Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 92
Текст из файла (страница 92)
Ятромеханик Г Бурхаве дыхание и пищеварение понимал чисто механи гески — по законам механиюи, гидростатики, гидравлики. Б. Рамаццини в известной работе еРассуждение о болезнях ремесленников» (!700) писал: яВ наш век вся медицина, можно 2.7. Философские проблемы медицины 331 сказать, сведена к механике», В соответствии с теоретическими представлениями, признанными в той или иной исследовательской программе, объектам приписываются определенные свойства.
Таким образом, уже на >том этапе развития медицинского знания предметом науки становится система так называемых абстрактных, идеализированных объектов, гносеологическая природа которых определяется концептуальной схемой и исследовательскими программами. В свою очередь, их специфика сказывается на характере идеалов и норм научно-медицинского познания. Недаром ятромеханика имеет синонимы; ятрофизика, ятроматематика— представители этой научной исследовательской программы, по существу, первыми в медицине столкнулись с проблемами измерения и точности. Ятрох имия стремилась использовать достижения алхимии в медицине, химически объяснить физиологические процессы в организме. В основе перехода в медицине от одной теоретической концептуальной схемы к другой лежит прежде всего смена общих методологических установок в связи с изменением философских оснований. Так, солидаризм и гуморализм существенным образом связаны с натурфилософией, клинико-эксперимента>ьная теоретическая концептуальная схема — с естественно-научным материализмом и позитивизмом.
Важную роль играют и изменения в фундаментальных науках, имею>цие глобальное методологическое значение (классическая механика, закон сохранения и превращения энергии, теория относительности, клеточная теория и эволюционное учение в биологии), а также научная революция конца Х! Х вЂ” начала ХХ в., научно-технический прогресс второй половины ХХ в.
На смену одним (гуморальной и солидарной) теоретическим концептуальным схемам приходят другие (клинико-экспериментальная, а затем мультидисциплинарная), складывающиеся на основе новых философско-методологических подходов и развития новых научных исследовательских программ и дисциплинарного знания. Становление исследовательских программ в медицине возможно и в результате возникновения проблемных ситуаций на стыке медицинского >нания с концептуальными схемами, отражающими иные обьекты реальности. Входя в методологические основы медицинского знания, они становятся важнейшей компонентой исследовательской программы. Так, переход алхимии от поиска «философского камня» к поиску «эликсира жизни» ознаменовал возникновение ятрохимической научной программы в рамках гуморальной концептуальной схемы.
Под влиянием механицизма Декарта — Ньютона, который в физике оценивается как новая парадигма, в рамках медицинской солидарной концептуальной схемы возникает ятромеханическая исследовательская программа. Применение феноменологии (в широком смысле слова), идей психологии конца Х!Х вЂ” начала ХХ в. и герменевтики способствовало возникновению психоаналитических научных исследовательских программ в психиатрии 2. философские проблемы естество»палил ХХ в. Если представить развитие психиатрии как процесс у~лубления знаний от анатомо-морфологического к физиологическому и от него к психологическому уровню, то именно на послелнем уровне — прежде всего для исследования психотерапии неврозов и реактивных состояний (»малая» психиатрия, психиатрия «пограничных состояний») — создаются зти исследовательские программы.
В медицине ХХ в. в качестве самостоятельных могут рассматриваться изиеренческая. медико-экологическая и другие научные исследовательские программы. Трудности разработки теоретического знания станут яснее, если обратить внимание и на опрелеленные науковедческие моменты, влияющие на формирование теорий в медицине. Так, если во многих методологических концепциях современных фундаментальных наук математики, физики, биологии и др, — наблюдается крутой поворот от анализа структуры завершенного знания к исследованию проблем его роста и развития, то в исследованиях по методологии мелицины, в силу присущего ей места в системе современного знания, эти направления исследования нуждаются в дальнейшей разработке.
В медицине налицо процесс накопления эмпирических научных знаний, процессы интеграции и диффсрепциации знаний. Вместе с тем по мере развития науковедения и методологии медицины все отчетливее виден поворот от кумулятивного, статического образа науки к динамическому. Такой поворот в современной науке означает кризис классической кумулятивистской эпистемологии. Учет последнего обстоятельства позволяет конкретизировать общие представления о социально-ценностной ориентации научного знания, даваемые науковедением и философской методологией применительно к медицине, и сделать некоторые выводы о соотношении в ней познавательного и практического аспектов.: Известно, что в исследовательской работе можно вылелить три части; первая — цель и задачи исслслования, вторая — методы лостижения этой цели и третья — полученные результаты и их значение, Так ея соци- ! ! ально-ценностная ориентация науки на потребности общества приво- ~! лит к тому, что и цель, и задачи мелицинского исследования определяются не только состоянием науки в данной и смежных областях, не ~ только общими познавательными залачами и проблемами, но и потребностями и возможностями общества.
По существу, здесь задается кон- ~ цептуальный подход к пониманию научной проблемы, согласно которо- ~ му недопустимо упрощенное схематическое понимание исторического ) развития науки, изолирующее ее от конкретной жизни общества и чело-: века, от истории в широком смысле. Действительный ход науки опреде- ! ляется содержанием и объективной ценностью и научных открытий, и в ~ громадной степени их соответствием текущим потребностям обшества. ' В современных методологических исследованиях актуальной является проблема объекта и предмета медицины. В медицине ее решение имеет; 2.7.
Философские ироблемы медииииы 333 принципиальное логико-методологическое и практическое значение. Как известно, еше не преодолены попытки ее сведения к клинической, а сше уже — к лиагностической деятельности, к распознанию и описанию симптомов, синдромов, отлельных свойств и признаков. Этот подход объективно связан с таким пониманием объекта и предмета медицины, которое ведет к превращению последней, по существу, в эмпирическую науку, к отрыву (и даже к абсолютизации) эмпирических исследований от методологических и теоретических разработок. В медицине длительное время общепринятой была точка зрения, согласно которой ее знания основывались прежде всего на биологии и физиологии.
Складывалось искаженное представление о предмете и объекте медицины, ограничивались возможности теоретического обобшения, ослаблялась связь теории с практикой здравоохранения. Например, не уделялосьдолжного внимания изучению индивидуального и обшественного здоровья и проблем профилактики. В самом общем виле к понимании> предмета медицины можно подойти через закономерности, законы, что указывает на тенденцию к большей теоретизации предмета медицинской науки. Подлинно научное определение объекта и предмета медицины становится возможным на сравнительно высокой ступени ес развития с возникновением нормальной и патологической физиологии, теоретической биологии, дисциплинарного леления медицинского знания и базируюшихся на этой основе современных теоретических концептуальных схем и научных программ. Специфика мелицины как науки, основывающейся на естественнонаучных и социально-гуманитарных знаниях, накладывает отпечаток на понимание ее объекта и предмета.
Предельно широкая постановка вопроса об объекте медицины как науки позволяет в качестве такового считать природу, обшество и сознание, духовную жизнь. Предметом медицины в этом случае является их саиогенное и патогенное влияние на человека, профилактика заболеваний, диагностика, лечение и реабилитация, Исторически наиболее ранним подходом к пониманию объекта медицины являются определения, вытекающие из гуморального и солидарного подходов, сторонники которых считали, что объектом медицины является организм человека. В рамках этих подходов понималась как леятельность, направленнаи не только на излечение человека, но и на предотвращение болезней, укрепление здоровья и продление его жизни.
Именно такое понимание медицины мы видим в трулах Гиппократа, Авиценны и других известных врачей-мыслителей. Среди современных медиков и философов имеет распространение, по сушеству, такой же подход— медицина изучает здорового и больного человека на организменном, психическом, а также на социальном уровнях с целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Более глубокий подход к объекту и предмету медицины связан с углублением и развитием идеи древних о связи ор- 334 Ь Философские проблеыы естествознания ганизма и среды. Важность такого подхода состоит в том, что медицина не ограничивается только изучением нормы и патологии в рамках организма. Становится возможным учет внешних социальных и экологических факторов в их этиологическом и патогенетическом значении, возникает популяционный подход.