Философская Энциклопедия том 5 (1184486), страница 239
Текст из файла (страница 239)
Свойственная всей эпохе >гонополистнч. капитализма, отмечавшаясн Лениным тенденция к ликвидации илп выхолащиванию демократии составляет необходимое условие, ири к-ром развивается и идет к власти Ф., к-рый «„.начинает с оголтелого аптикоьы»унизив, »тобы, изолирован и разгромив партии рабоч«го класса, раздробить силы пролетариата и бить их ио частям, а затем покои ппь со всеми другими демократическими партиями и органиэациями, сделать народ слепым орудием политики капиталистических монополий» (Программа НПСС, 1961, с. 33), Формы Ф.
зависит от целого ряда специфических для каждой страны обстоятельств: обострения классовых конфшищон ири неспособности бурж. гос-ва воадействонать на них, кризиса бурж, парламентского строя в условиях раскола или деполитизации рабочего класса, аннчпмости националистич, п реваитиистских факторов в идеологич. атмосфере подготовки мировой войны В Заи. Европе (Гор»»аи»»я, Италия) фашистские дппжения возникали как форма реакции иа угрозу социалистич. революции; в .'!ат, Америке неоднократно складывались близкие к Ф. политич, режимы; в нек-рых стрннах Азии и Африки возникают известные условия Лля паразитирования антидемократических, в т.
ч. и фашистских, фирм иа нац, днижениях и лозунгах, Неверно, однако, было бы видеть н Ф. неизбежную стадию социально-иолитич, развитии совр, капитализма. Его господство окааалось возможным лишь в нек-рых странах и в определ. период, хотя присущие Ф. методы массового политич. и пдеологич. насилия получили широкое распространение. установление Ф. свидетельствует как о слабостнх рабочего и дсмократич, двнженип, так и о несиособности господстн, класса — буржуазии — удерживать свою власть демократич. парламентскими методами. Фашистские режимы соединяют политич. насилие над массами с чрезвычайно иитеиспнным и Л е о л ог и ч е с к и м принуждением. Используя и подогревая исторически сложившиеся предрассудки масс, Ф, ианязывает массовому созиашпо своп идеолоющ. стереотипы (раси>я, шовинизм, >ищитаризм, культ силы и т.
д.), стремится заново создать вли возрод»юь активную систему идейного и ритуального принуждении. Ф. нарочито отказывается от претенаий на «научиость» своей идейнои опоры, резко разграннчивая (ие только в пропаганде, но и на практике) систему «полезных»(лля гос-ва,нации) знании и убеждений от «разлага1ощего объективизма> науч.
мыишення, пригодного лишь для служебных целен. «Мировоазрение не имеет ничего общего со оиннием,— утверждал Геббельс.— Че>ь больше обо ноем знании, теи — как этю часто бывает — меньше репшмость выступить в пользу определенного мировоззроиия. ФА1ИИЗМ Мировоззрение — зто специфический взгляд на мпр, предпосылкой его явлнется подход к событиям под одним и тем же углом зрения».
По такому же образцу строились рассуждения идеологов итал. фашизма Дж. Джеитиле пли А. Рокко о вреде «интеллектуалиама> для Ф., н-рый опирается иа «действие и чувство>; ана:ии ичиымп суждениями обосновывал свое недо- нерпе к «интеллигентам и интеллигентности» и Гитлер («человек может умирать лишь за ту идою, которой ои ис понимает» — цит.
ио кнл А й о г и о Т. (а. о.), Т)и аигог)(аг)ап регзопаП(у, 5). '>., 1950, р, 733). Один из стандартных тезисов фапшстских теоретиков состоял в том, что Ф. «не нуждается в доказательствах>, поскольку он подтверждается лишь собств. практиков и тем противостоит либеральным или социалистич. учениям, ищущни своего обоснования в теоретич.
подходах к общестну. Претендуя на «псторич.» обоснование своих взглядов, идеологи Ф. ссылались па теорию сильной власти Макиавелли, концепцию общества-гос-ва Гоббса, сакрализацию гос, идеи у Гегеля; для идеологов ием. Ф, наиболее характерны ссылки на оргаиицизм в социологии !9 в., рассматривавший нация> и гос-во как «биологпч. организм» (см.
Органа«>гнал школа в социолошш), философию человека у Ницше, псевдоисториаи Г. Трейчке, «социализм» Шпенглера и т. д. На деле иа теоретич. наследия Ф, отобрал лишь то, что оказалось прпгодныи для воздействия иа массовое сознание в соответств. условиях; реакц, системы прошлого он взял лишь в их «практически-массовок» значшиш. Так, аристократич. миф Ницше о «белокурой бестии», «сверхчеловеке», направленный против «толпы», превратился в идеологии Ф.
в оправдание тотального под пи«ения личности «массе», а иа деле— фашистской партийно-гос. машине. Ф. н его идеология — типичный продукт нмиериалиама 20 в. Он нуждался прежде всего в идеолошш «стадного» типа п конструктнровал ее нз подручного нсторпч. материала.
Составиьыш частями ндеологш> Ф. являются доктрины тоталитарного гос-ва и агрессивного >тиаяеягиригмп. Ке важным звеном обычно выступает квазирелиг. политич. культ, Т о т а л и т а р н о е г о с-в о изображается в фашистской идеолошш высшей н универсальной формой обществ. жизне. Подчиняя себе пли включая в себя все прочие фориы социальной организации, фашистское гос-во отождествлнет себя с «обществом>, «на)ия>ом». «нацией»; социальные институты, группы, личш сти имеют право существовать лии>ь как органы и элементы этого универсального целого.
«Для фашизма общество-цель, индивиды — средство, н вся жизнь состоит в использовании индивидов для социальных целен>, — утверждал Рокко («Сошшгппэш, (азс1юп апй йеш>югасу», ей. Ьу Сойеп, 5). г'., 1963, р. 343). По словам Муссолини, «для фашиста все в государстве н ин по человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом сиысле Ф. тотагштарен, и фашистское государство, синтеанруя и объединяя все ценности, интерпретирует пх, развивает и придает силы всей жиаин народа» (там же, р. 361). Лидеры ием.
Ф., ориентнровавшиесн на захват террито[ип> чужих гос-в, усиленно подчеркивали «приоритет» нации или народа («фо:ик») по отношению к гос-ву. «Нации есть первое н последнее, которому подчинено все остальное> (В о а о и Ь е г й А., таи же, р. 398), На деле от имени «нации» и «народа» выступал фашистский режим, длн к-рого ссылки на «мнстнч.> характер нац. единства служили оправданием тотальнон гос. системы, где выевши источником власти выступал вождь, якобы воплощавший волк> и дух народа. В строя«ай>пе централизованной гос.
>гак~вне Ф., в к-рой каждый орган отвечал >нянь перед вышестоящим, отсутствовало традиционное для бурж. общества разделение властей, 20 Фнлоео(юная анцинлопеявн, т. Ь а законодательство и исполнение «законов», судебный и внесудебный террор, административное и идейное принуждение сосредоточивались в одних руках. Доктрина тоталитарного гос-ва исключала автономность к.-л. сфер или ценностей обществ. >кивни — религия, морали, иск-ва, семьи и т, дл все подлежало гос. контроли> и регулировашпо. В атой доктрине не было места для личности вие гос.
организации; человек существует лишь как «гог, человекю как принадлежность наличной, т, е. фашистской, социальной машины. Выношенные — и опошленные — бурж. развитием идеи неотъемлемых прав личности, свободы и борьбы >шений и т. д. «!ц отверг с порога. «В государстве но существует больше свободного состоянии мыслей,— заявлял Геббельс.— Просто имоютсн мыоли правильные, мысли неправильные и мысли, подлежащие искоренении> ...» (Р о 11 а )«о > 1., УУ и 1 1 1., Паа Пг!Пе Ве)сй ииг) зе!пе Пе>йег, В., 1959, 8. !5). Волна агрессивного ш о в и н и з м а, воаведенного Ф, в ранг гос.
политики и захлестнувшая сравнительно широкие слои населения,— одно из наиболее важных и трудно объяснимых явлений идеологич. клииата Ф. В фапшстской идеологии ущербные моменты нац. самосознания — этнич. ограниченность, предубеждения, т. и. «омилекс неполноценности н т. д.— превращаются в активные факторы массовой пропаганды и политики. «Фашизм — это...
неосоапанное пробуждение нашего глубокого расового инстинкта»,— утверждал А. Рокко (см. Сойеп, указ. работа, р. 335). Социально-психологич. структуры, связанные с низшими уровнями обществ. сознания, сформировавишеся в условиях этнич. Рааобщенности, Ф. выводит на поверхность идеологии, оформляет при помощи расистских и «органических» теорий. Лозунг нации («народа — нации>, тотально организованного политически) выполнял ио меньшей иере три функции: обосновывал «классовый мир> п интеграцию общества, противостоящего «зримому врагу», 3) обеспечивал испхологич. саиоутверждеипе того среднего слоя, к-рый Ф.