Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома (1184482), страница 64
Текст из файла (страница 64)
Хотя прошедшее и было хронологическиближайшим, но новые события изменяли интеллектуальные горизонты.Даже место, выбранное Эпикуром для своей школы, было выражением революционного духа егомысли: не форум как символ классической Греции, а постройка в саду, и даже огороде, в предместьеАфин, вдали от шума городской жизни, в деревенской тиши, в обстановке, совершенно незнакомойклассическому философу. По имени этого сада (Kepos — по-гречески) стала называться школа, апоследователи — философами "Сада". Богатейшее наследие Эпикура дошло до нас в виде "Писем",адресованных Геродоту, Питоклу, Менекею и др., в виде собрания "Максим" и различных фрагментов.Воззвания, исходившие из "Сада", можно суммировать в нескольких положениях: 1) реальностьвполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению; 2) в пространстве реального естьместо для счастья; 3) счастье — это вытеснение страдания и беспокойства; 4) для достижения счастья ипокоя человек не нуж251Эпикур252 Эллинистическая эпохадается ни в чем, кроме себя самого; 5) для этого также излишни государства, институты, знатность,богатство и даже боги; человек автархичен.Ясно, что в рамках такой миссии все люди выступали равными, ибо все одинаково жаждут духовногомира и покоя, все имеют на то право и, если хотят, вполне могут достичь его.
"Сад" открыл двери всем:знатным и безродным, свободным и несвободным, мужчинам и женщинам и, ни больше ни меньше,гетерам в поисках искупления и освобождения.Новизна, исходившая из "Сада", заключалась, следовательно, именно в его просветительском духе: внем не было чистого интеллектуализма, он звал к жизни непривычной. Как верно замеченосовременными исследователями, в Эпикуре было нечто от пророка или святого, но в светском духе.Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru128"Сад" был центром обучения миссионеров, центром интенсивной пропаганды.
Насколько широкораспространилось это течение еще при жизни основателя подтверждает ряд сохранившихся фрагментов.Нам известны письма "друзьям из Лампсака", "друзьям в Египте", "в Азии", "друзьям-философам изМитилены" и даже на Востоке. Эпикур напоминает нам предшественника святого Павла. Ясно, чтосходство здесь лишь по типу деятельности; ведь вера Эпикура отрицает любую форму трансценденции;она в корне земная, в модусе "физиса", естественного.
Метафизические выводы "второй навигации"Платона отвергнуты и забыты, как, впрочем, и аристотелевские завоевания.Эпикурейский канонЭпикур принимает ксенократовское деление философии на три части: логику, физику и этику. Перваяизучает каноны, согласно которым мы познаем истину, вторая — строение реальности, третья — цельчеловека, счастье и способы его достижения.
Первая и вторая реализуются только в функции третьей.Платон полагал, что чувство смущает душу и отсекает ее от бытия. Эпикур переворачивает этупозицию, считая, что именно чувство схватывает бытие безошибочным образом. Чувства не ошибаются.Если бы чувство хоть раз обмануло, ссылается на Эпикура Цицерон, не было бы возможности верить ниодному из них.
В этом смысле ощущения суть посланники истины. Аргументы Эпикура следующие. Вопервых, ощущения суть аффекты, значит, они пассивны, т.Эпикур и основание "Сада" 253е. производны от чего-то, что они адекватно отражают. Во-вторых, ощущения объективны и истинны,что гарантировано той же атомистической структурой бытия. От вещей истекают комплексы атомов,образующих образы, или подобия, которые в точности воспроизводятся нашими чувствами путемпроникновения в нас этих образов, simulacra. Ощущения регистрируют эти образы, как они есть, а такжете, что ошибочно называются иллюзиями, ибо это различные формы проявления объекта, в зависимостиот места и дистанции от нас; ясно, что объект вблизи нас будет отличаться от того, что вдали; этообстоятельство, в котором иные видят доказательство обманчивости чувств, на деле свидетельствует обобратном. Наконец, в-третьих, ощущения, в силу своей нерациональности, не способны отнять илиприбавить нечто от себя, а значит, они объективны.В качестве второго "критерия" истины Эпикур полагает так называемый "пролепсис" (prolepsis), т.
е.некие отпечатки чувственных впечатлений, остающихся в памяти в качестве резервов, выполняющихфункцию предвосхищения будущего опыта. "Пролепсис" суть ментальные представления вещей, "памятьо том, что часто представляется извне". Мы способны предвосхищать события, но лишь в той мере, вкакой это позволяет прошедший опыт, можем догадываться о характере вещей и тогда, когда они непредстоят перед нами, но в рамках уже имеющегося чувственного опыта.
"Имена" суть "естественные"выражения этих "пролепсисов", образующихся в результате первоначального действия вещей на нас.Третий критерий истины Эпикур находит в чувствах "наслаждения" и "страдания". Эти аффектыобъективны по тем же соображениям, что и ощущения. Однако они еще более существенны, ибо,помимо того что позволяют распознавать и отделять истинное от ложного, бытие от небытия, ониобразуют аксиологический критерий, благодаря которому возможно опознание блага и отделение его отзла, а значит, это критерий выбора, т. е. правило действия.Ощущения, "пролепсис" и чувства удовольствия и страдания имеют одну общую характеристику, чтогарантирует их ценность и истинность, — это непосредственная очевидность. Покуда мы способныостанавливаться перед очевидностью, признавая за ней истину,— не ошибемся, ведь очевидность всегдаесть прямое воздействие на нас реальности.
Очевидно, в узком смысле слова, — это всенепосредственное (чувства и предчувствия). Но поскольку процесс мышления не в состояниизафиксировать непосредственное, будучи254 Эллинистическая эпохаоперацией опосредования, то отсюда рождается мнение, а с ним рождается возможность ошибки. Иесли все очевидное верно, то все опосредованное, т.
е. мнения, бывает иногда истинным, иногда ложным.Верными Эпикур полагает мнения, которые: 1) получают подтверждение в опыте и в сфереочевидного; 2) не получают опровержения со стороны опыта и очевидного; 3) не получают пробнойаттестации. Надо заметить, что очевидность здесь выступает базовым параметром, но в любом случаеочевидность эта только эмпирическая, т. е. такая, какой она представляется чувствам, но не разуму. Здеськак нельзя лучше заметны тяжелые последствия сенситивного эпикурейского канона.Ясно, что основные понятия эпикурейской физики, такие, как "атомы", "пустота", "отклонениеатомов", далеко не очевидны сами по себе по той простой причине, что сенсорно не воспринимаемы. Но,по Эпикуру, именно они предпосланы всем прочим феноменам, более того, призваны делать ихосмысленными и внятными нашему разуму.
Неясно, каким образом другие принципы и понятия могутобнаружить недостаток опытного подтверждения.Напомним также, что, как уже было показано, из суждения "все ощущения истинны" можно получитькак абсолютный субъективизм в духе Протагора, так и абсолютный объективизм. По правде говоря, ифизика, и этика Эпикура выходят далеко за пределы того канона, который тем же Эпикуром установлен.Физика ЭпикураДля чего необходима физика как наука о природе? "Если не беспокоиться о небесных феноменах и незнать страха смерти, ее близкого дыхания, не искать границ наслаждения и страдания, то вряд ли нужнабыла бы наука о природе".
Все это означает, что физика должна дать основание этике.Эпикурейская физика — это онтология, целостный взгляд на реальность в ее всеобщности иД. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru129последних основаниях. Надо сказать, что Эпикур, не умея создать новую онтологию, для выражениясвоего материалистического взгляда на реальность позитивным образом (т. е. не просто отвергаяпозицию Платона и Аристотеля) вынужден был искать уже отработанные теоретические фигуры, и оннаходит их. Ясно, что после "второй навигации" Платона наибоЭпикур и основание "Сада" 255лее материалистическими были посылки атомистов.
Однако, как мы уже видели, атомизм былответом на апории, вытекавшие из позиции элеатов, попыткой примирить крайности логоса элеатов стребованиями опыта. В логику атомистов перекочевала большая часть логики элеатов (первый атомистЛевкипп был учеником Мелисса). Ясно, что также это было неизбежным и для Эпикура.Основания физики Эпикура можно сформулировать следующим образом:1. "Ничто не рождается из небытия", поскольку в противном случае нужно было бы признать, чтонечто может возникнуть без порождающего семени, а также то, что нечто распадается в ничто, а значит,признать исчезновение всего.
Но поскольку ничто не рождается из ничего и не исчезает насовсем, тореальность в ее тотальности была, есть и будет, как она есть, вне принципиальных изменений.2. Вся реальность образована из двух составляющих — тел и пустоты. Существование телдоказывается самими чувствами, существование же пространства и пустоты проистекает из фактадвижения, ибо для перемещения тел необходимо пространство. Пустота не есть небытие, а именно —пространство, неосязаемая природа", по выражению Эпикура. Помимо тел и пустоты ничего третьегонет, ибо немыслимо ничто другое, что бы не обладало телесным эффектом.3. Реальность, в понимании Эпикура, бесконечна.
Она бесконечна как тотальность, но бесконечны иее составляющие: множество тел, пространство. Если бы множество тел было конечным, то онипотерялись бы в бесконечном пространстве, а если бы пустота была конечной, то не смогла бы вместитьбесконечные тела. Таковы аргументы против Платона и Аристотеля.4. "Тела" бывают сложными и простыми, абсолютно неделимыми. Делимость тел до бесконечностинельзя принять, так как это в конечном счете означает разрешимость вещей в небытие, что, по логикеЭпикура, абсурдно.Понимание природы атома Эпикуром отличается от понимания Левкиппа и Демокрита по тремпозициям.1.