Новая философская энциклопедия В 4 томах. Том 1 (1184478), страница 25
Текст из файла (страница 25)
В 1771 он впервые опубликовал перевод Авесты, который вызвал дискуссию о подлинности оригинала. С тех пор Авеста остается предметомнаучных исследований и споров. Отрывочный характер исложность включенных в нее текстов затрудняют их толкование.И. К. ПетроваАВИДЬЯ (санкср. avidya, букв, отсутствие знания, неведение) — в индийской философии понятие, обозначающеенезнание, составляющее причину, «корень» (мула) неподлинного восприятия мира, исходная омраченность сознания, которая препятствует постижению сущности бытия.В Упанишадах авидья противопоставлена Атману в оппозиции «незнание-знание», «неполное, искаженное знание абсолютное знание, раскрывающееся в освобождении».При этом предполагается, что авидья представляет собойзнание множественное, тогда как высшее знание («видья»),тождественное Атману, выступает единой и цельной реальностью, в которой более не различаются субъект, объект исам акт постижения.
Раздробленная авидья как бы отражаетмногообразие вселенной и соответствует ему; поскольку спрекращением авидьи становится недействительным весьэмпирический мир, она часто рассматривается также каконтологическая основа или вместилище этого мира, равнокак и относящихся к нему конкретных психических свойствживых существ. В этом смысле авидья может выступать икак определенная сфера существования, исчезающая последостижения освобождения (мокша); эта сфера подчиненадействию кармы и включает все объекты, определяющиесобой деятельный и познавательный опыт человека, в т. ч.и сами тексты откровения - шрути («Мундака-упанишада»,I.
2.9-10). В Упанишадах встречается также более частноепротивопоставление авидьи как «знания обрядов» «видье»как медитации на определенных богов («Иша-Упанишада»,9-11); при этом подчеркивается, что оба эти способа, практикуемые порознь, не ведут к освобождению, то есть должны непременно сочетаться друг с другом. Здесь видья сведена по существу к ряду предварительных условий (аскеза,следование ритуальному предписанию), которые предшествуют более глубокому усвоению ведического откровения.Понятие авидьи играет значительную роль в индийскихрелигиозно-философских системах, где она берется поАВИЦЕБРОНлогию оба аспекта авидьи полностью совпадают, а сама онаесть временное наложение (адхьяса, адхьяропа) свойств набескачественный Атман, окружающая его миражная кажимость (виварта). Реально существует только Атман, т.е.чистое знание, авидья же не может быть определена ни какреальная, ни как нереальная; причина ее возникновенияи сущность отношения к Атману остаются загадочными,несказуемыми (анирвачания).
Неоднозначное толкованиеавидьи в адвайте, а также расхождения во взглядах адвайтистов относительно ее основы послужили причиной критики концепции авидья со стороны Рамануджи и другихпозднейших ведантистов.Лит.: Devanandan P. D. The Concept of Maya. L., 1950; Hacker P.Eigentumlichkeiten der Lehre und Terminologie Sankaras:Avidya, Namarapa, Maya, Isvara. — «Zeitschrift der DeutschenMorgenlandischen Gesellschaft», 1950, № 100, S. 246-86; Idem.Vivaria: Studien zur Geschichte der illusionistischen Kosmologie undErkenntnistheorie der Inder—«Akademie derWissenschaften und derLiteratur. Abhandlungen der Geistes - und Sozialwissenschaftlichenmasse» (Wiesbaden), 1953, № 5, S.
187-242.H. В. Исаевапреимуществу в своем гносеологическом аспекте и трактуется как неумение отличить вечную и подлинную реальность от временного и неподлинного. В санкхье авидья(или аджняна — незнание) выступает как причина страдания, пресекаемая благодаря «различающему знанию»(вивека-джняна). В йоге авидья — это одна из пяти клеш(загрязнений) сознания, которые мешают должному сосредоточению и освобождению. Согласно ньяе, авидья(или митхья-джняна — ложное знание) приводит к отождествлению Атмана с телом и психическими функциями;после ее прекращения исчезают какие бы то ни было желания и действия, т.е.
индивид уходит из-под власти кармы.В учении буддизма (прежде всего в сарвастиваде) авидьявыступает как одно из причинно обусловленных «звеньев»(нидана) сансарного цикла человеческого существования.Именно в авидье коренится иллюзорное представление опостоянстве и реальности индивида; поэтому она считается первым элементом сансарного цикла, в какой-то мереопределяющим собой остальные. Вместе с тем неведениесовершенно лишено здесь какой-либо онтологическойили космологической значимости и сводится к омраченности сознания, которое рассеивается после «пробуждения» (бодхи).Особенно значительно место авидьи в философских построениях адвайта-веданты, где она трактуется как вселенская сила ослепления.
С одной стороны, авидья укорененав каждом индивидуальном сознании, она побуждает человека ложно отождествлять себя с конгломератом телесныхи психических свойств и тем самым искажает и затемняетправильное восприятие высшей (парамартхика) реальности; в этом своем аспекте авидья синонимична аджняне (незнанию) и митхья-джняне (ложному, ошибочномузнанию). С другой стороны, авидья выступает и как творческая сила (шакти) высшего Брахмана, которая не обладает самостоятельной реальностью, подобно Пракритисанкхьи, но тем не менее служит как бы иллюзорным субстратом, из которого лепится эмпирический мир; в этомаспекте авидья тождественна майе (волшебной иллюзии),создающей эмпирическую, или «практически пригодную»(вьявахарика), реальность.
Именно авидья создает своегорода «двоемирие», когда бытие распадается на два уровня существования: высшую реальность Атмана-Брахмана(уровень видьи, или парамартхика-сатья — высшей истины) и относительно реальную оболочку феноменальногомира, как бы обволакивающего эту сердцевину (уровеньавидьи, или вьявахарика-сатья — практической истины).На втором уровне, в сфере феноменального существования, степень реальности и знания значительно ослабленаи ограничена; она поддерживается лишь отсвечиваниемАтмана в эту оболочку, однако даже такого отблеска достаточно, чтобы авидья отличалась от простой ошибки иличистой негативности (бхрама). Последователи Шанкары,как правило, различали два вида неведения: нирупадхикаавидья (неведение без привходящих ограничений), обладающее «силой сокрытия» (аварана-шакти), т.е.
выступающее причиной искаженного знания отдельной души, исопадхика-авидья (неведение с привходящими ограничениями), наделенное «силой дробления» (викшепа-шакти), с помощью которой Брахман способен проецироватьвовне вселенную и множество душ. Однако для Шанкарыс его стремлением онтологизировать психологию и гносеоАВИЦЕБРОН - см. Ибн Гебироль.АВИЦЕННА - см. Ибн Ста.АВЛ ГЕЛЛИЙ (Aulus Gellius, Agellius - искаженная форма,преобладающая в Средние века) (ок. 125/128? — после 177?) —автор сочинения «Аттические ночи». Ученик представителяАфинской школы платонизма Кальвена (Кальвизия) Тавра:во время пребывания в Афинах посещал также философа Перегрина Протея (ум. 165), обретавшегося в пригороде Афин,и Герода Аттика (ум.
177) на его даче в Кефисии; в Риме, гдеон жил в юности, был дружен с Фаворином. Все сведения оего жизни черпаются из его сочинения. Будучи обеспечен иполучив обычное для своего круга приличное образование (в146 слушал грамматика Сульпиция Аполлинария, оказавшегобольшое влияние на его развитие, затем ритора Тита Кастриция), он пренебрег карьерой (хотя однажды избирался судьей)и занимался приумножением доставшегося ему в наследствосостояния, воспитанием детей, самообразованием и отчастинаучной деятельностью, связанной с библиографическими иантикварными разысканиями. «Аттические ночи» названытак потому, что ученые труды по их составлению, ведшиесяпри свете лампы длинными зимними ночами (Praef.
4), былиначаты в Аттике; состоят из 20 кн. (они писались в 146, опираются на общие источники с датируемой 158 «Апологией»Апулея, в частности на Фаворина, и были опубликованы после 177, год смерти Герода Аттика), посвященных грамматике,литературной критике, биографиям знаменитых историков,писатели, заметок по римскому праву, описанию чудесныхявлений, естествознанию, отдельным наукам — медицине,арифметике, геометрии, оптике и т. п. Текст представляетсобой лишенные плана заметки (comrnentarii) — собраниеэкспертов, фрагментов и исторических анекдотов, в т.ч.