Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 97
Текст из файла (страница 97)
Индивидуальное сознание также имеет сложную структуру: кроме чувственного и рационального, эмпирического и теоретического выделяют аксиологическое и гносеологическое как типы идеального отражения. Важнейшими признаками психических феноменов человека, отличающими их от всех дру~ их предметов познания, является их интенцио- ~ Мирке К., Энгезы Ф. Цоч Г 23 С 2~ 2 7 Философские проблемы медицины ппльность, т.е.
предметность, направленность, отношение сознания к чему-либо и его активность в образовании целостных, переживаемых самим человеком структур сознания. Проблема «сознание и мозг» как широкая комплексная проблема, объединяющая усилия многих научных дисциплин (психологии, нейрофизиологии, психоневрологии, психофармакологии и др.), является не ролька философской, но и общенаучной. Главный орган сознания — человеческий мозг — это материальный субстрат психического отражения, и в этом смысле сознание представляет собой естественный процесс. Сознание как философская категория— по и уровень психики, и качественно новая, особая форма отражения, цорожлаемая социальной формой движения материи.
В медицине проблема сознания и психической деятельности в норме и патологии выступает как соотношение физиологического и психического, биологического и социального. Исследование нормальных и патологических функций мозга — это средство решения целого ряда вопросов, входящих в ком~~лекс проблем «мозг и психика». В последние десятилетия существуют такие концептуальные подходы к этой проблеме, как физикалистский (релукционистская программа понимания человека и его психической лсятельности), бихевиористский (описание психической деятельности как поведенческих актов на основе единства, нерасчлененности психического и физиологического) и функционалистский (психические явле~ н ия — это функциональные состояния мозга, трактовка психических явлений как информационных процессов).
Философские воззрения любой эпохи оказывали влияние на меди- пину, и в особенности на понимание сознания и психики в целом. Без учета этого влияния нельзя понять и конкретно-историческое содержа~ ~не психиатрии и медицинского знания в целом. На протяжении всего ХХ в. создавались концепции, которые в понимании природы человеческого отражения делали упор то на его соматической, то на психической составляющей, нередко забывая при этом о его социальности.
Методологически подчеркивание социальности челоиеческого отражения направлено против социал-биологизма и социалзтологизма. Выше уже отмечалось, что в сознании выделяют чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, аксиологическое и гносеологичсское как типы идеального отражения реальной действительности. Понимание процесса отражения исходит из того, что оно в качестве доминируюцгей стороны имеет или гносеологическую (истинность, объекгивность знания), или аксиологическую (воля, эмоция, ценность, метолология) установку.
Тем самым в понимании отражения вообще и в научном познании в частности осознанно или неосознанно проявляются конкретно-исторические черты наличного типа культуры. 350 2. Философские проблемы естествазиеиия Для процесса познания как творческого воспроизведения субъектом объекта характерны установка на раскрытие объективных законов действительности, получение истинного знания. Наиболее развитой формой общественного сознания, в которой доминирует гносеологическая форма отражения, является наука с ее интенциями на постижение объективной (абсолютной) истины, на раскрытие объективных законов бытия.
Идеальная модель процесса познания — движение его по ступеням— от ощущения, восприятия и представления к понятию, суждению и умозаключению, с одной стороны, н от эмпирического к теоретическому— с другой. Закономерности реального гносеологического процесса познания, безусловно, гораздо сложнее. Диалектика процесса познания такова, что следует, во-первых, иметь в виду, что в нем, конечно, фиксируются свойства объективного, внешнего мира. Но и субъективность познающего «вплетается» в познание непосредственно, а также и в его результат. Эмпирическое и теоретическое в познании опосредуется различными предпосылками — содержанием и направленностью практической и теоретической деятельности, уровнем развития личности (например, идеи, тезаурус и др.), языком, в том числе языком науки, как инструментом создания семантических каркасов мира при помощи нааичного категориального аппарата, его описания и объяснения, интенциональностью и целенаправленностью субъективной познавательной деятельности.
Обобщая сказанное выше, можно сказать, что познавательные акты субьекга опосредуются концептуальными, операциональными, эмоционально-волевыми, коммуникативными, интенциональными факторами. Реально в процессе познания эмпирическое знание начинает формироваться не с некоторых наблюдений, которые фиксируются в словах и выражениях в виде так называемых перцептивных предложений. Например, диагностическое мышление, хотя и начинается с первого взгляда с наблюдения, не является не зависящим от исследователя познавательным процессом по двум причинам. Во-первых, оно предпосылочно.
Было бы упрощением полагать, что исследовательский анализ начинается с фиксации некоторого множества фактов нли процессов. Последние благодаря логике познавательного процесса «вводятся» в концептуально определенную, исторически обусловленную логико-семантическую схему, придающую элементам объективной реальности статус научного факта.
Во-вторых, оно являет собой разновидность выводного знания, проникающего «по ту сторону» понятий, данных измерений, поступков и действий индивидов. Учитывая наличие в такой деятельности когнитивно-ценностной установки, можно утверждать, что диагностика как процесс познания содержит как минимум исследовательскую установку на выбор наиболее важных признаков и отсеивание второстепенных уже при их подведении под симптом.
Такая селективность наблюдения дает основание считать 2.7. Философские проблеиы ыелииииы 35! формирование «пространства признаков» (симптом — сицдром — нозологическая единица) направленной классификацией. В этом можно усмотреть «теоретическую нагруженность» сознания.
В данном случае она имеет тот смысл, что как научно-теоретическое, так и клиническое 7мпирическое познание, являющееся особой разновидностью когнитивноо-творческой деятельности. еше до ее начала уже располагает определенными методологическими предпосылками, «теоретической нагруженностью».
Последнее предполагает, что, во-первых, эмпирическое познание на каждом этапе опосредовано теоретическим уровнем сознания, и, во-вторых, что налицо зависимость значений терминов от соответствующих теорий, на которых основана используемая методология: термины могут быть поняты и адекватно использованы только при усвоении этих теорий. Современную медицину невозможно представить без измерений и математических методов. Они являются инструментом познания, управления большими системами, моделирования сложных процессов, создания баз данных, систем «искусственного интеллекта».
Измерение лежит в основе создания медицинского знания именно как научного знания, связывает его с действительностью, является важнейшим фактором его формирования. Со времен Галилея в естественных науках утвердилась мысль о ведущей роли измерения в арсенале познавательных средств науки. В Новое и Новейшее время проблема измерений превращается в одну из центральных в практическом и теоретико-методологическом смысле.
Существует явное различие между измерениями в физике и других точных науках, с одной стороны, и измерениями в биологии и медицине — с другой. Измерение в медицине — это сложное теоретическое, экспериментальное и практическое исследование. Можно выделить измерение собственно физических величин (температура, давление, масса, доза излучения и тд.) на небиологических объектах, измерение физических величин, но на биологических объектах, измерение собственно медико- биологических величин (в анатомии, физиологии и др.), психометрию в широком смысле слова и медицинскую социометрию. Наряду с использованием физических, химических и других видов измерений в биологии и медицине стали измеряться совершенно новые свойства, например «биологическое сходство», «выживаемость вида», «конкурентоспособность вида», «заболеваемость» и тд.