Философская Энциклопедия том 5 (1184486), страница 263
Текст из файла (страница 263)
онтологией не впешния, а глубоко органичная, В антич. Ф. выработана первая историч. форма»палектики, понимание к-рой достшло такого уровня, к-рый позволил выразить логич. переходы категорий> бытия и небытии, тождества и различия, прерывного и непрерывного, одиного и многого, формы и материи, возмо>кности и действительности и др. В то же время изменение мыслится но как процесс прогрессиру>ощего развитии, совершенствованяя, а скорее как такое движение, к-рос имеет место и рамках заданного целого, нек-рой, вообще говоря, не динамической, а статич, структуры космооа. Ото>ода широкоо распространение в Ф. идей о вечной повторяемости, о циклах взлгеиения (вмировой пожар> Гераклита и стоиков, вечный круговорот переселении душ у Платона и неоплатоников).
Бреми рассматривается не как самая глубоиая характеристика действительности, а скорее как форма нношнего обнаружении какой-то иной сущности; оно ке считаетси чем-то принципиально необратимым (характерно понимание времени Г!затоном как подвижного образа вечности). Отсюда отсутствие ориентации на будущее в филос.-этпч. Рецоптах античности (см. Древнегреческая >Гл>лаев>Г>ия). Если в социально-экономич. плане особенности теоретич. мысли с р е д н е в е к о в ь и гл.
обр. зависели от феод. уклада жизни, то духовной силой, к-рая определяла в эпоху ср. веков как ценностньи ориентации, гак и регулнтивные принципы знания, была христ. религия. Поэтому и в лвтрвшяике — первом этапе раавитии гР. средневековьи, и в выросшей из нее в 7 — 8 вв. егелае>лике филос,. рефлексия о предельных основаниях бь>тия (как и все знание) окааыеается подчиненной глевлвгия. Вместе с тем сущоствекно, что христ. схоластика и цо способам философствовании, и по осн. решениям сохраняет преемств.
сэяаь с античной Ф. Поскольку догматы христианства наиболее адекватно ности гвены в откровении, постольку филос- рацион. знанию ставились опредгл. рамки и запреты, к-рые не вытекали кз иммацг нтвых характгр исток самого знания, а противоречили ему, вступали с иии конфликт. Го изи иное осоз»ан>ш;>того конфликта вынуждало цер.озь оставлять опргдел. место дли развития рационально-филос. мысли, хотя даваел>ое ею опосредствов. познание бога пр>шиазалось второстепенным по своему значению. Именно в силу заэясимости Ф.
от теологии материалистич, линия ие получала раавития в эту эпоху. хотя тенденции к материализму представлена, напр., в номинализме. Отношение Ф. ц теологии, роль рацион, познания бога по-разному истолковыиаютси и филос. концепциях, раавивагмых в русло яви>елки>шла и православия. В силу иаитеистически-оитолошш. направленности православие и связанная с ним византийская Ф.
отводит решаапцео место неиосредств, созерцали>о, интуитивному схватывашпо сиерхъеотеств. божеств. сущности. Внутри заи. Ф, нот единого истолкования взаимоотношении Ф. и теологии, что определяетги и уровнем социального и культурного развития, и спе- ФИЛОСОФИЯ 335 цнфич. модификациями христианства в концепциях равных ср.-век.
орденов. Еслч Ансельм Кентерберийский считает, что истины, добытые разумом н противоречащие авторитету свящ. писания, должны быть отвергнуты, то П, Абеляр, к-рый пытался рационалистически обосновать яриюниин<тва, отстаивает »<э<ель о необходимости сначала исследовать с иол»ощыо разума религ. истины для того, чтобы судить, заслужизан>т ли оии веры, Ясли францисканско-аигустинозское направление (Бонавентура и др.) отдает приоритет созерцания>, зкстатич. погружению в глубины духа, то доминиканское направление (Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский и др.) разграничива<т области филос.
и теологич. размышления и по предмету (Ф. направлена на сущео, тоология —. на спасонио), и по источнику (Ф, вырастает из разума, теология -. из веры), и ио цели (филос.-теоротич, созерцание стремится к знания> ради знания, теология жо, будучи практич, дисциплиной, рассматривает знание как средство спасения). Подчеркивая примат веры нзд знанием в исследовании ш тпн открозопия, в размышлепш< о боге как цервосущем, томном сохраняет оиред, автономность филос.
постижения бытия, ого сиецнфич, цели н функции. В учении Дупеа <:кота тенденция к независимости зиа»»ия от веры, освобождения филос. рефлексии от рачок авторитета и откровения выступает еще более резко. Поскольку предельные ориентиры человеч. знании и доятельпости закл»очены, согласно христианству, в боге, постольку всея культуре средневековья присуща устремленность ввысь, от земли к нобу. В осноне ср.-век. миросозорцания ложпт идея творения: вся природа представляется как ироявлоние божеств.
мудрости, как сичволич. выраженно определ, отношения бога к чоловоку. Со схоластикой связано оттачизаиие логпч, щшарата (к-ро< вызвано з т. ч. и сложностью строения самой теолоп<и), а также измяк нио способа филос. рассуждения. 1'взвив аристотелевскую логику, схоластич. диалектика делает пр<облада»ощичи днскурсивнорассудочные способы обосноиаиия акзния, когда с самого начала сталкяваются противоположные тезисы, приводятся аргумопты в пользу одного из них, обсуждаются контраргументы. Одна иа существ. особенностей всей ср.-век. культуры состоит в консервативности, догматичности и авторитарности ее системы цонностей.
Это объявняет идойную нотерш<ность к ересям, возникающим внутри ортодоксальной теологии. В связи с наиравловностьн> христианства на поиски новых форм регуляции социального поведения человека ср.-вок. Ф. стремится осмыслить внутронпио личностныо и<'хапнзмы оц<нки -- совесть, религиозный мотив, самосознанпо. Перщшс центра тяжести на личпостну»о ориенте»<шо смог обеспечить но только грол»адноо влнянио христианства, но и устойчивость т<х социальных форм.к-рые положили в свое основание проиоведуемь<е христианством ценности. Это способствовало формированшо нового типа личности, к-раи орщ:нти рована внутрь себя, нового ое о»ноя<о<»и>< к природо и к др, лз>дям, В ср.-век.
Ф. человек впорвьи удостаивается того, что ои сам может достичь единства с богом. Будучи высшим творением бога, он стоит в центре всего мироздания и впервые начин,ют рассматриваться как самоценная лнчность. Конечно, эта тенденция представлена пепоследоватольно, поскольку она сопрягается с допущением трансц<ндентного надчеловеч. суп<ества. Аксиологич. пафос христианства более всего выражен в идее спасения.
Филос. размышление в значит, мере направлено на рацион. осмысление лучших вариантов достижения спасения. Вопрос о свободе человека принял в ср.-век. Ф. своеобразную форму вопроса о пронсхождеяпл зла и о предопределении. В иро- тивовес фаталнстич. позиции двойного предопределения (рот»па>»ьк и др.) Эрнгена отстаивает идно простого предопределенпн, связывая зло не с богом, а о челоноч.
деятельностьн>. Альберт фон Больштедт и Фома Аквинский усчатрива<от существо свободы человека не в подчинении иообходпмостп, а в том. чтобы нравств. поступки определялись совесть»о и свободным выбором человека, основанным на знании. С антропологией и онтологией, развпваемылш в русле христианства, тесно связано своеобразное вйдение истории. Представление о циклпч, времени, характерное для греко-рим, культуры, замещается фпиалистсш»ч воспрнятиеч времени, истолкованием движония мира от его сотворения к концу, Благодаря этому природный и челоэеч.
мир обретает и ср.-век, мысли направленность. Трактовка времени как линейно»о, устремлонного в пок-рую перспективу, связывает ср.-век. культуру с культурой нового вреч<ш». Однако в ср. нека чышлопио мало пнтеросуется заниспмостью событий от зомных дел и причин, рассматривает исторщо под углом зрения трансцендентной божеств. цели. Ф. эпохи Возрождения,вотлишоотФ. средневековья, орпонтирована ие на потусторонний мир, а на пос»остороннео, земное бытие. Таная пореориентация во многом была связана с духовньы»п движ<- ниями, порожденными реформацией, фиксировавшей надеиие политич. влияния и авторитета церкви. Пнтересы этого времени сосредоточены на поиске новых матерпнов, открытии новых страя и т.
д. Становление бурж. отншиений формирует новый тии личности, з к-ром на первый план выдвишиотся инициативность, предпрппччивость и пр. <1>. воссоздаот этп новые представления о человеке, Новая антифеод. концщ»ция чоловека основывается на представлешш о том, что ценность личности определяется ее собств. делами, Идеалом Воэро>вдения являетсв человек, понятный как гороичоское, титзнпч. существо, как человекобог.
Полемизируя с трактатом Иннокентия !11 (1198 -1216), Д>к. Манетти называет свои> работу «О достоинстве п превосходстве челонека». Пико делла Мпрапдола отстаивает мысль о точ, что человек творит самого себя; Ф. призвана помочь <чу достичь гармонии, очистить душу от страстей, осознать свою самоценность. Эта жо линия »»входит выражение в ош<куреизме Л. Валлы, в творчеств< Ф. !'абле, в критике ср.-век. аскетизма у Дж, Бруно и Монтеня. В этой снязи Возрождоние развивает и новое представление о природе. Хотя зтз эпоха еще не во всем порвала со средповокозьом, однако она стремится выявить «естеств.