Философская Энциклопедия том 5 (1184486), страница 459
Текст из файла (страница 459)
аспокты пе толька повседневной пндпвндуалькап и коллективной жпзпн, по и обществ. устройства и переустройства, откошенпя индивидов и классов к ходу нсторич. двкжеппк, проблемы конечнога назначения человека, смысла и оправдания его жызнн. Т. о., нравственность представляот собой одну пз ыанболео укнверсальпых форм общественного п личного миропонимания, воазреппя па человека, общество и историю.
Благодаря соцпальыо-истарич. подходу к аналнзу маралы, маркспстская Э. преодолевает аптнтезу ;мич. релятввизма и абсолютизма. Та нлп иная классовая мораль выражает ноложепне различных социальных групп в процессе обществ. производства культуры и ее нсторнч. развития ы в конечном счете опа так плп нначе отражает н объективные законы потерян. Пры этом, если обществ. поаицня данного класса псторпчески прогрессивна ы особенно если зто поанцпя зрудящпхся масс, испытывающнх на себе весь гнет соцпальпых протпворечнй, эксплуатации, неравенства, насилия ы др. форм прпнуждепкя, а потому объектывпо заинтересованных в установленнп более гуманных, равноправных п свободных отношенпй, то данная мораль, оставаясь классовой, вносят определ.
вклад в ыравств. прогресс общества в целом, формирует элементы общечеловеч. нравственности. Особоппо это отпосытся к революц. маралы рабочего класса, к-рый ю..нсходя пз своего о с о б о г о п а л о ж е и н я, предпрпнымает змансыпацпю всего обществаа (М а р к с К., см. Маркс К. п Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 425), впервые ставит цель унпчтоженпя классов вообще п тем самым утверждеппя действительно общечеловеч. нравственности. Т.
о., конкретно-псторнч. гзодход марксистской Э. к нвленням морали только и позволяет поныть соотззошеппе частных, классовых т. зр. в коралл с едппымп законамп поступат. развяткя нравственности, выквгюь в противоречивом характере фармыроваппя лшралп в классовом обществе единую линяю общечелавеч. нравств. прогресса. Основание морали — кравств. идей, целей зг устремлении язаркспстская Э. услзатриззает в конечном итоге в объективных законах постулат.
развития человечества. В азам смысле моральные прсдставлепкя есть одна нз форм анакпя людей об кх обществ. реальности. Вопрос о том, могут лн моральные поыятня п суждения обладать атрпбутом пстпнностп и в каком смысле, пока еще пе получил однозначного решения в марксистская Э., ыосколызу, будучп знанием по кх предмету и содерзканпю, по своей логпч, форме анп не являются адекватыыьш этому содерзкашцо. Правоте. созпагше отражает аакопы обществ, развитпя в ценностной форме, в форме самодавлеющей пдеп добра плп долженствованнн, пе выводимой непосредственно пз законов псторян.
Само правота. сознание, поскольку оно формпруетсн стихыйпо, неспособно осознать действят. основание и содержание сваях представлекпк, чта находила отражекпе в Э. в ниде пансков вненсторзгг. ысточныков морали. Лзппь коммуннстпч. нравств, соананые, базирующееся ыа науч. мировоззрении, осознает действпт. базис маралы, в данном случае псторпч.
необходимость паст)юез~ззя каммгпззстнч. абзцества. Марксистская Э. отвергает авторнтарное толкование правоте. осповапыя. Ныкакой моральный принцип ые является аакопным врастав сплу того, что ан провозглашен илп санкцпаппровап к.-л. общественным плп личным авторытетом, властью гос-ва плп др. сацпалького института.
Соцгзальпая валя, выраызеыная в морали, имеет пе кнстптуцпонпый ылп корпоратпвпый, з всеобщий обществ. характер; молтет высказываться кавкретшамп ыпднвндамп, труппами и орг-цыялш линн от имени общества в целом (класса, если тот выступает выраззггелем общепар. нптераса, а в пределе — всего человечества). Но поскольку сама обществ, воля имеет объективное основание, не зависящее от чьега-либо усмотрення и власты, в решения вопросов маралы правомочно не только коллективное, ио п зз~щивзздуальззое сознание; правота.
авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общпс моральпыа принципы и идеалы данного общества (плп революц. движения) п отраженную в ыпх ысторпч. неабходылшсть. Объектпвнасть нравств. <>сноваппя как раа и позволяет лпчкастк самостоятельно, в меру собств. соанательносты, восприппмать ы реализовать обществ. требования, принпмать решения, вырабатывать для себя ЭТ11КА правила жизня п оценивать происходящее — подчинение пздпзпда обществ.
авторитету происходят здесь путем личного признания законности предъявляе»яах еыу тр»боваппй. Эдесь встает проблема соотношения свободы н необходимости, последования к-рой в совр. марксистскои Э. идут в трех оск.направлениях. Во-первых, это выяснение меры реальной свободы людей в зависимости от соотношения их интересов и устремлений с объектпвнымп заколамн истории и существу»>- щичп обществ. отношениями, Во-вторых, это вопрос о зависимости личной свободы человека от степени его социально-духовного развития, правоте. зрелости, сознательности и т.
д. Наконоц, это проблема свободы выбора (поступка, лннпп поведения, обществ. поьпцпн). Правильное определение оГ>щего осповаш>я морали еще не означает однозначного выведения пз него конкретных нравств. норм и принципов плп непосредств, следования индивида «нсторпчоскои телденцпн», Поскольку «...ис>орня вся слагается именно пз действий личностей... ° (Л е н и н В. И ., Соч,, т.
1, с. 142), это овиачает, что правота. деятельность включает пе только пополнение, но п творчество новых норы н принципов, нахождение наиболее отвечающих совреиеяпости идеалов и путей пх осуществления. Это определяет п постановку вопроса о правота. критерии в марнсистской Э. Законы псторич. развнтпа обусловливают содержание нравств. идей лишь в самом общем виде, не предопределяя их спецнфпч. формы.
Поскольку всякая конкретно-еелесообразная обществ. деятельность предписывается п оценивается моралью с т, зр. исполнения единого для всех людей и множества частных ситуаций закона — нормы, принципа, идеала, к-рые выступают как собственно моральные критерии, это означает, что зкономич., политич., идеологич. н др. конкретные задачи не только не предопределяют решения каждой отд.
нравств. проблемы, но, напротив, способы и методы осуществления этих задач оцениваются моралью с т. зр. критериев добра, справедливости, гуманности, честности н т. д. Относит. самостоятельность этих критериев вовсе не в том, что они происходят из к.-л. др. источника, чем конкретные обществ. потребности, а в том, что оня отражают эти потребности в наиболее универсальном виде и имеют в виду не просто достижение пек-рых особых целей, а разносторонние потребности обществ. жизни па данной ступени ее культурного развития. Поэтому моралью иногда воспрещаются и осуждаются действия, к-рые могут представляться наиболее эффектнвнымп и целесообразными с т. ар. текущего момента, частных задач того или нного коякретвого дела.
Встречаясь с этим противоречием, этики-немаркспсты обычно либо склоняются к прагматичесип-утнлитарной трактовке правств. критериев, лиГ>о усвгатривают извечный конфликт между требованиями морали и целесообразности, нравственности и политики(экономики).
В действптельпостн же зто противоречие не имеет або. характера, а само является выражением определ. соцпально-псторич. противоречий. В ходе прогресса общества и особенно революц.преобразований каждый раз обнаруживалось, что требования обществ. целесообразности, рассматриваемые с т. зр. общих перспектив поступат.
развития общества, в конечном итоге совпадают с крнтериямя справедливости, свободы, гуманности, коль скоро правота, соананне масс выражает их в перспективно-исторической, а потому наиболее универсальной форме. История я<е соцпалистпч. общества неоднократно показывала, что чисто утилитарный, конъюнктурный подход к решению конкретных задач не только противоречит требованиям коммуиистич.
нравственности, но и являетгя полптпчоски недальяовпдным, нецелесооб- рззяым с т. зр. более широких п отдаленных обществ, целей и последствий. Принесение в жертву коммунпстпч. гуманности, справедливости, законности, принципиальности, применение аморальных сродств якобы во нмя «выспшх интересов» всегда препятствует развитию коммуппстнч. отно>пений, наруп>ает слои>ный процесс формирования нового человека, т. е, противодействует осуществлению наиболее общих социальных целей. Понимание нерасторжимого единства общесоциального и морального позволяет марксистской Э.