ответственности за незаконное обогащение, то есть за наличие у должностного лица активов и собственности, происхождение которых такое должностное лицо не может разумным образом обосновать;
3. обеспечить действенную реализацию контроля за движением средств публичных должностных лиц и членов их семей в расширенной формулировке согласно требованиям FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег);
4. обеспечить независимость судов от исполнительной власти и не избирательность правосудия, а также публичность данных о деятельности правоохранит ельных органах;
5. обеспечить действенный внутренний и общественный контроль за соблюдением требований законодательства по декларированию и предотвращению конфликта интересов с введением жёсткой правовой ответственности за ситуации злоупотребления ситуациями конфликта интересов со стороны публичных должностных лиц;
6. обеспечить российским общественным организациям и гражданским активистам возможность свободно получать и анализировать информацию, связанную с деятельностью по гражданскому антикоррупционному контролю;
7. обеспечить реализацию механизмов международного антикоррупционного сотрудничества и перестать рассматривать международную деятельность по противодействию коррупции и преследованию публичных должностных лиц, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений, как угрозу суверенитету Российской Федерации.
Особый интерес необходимо уделить тому, что противодействие коррупции обязано носить международный характер. В законодательстве иностранных государств есть, что позаимствовать. Какие-то нормы, прошедшие обкатку за рубежом, уже переняты, какие-то находятся в стадии подготовки. Но стоит учесть, что заимствование не может быть слепым и полным, оно должно быть избирательным, с учетом результатов применения данной нормы и национальных особенностей.
На наш взгляд, исходя из этих методологических предпосылок, можно строить программу исследования, наиболее адекватную практическим нуждам анализа данного феномена социальной реальности и выработке мер, направленных на противодействие коррупции и профилактику возникновения коррупционных проявлений.
4.2 Антикоррупционная политика России
Сначала рассмотрим само понятие антикоррупционной политики и определимся со смыслом слов. Данное словосочетание говорит о действиях государства с негативными явлениями, а политика отражает действия власти в определенной области.
Антикоррупционная политика – это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках, принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни [37, с. 247].
Коррупция без непрерывного противодействия ей имеет свойство разрастаться. Вот почему все более естественным для любого государства становится осуществление постоянной антикоррупционной политики. Только эта стратегия представляется единственно результативной в настоящих условиях. При этом она не противопоставляется применению правового государственного принуждения к коррупционерам. Наоборот, это принуждение становится более эффективным, поскольку встраивается в общую систему антикоррупционного сдерживания.
Следует отметить, что, проводя антикоррупционную политику, государство и общество могут увидеть, в чем состоят слабые стороны полицейского, контрольного и судебного механизмов, и отрегулировать эти механизмы, а главное, привести к минимизации коррупционные проявления в самих юрисдикционных органах.
Разумеется, что у стратегии постоянной антикоррупционной политики есть свои недостатки. Главный из них – существенные финансовые затраты государственного бюджета [69, с. 12]. Другой недостаток стратегии заключается в том, что она (в основном на этапе ее становления), как ни странно, вряд ли способна иметь активную общественную поддержку [69, с. 14].
И все-таки преимущества данной стратегии способны перевесить её недостатки. Во-первых, антикоррупционная политика – наиболее результативная стратегия в том смысле, что лишь она способна реально минимизировать уровень коррупции в стране и приносить прямой экономический эффект [69, с. 10]. А во-вторых, такая политика имеет долговременный результат, следовательно, дает большой «запас антикоррупционной прочности», то есть эффект сказывается даже тогда, когда соответствующая политика какое-то время активно не проводится [69, с. 11].
Антикоррупционная политика - системная, профилактическая по целям и средствам, идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей власти и уровней, а также общественных институтов, заключающаяся в последовательном осуществлении мер социального и правового контроля за общезначимыми (публичными) сферами жизнедеятельности государства, в целях минимизации коррупционных проявлений, являясь одним из направлений криминологической политики предупреждения преступности [66, с. 56].
Разработка и создание антикоррупционной политики начинается с уяснения ее главных направлений. Данные направления свойственны практически каждому государству, даже такому, где степень коррупции в данное время является низким. Другое дело – содержание конкретных мер, укладывающихся в каждое из направлений. Тут универсализма быть не может.
Целью государственной антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции, обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией [69, с. 67].
В разных областях законодательства антикоррупционная политика содержит разные меры, к примеру:
1) в области административного законодательства (создание юридической системы гарантий, защищающей государственных служащих от административного давления в процессе исполнения ими своей должности, принятие актов по модернизации структур государства, ведущих правоохранительную деятельность, освобождение госаппарата от излишних функций);
2) в сфере уголовного законодательства (реанимация института конфискации имущества в уголовном законе применительно к коррупционным делам, сокращение применения условного наказания к должностным лицам, совершившим коррупционные преступления, ужесточение уголовной ответственности за получение взятки государственным служащим);
3) в сфере трудового законодательства (разработка мер правового антикоррупционного воздействия в отношении педагогов, врачей, сотрудников государственных учреждений);
4) в иных сферах (аудит доходов должностных лиц, осуществляемый независимыми компаниями, установление ответственности за сокрытие или искажение информации о деятельности государственных, муниципальных органов, парламентский контроль в обеспечении законности расследований отдельных фактов коррупции высшими должностными лицами).
Долгие годы реальная борьба с коррупцией в России ограничивалась лишь декларациями о необходимости борьбы с этим злом и созданием различных комиссий по противодействию коррупции.
В 90-е гг. Государственная Дума приняла три федеральных закона о борьбе с коррупцией, два из них получили одобрение Совета Федерации, но ни один из них так и не был подписан президентом.
В ноябре 2003 года Президент учредил Совет по борьбе с коррупцией во главе с Председателем правительства. Совет составлял шесть председателей Правительства, Государственной Думы, Совета Федерации, Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. При совете созданы две комиссии по противодействию коррупции и по разрешению конфликтов интересов.
В апреле 2004 года в Государственной Думе также была создана комиссия по противодействию коррупции. На комиссию возложены функции анализа законодательства на предмет выявления положений, создающих почву для коррупции с целью дальнейшей корректировки законов, а также работа по конкретным обращениям, связанным с проявление коррупции.
Характеристику законодательной базы по антикоррупционной политике в России составляет:
1. Правовую основу антикоррупционной политики составляют Конституция Российской Федерации, нормы настоящего Федерального закона и других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, предусматривающих меры предупреждения коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них.
2. Федеральным законом устанавливаются основы федеральной антикоррупционной политики, основные начала антикоррупционной политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общие принципы антикоррупционной политики органов местного самоуправления.
3. Уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения устанавливается соответствующими кодексами.
4. Внутренняя антикоррупционная политика партий и других общественно-политических объединений, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями, определяется уставами и иными учредительными документами соответствующих партий и других общественно-политических объединений.
5. Антикоррупционная политика Российской Федерации строится с учетом международно-правовых стандартов. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации входят составной частью в правовую основу антикоррупционной политики. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила по сравнению с предусмотренными национальным антикоррупционным законодательством, то применяются правила международного договора.
За последние годы органами государственной власти России сделаны значимые шаги по практической реализации антикоррупционной стратегии. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что коррупция была официально признана одной из наиболее значимых угроз национальной безопасности, а ее преодоление - важнейшим национальным приоритетом.
В рамках реализации этой государственной стратегии по противодействию коррупции был принят комплекс важнейших документов и мер, среди которых особое место занимает Указ Президента Российской Федерации «О мерах противодействия коррупции» [15].
Также Президентом был подписан закон, который призван повысить эффективность деклараций государственных служащих. Согласно документу, банки будут обязаны по запросам правоохранительных органов раскрывать сведения о финансовых операциях должностных лиц. С 2008 года действует Совет при президенте РФ по противодействию коррупции.
С того времени Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведение ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных наций против коррупции.19 мая 2008 года вышли Указ Президента Российской Федерации № 815 «О мерах противодействию коррупции» и федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В 2010 году был издан Указ президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции». Также в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года коррупция признана одной из основных угроз для общества и государства. В этой связи Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, определившая ключевые направления организации работы по системному противодействию коррупции и предупреждению ее проявлений. В том числе был принят ФЗ РФ от 17 июля 2009 г. № 172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Актуальность антикоррупционной экспертизы состоит в том, что она позволяет выявлять в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенные факторы для их последующего устранения.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ «О противодействии коррупции») закрепил основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, сокращении и искоренении последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием этого Закона было изменено множество законодательных актов, регулирующих службу в органах государственной и муниципальной власти. При этом процесс совершенствования антикоррупционного законодательства в нашей стране далек от своего завершения и для этого предстоит много трудиться всем: юристам-практикам, ученым, руководителям, педагогам.
Так, принятие ФЗ «О противодействии коррупции» следует рассматривать в качестве нового исторического этапа российской антикоррупционной политики, поскольку он формирует ряд институтов, создающих новые элементы механизма противодействия коррупции.
Как отмечалось ранее, в 2011 году в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, касающиеся наказания за совершение коррупционных преступлений. Согласно данным изменениям, за совершение коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ), получение взятки (ст. 209 УК РФ), дачу взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) в качестве одного из видов наказания предусмотрен штраф, размер которого исчисляется из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки и устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть мене двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей. Ранее действовавшие санкции перечисленных статей устанавливали штраф в меньшей сумме: до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до пяти лет. Увеличив размер штрафа за коррупционные преступления, законодатель не устранил наказание в виде лишения свободы за совершение коррупционных преступлений [5].
Этими принятыми мерами удалось несколько стабилизировать ситуацию в области предотвращения коррупции. Однако, кардинально улучшить ситуацию в этой области не удалось, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования государственной антикоррупционной политики и конкретизации отдельных направлений её реализации.
Мы полагаем, что так же не мало важно при разработке антикоррупционной политики учитывать концепцию взаимодействия государства с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции.