Философская Энциклопедия том 5 (1184486), страница 249
Текст из файла (страница 249)
иредставлнет собой социально-экоиомпч, формацию, прогресспвнук< ио сравнению с рабовладельч. строем,поо оиа открывает большпн простое длн развития производит, сил и, заменяя рабство более мнюшми формами зависимости, создает благоприятпыо условия для дальнейшего развертывания человеч, сиособностеи, познании и преобразования мира.
По Ф. возшшает препм. пз рааложенвн не рабовладельческого, а общиняородового строя у варваров, завоеаывапишх цивилизованные гос-ва античного или аэпатшшго типа, либо жиэишх на перш)<ерин таких гос-в. Под воздеистзие»< социальны:< порядков и культуры этих более развитых обществ у варваров усиливается распад градыционпых родовых. свнэей; возникают замкнутые социальны< ячейки, возгчаеляемые сеньорами-зе»<левладельцамн, рыцарнмк, духовны»ш:шца»ш и церк, учреждениями. Происходит рааделеш<е социальных функций ме»кду классом, < осредоточивающиы з своих ФЕОДАЛИЗМ 317 руках управление, суд, воен.
дело, ааконодательство, обрааованне, рел»»г»по, н классом трудящихся — крестьянамп и ремесленнпкамн, н-рые, будучн оттеснены от обществ, упранленпя (доступного всем прп родовом строе), окааываются под властью воен, класса и духовенства и вынуждоны содержать пх свопы трудом.
В этом процессе в завоеванных варварамп странах древней высокой культуры принимает участие п местное население, включающееся во ннов» создаваемь~е классы феод. общества. На первой стидпп Ф. отличается от рабовладельч. общества более прпыптнвнымп пропанодпт. сила»ш, возвратом к господству натурального х-ва, упадком средств сообщения, снпж~ кием уровня культуры. Зконо»шческпй и культурный подъем характерен лишь для стадии развитого Ф. (а Зап.
1',вроне — 11 — 13 вв.). 1'гишющпм фактором духовной жизни при переходе от вятич. общества к Ф. является коронное переосмьн ленке всех общоств. ценностей: от преобладания интереса к земному и материальному общество обращается к спгтеме морали и релпгпп, концонтрпрующкхся вокруг трансцендентных идеалов; ныспкй реальностью стили считать потусторовнпп мпр, в земном же существовании видеть липп подготовит, ступень и царствию небесному.
Такая смена духонной ориептацкп с напбольшеп ясностью выявилась е христианстве п повлияла па все стороны практнч. деятельностп людей: материальное пропз-во не рассматрнналось как самоцель и по находила оправданпн в богатстве; производств. идеал средневековья— самообеспечение, создание условий для «достойного» с сословном т. ар.
существованпя человека, и а этих пред~пах трудовая активность оправдывалась и даже возводилась в зтич, ценность; тем не менее в труд< видели пре~кде всего средство са»шобузданпя, подавления греховностн, сопряженной с прае;г»»остью; то(новая п особенно ростовщнч. прибыль осуждалась (учение о <справгдлпвой цене>). Установки христианства относительно богатства п собстаенцостп не вытекали непосредственно нз природы Ф., вознпкнув ещг в древности, но находилп шаровое соответствие в феод.
дейстнптельностп. Зто связано с присущей .Ф. тенденцпей к спецнфнческой символпч. интерпретации всех явлений и предметон. В частностн, и богатство ценплось в первую очередь благодаря своей знаковой функцпп:накопленные п спрятанные сокровип~а в главах феодала не имели ценьц нх следовало тратить, дерпта прпблпженным п вассалам, расходовать на устройство пиров п боевьж пгр, перемен»«й п празднеств, раздавать нншпм и на постройку церквей. Богатство становилось, т. о., знаком щедрости, шпроты натуры, гостеприимства и доблестк феодала, престиж н влняняе к-рого повьппалпс«б так поддержи- валясь рыцарская честь — гл.
ценность в моральном кодексе господств. класса. Соответственно н обладанне обширнымп зем. владениями позволяло раздавать феоды вассалам, болыпое число к-рых свидетельствовало о могуществе п влпнннп пх сеньорон. Высокая «знаковость» феод. практики проявл»тете»» в бесчпсл. рнтуалах, процедурах, клятвах, присягах, символах, к-рымп сопровождались все договоры, сделки, собрания и без к-рых опп не имели бы силы. Предельно символнанрованная и ритуалпаованизя социальная практнка Ф, подчиняла отд, человека нормам н требованиям группы, оставляла ему мало простора для индивидуальных решеняк н выбора линии поведения — они предписывались ааранее. Ф«од, общество предстанлнло собой перархпю наследуемых социально-юрнднч.
статусов. Право прп Ф. было существеннейшим компонентом соцнальной системы, выполняя роль всеобщего регулятора отношений между людьмц; Ф. не знает фактпч. отнопгенпя илп состояния, не получившего правовой санкции п оформления. Наждый человек, группа, корпорация, сословне характеризуются особым юрпднч. статусом; особым краном пользуются п неодушевл. предметы н институты — земли, владения, города, рынкн, церкви, монастыри. Но право не унифицировано: зто местное плп личное право, бесконечно варьируемое, подчас незаписанное и существующее в ниде обычая. Право мыслится как исконное, старинное и «доброеы его не создает государг, и оно ныше него; все подвластны праву и обяааны его защп лгать от нарушения; в случае необходимости подданные должны принудить монарха соблюдать право. Право не»ппкет быть несправедливым именно потому, что оно старое.
Идея права сочетается с идеей нравственности, и все права и обязанности рассчатрпналнсь нрп Ф, также и в моральном плане (служба, повиновение, как п покровнтельство,— моральный долг). В Зап. Европе тем не менее разграничинали «божеств. право» (1ех «Нч(па) н «человеч. право» (1«х )пппапа), тогда как в исламе право вообще составляет часть религия и правовая и релпг, община совпадают, поэто»«у мусульлган. право, сложпвшееся нместе с пелпг. догмой, затем не раавпаалось. Установка на старнну, ца освященные временем традицнн н враждебность нлп недоверие ко нсему новому характерны для ср., как и для всякого общестна, нмеющого тенденцию воспроишодигь себя на прежней основе.
Поэтому и угнетенные крестьяне в борьбе против феодалов преследовалн нередко цель возвратнться к старине: онп добивались сохранения повинностей на установленном уровне, стремнсь аащнтпть свои былые вольности, выступалн против «несправедлпвости», выражавшейся в,нарушенип обычая. Борьба между крестьянами п феодалами пз-за ое»ин н ренты проходит через всю эпоху Ф.
Но задача ниспровержения эксплуататорских порядков н освобождения от Ф. воанпкала перед крестьянамп редко н на сравпнтельно поадней стадии Ф. В этом огпо»пени»г гамп по себе крест. восстания, неорганизованные н рааобщенные, были безрезультатны, хотя кх накал в пернод кризиса Ф.
(в Европе н 14 — 16 вв.) резко возрос. Ббльшнх успехов достигло бюргеры: после упорной и длит. борьбы города Зап. Европы завоевали независимость н самоуправление (в этом — одно иа наиболее супгествениых п чреватых последствиями отлпчнй западноевроп. Ф. от византнйского н вообще восточного).
В рамкех свободных городов раавивались новые средства пронз-ва. требовавшие непосредств. пронаводнтеля, избавленного от личной зависимости и сословного неравенства. В городах менялся стиль и рити обществ. жизни, росло свободомыслие и кдеологич. сопротивление Ф. и засилью цорквн. Возрастание значения денег п торговля, предпринимательской деятельности подрывало систему Ф., ныдвнгая на первый план вещные, коммерч. моменты.
Гор. общество постепенно переорненткровалось на новые ценности: знатности прон«хождения н «героич. пенн» феодалов протнвопоставлялпсь индивидуальные способности и предприимчивость, традиции — нонаторское поведение, землевладению и связанной с нпм пол»«тнч. влас« и — движимое богатство, условному держанню — безусловная частнан собственность, вере в авторитеты и букву Писания — исследовательская пытливость, ортодокс.
церкен — боевая ересь. Созреванне элементов бурж. общества в недрах Ф. занимает целую эпоху в истории Европы; эта эпоха «первонач. накопления» капнтала завершается бурж. революцнямн«более нлн менее радикально покончнв»ними с Ф. Данная вьнпе характеристика Ф. относится преки. к Европе, что оправдывается след. прнчннамн: 1) алесь Ф.
лучпге всего изучен, н как раз на енропейском (гл. обр. на французском) материале построена его классическая «модель»; 2) в европ. варна»гге в нанболь- 318 ФЕОДАЛИЗМ вЂ” ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ шей мере выявились заложенные в Ф. прогрессивные возможности, ибо только в Евроие в недрах Ф. зародился каииталистич. способ ироиз-ва, в конце концов взорвавший ФС 3) поскольку только в Евроие наблюдается носледоват. смена всех обществ,-экономич.
формаций, изучение именно еврон. Ф. иак фззы всемирной истории иредставлнет наибольший интерес с философской и социологич. т. ар. В нонце эпохи Ф. Евроиз, отставзвшая в начале ее от мн. стран Востока в яультурном и экономнч. отношенинх, начинает их быстро опережать и накладывать решающий оп1ечзток нз всемирно-историч. процесс. Ф. констзтиронан наукой зз пределами Европы в стрннах ср.-нек. Востока, в частности в Японии, у арабов.