Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 95
Текст из файла (страница 95)
В мелицине, как и в лругих науках, основа применения системного полхода — диалектика, теория информации, теории принятия решений и др. Вместе с тем системный подхол как методологический инструмент инимает собственное место в методологии науки. Системный полход направляет на изучение сущности объекта как целостной системы. Например, при определении понятия «жизнь» можно подойти с разных позиций. Прежле всего жизнь — это философская кагсгория. понимание жизни. Затем жизнь — реальное макромасштабное, космическое явление. Далее хсизнь — как существование биосферы, вила, популяции, организма.
Соответсзвенно понимание жизни в различ- 342 2 ФилосоФские проблемы естествознания ных науках конкретизируется, выступает в форме систем понятий соответствующих наук. Для системы характерно, что элементы, входящие в нее, несут как бы двойной набор признаков. С одной стороны, взятые сачи по себе, элементы имеют одни свойства„а объединенные в систему — еще и дополнительные. Каждый организм помимо индивидуальных особенностей несет черты вида, рода, популяции и тд.
То есть различные уровни интеграции в систему обладают разными качествами. Такие основы системного подхода, как учение о целом и части, системе и элементе, разрабатываются на уровне философской методологии. В фундаментальных науках системный подход конкретизируется в соответствующих теоретических концептуальных схемах, теориях и на эмпирическом уровне. Философия включает в себя принцип систсмности в качестве одной из важнейших своих частей. Успех понимания системности, особенно в биологии и медицине, зависит также от определения фактора, упорядочиваюшез.о элементы данной системы. Отсутствие системообразующего фактора или его неверное определение является существенным недостатком, из-за которого понимание системы может оказаться случайным, не отражающим ее истинных свойств, и поэтому, естественно, неконструктивным. Детерминизм, причина и следствие.
Философский анализ категорий причины и следствия и принципа детерминизма как всеобщих оснований объяснения явлений реального мира имеет многовековую историю. Каждая историческая эпоха привносила в понимание детерминизма, причины и следствия свои особенности. Изменялись конкретные трактовки причинности, понимание роли причинно-следственных связей и отношений в реальных процессах.
Однако кажется и поныне общепринятым тезис Ф. Бэкона о том, что истинное знание есть знание, восходящее к причинам. Материализм исходит из признания объективного характера детерминизма, причинно-следственных отношений, тогда как идеализм в той или иной форме отрицает объективный характер причинно-следственных отношений. Под детерминизмом лолгос время понимали такую концепцию, которая предполагает однозначную причинную обусловленность одного события другим.
Этот механистический взгляд был высказан французским астрономом и математиком П. Лапласом в работе «Аналитическая теория вероятностей» (1812) и предполагал, что из знания исходных причин можно вполне однозначно вывести следствия. Дальнейшее развитие науки поставило вопрос о необходимости выработки более широкого понимания детерминизма на основе диалектики и исторического подхода. В современном понимании детерминизм — это принцип всеобщей закономерной связи явлений и процессов реального мира, содержание которого состоит в следующем: 2.7.
Философские проблемы медицины 343 ° любое явление, процесс причинно обусловлены, возникают в результате взаимодействия; становление и развитие любого явления происходит не произвольно, а подчиняется определенным закономерностям. Детерминизм включает в себя причинность, но не сводится к ней: причинность — это одна из форм проявления детерминизма. Кроме причинности, детерминизм включает в себя другие типы объективных связей — пространственные и временные, влияющие на события, процессы; корелляционные и др. Под причинно-следственной обусловленностью понимается такая объективно необходимая связь процессов, при которой одно явление порождает другое, одно является причиной другого.
Степень зрелости медицинской науки зависит от глубины знания и использования причинных связей в клинике и профилактике. Учение о причинности в медицине (этнология) основывается на конкретном философско-методологическом основании — идеализме или материализме, монокаузализме или кондиционализме, эмпиризме или рационализме и тд. В медицине философское учение о детерминизме и причинности— одна из основ объяснения процессов нормальной и патологической жизнедеятельности: всякое изменение в состоянии живой системы детерминировано определенными взаимодействиями этой системы с внешними факторами или внутренним взаимодействием элементов этой системы. Причинность всегда является выражением одновременного или сочетанного действия различных факторов. Одной из конкретно-исторических форм детерминизма в медицине выступил монокаузализм как результат абсолютизации причинного фактора, сведение этиологии именно к учегу только причины, без учета условий и универсальной взаимосвязи и взаимодействия различных факторов.
Еше один подход к пониманию детерминизма и причинности в медицине — кондиционализм, в философском плане являвшийся, по сугцеству, сведением причины до уровня условий. В борьбе монокаузализма и кондиционализма вскрывались недостатки каждого из этих течений в этиологии и проходило дальнейшее развитие учения о детерминизме и причинности в медицине. Современное решение проблемы причинности в медико-биологических науках основывается, во-первых, на фактическом «снятии» еше в первой половине ХХ в. крайностей монокаузализма и кондиционализма («причина действует на фоне условий, в зависимости от которых она может и не вызывать следствия»), во-вторых, на учете важной роли медико-биологического эксперимента в изучении здоровья и болезни, нормы и патологии.
И, наконец, оно основывается на признании решающей роли практики — профилактической, клинической и реабилитационной 344 2. Фияософские прабпеим естествознания работы. На этих основаниях сформировалось ставшее традиционным и, более или менее общепризнанным понимание причинности: ° причина вызывает, производит, порождает слелствие; для действия причины необходимы определенные условия, кото-', рые создают возможность для его возникновения; причина предшествует следствию; ° следствие не может быть причиной своей причины. Причинно-следственные отношения в этиологии — это фактор илии сумма факторов, которые в большой мере определяют качество, нозоло-и гнческое своеобразие, возникновение и протекание патологическогоо процесса.
Определенную роль имеют и условия: одна и та же причина разных условиях может порождать различные слелствия; различныш причины могут в сходных условиях порождать одинаковые следстви (полиэтиология). Однако такие положения должны подвергаться глубокому анализу. В зависимости от обстоятельности подхода к конкретномуу патологическому процессу, от уровня, на котором рассматривается данный процесс, вопрос о полиэтиологичности процесса может быть оп равданным. Моноэтиологический подход свидетельствует о глубокойи проработке проблем патологическою процесса. Ю.П. Лисицын и В.П.
Петленко в своей летерминационной теории медицины (доктрина адаптивного реагирования) выделяют, применительно к медицине, философский. гомеостатический, эволюционный,: экологический, адаптивный н психосоматический детерминизм. В на-',. стояшее время различают также динамическую и вероятностно-статное,' тическую детерминации нормальных и патологических процессов. Ди-' намическая детерминация характерна для процессов, в которых каждый последуюший этап жестко, однозначно опрслеляется предшествуюшим> Такая детерминированность процессов — важная составляюшая в разрао ботке стратегии и тактики в профилактической и клинической работее Без взаимодействия различных детерминационных процессов была бы невозможна точная и однозначная саморегуляция в норме и патологии. Вместе с тем современное понимание большинства процессов нормогенеза и патогенеза лолжно основываться на динамическом и вероятностно-статистическом понимании этих процессов.
Сущность и явление — философские категории, важная часть диалек-( тического понимания некоторых сторон познания в медицине. Как известно, успехи практической медицины находятся в сушествен-' ной зависимости от развития ее методологических и теоретических основ. На многих примерах можно показать зависимость достижений практической медицины от развития теоретических исследований. Познавательная и оценочная деятельность в профилактической и клинической деятельности опирается нс только на понимание этиологии и патогенеза, но и на сущность и явление. Непосредственная данность предмета, внешнее 2.Ъ ФцлосоФсиие проблемы медицины 345 обнаружение закономерных связей вещей в каких-либо определенных событиях и процессах, обозначается с помощью философской категории «явление».
Содержание философской категории «сущность» формулируется как совокупность глубинных связей и отношений материальных объектов, определяющих основные черты и тенденции их развития. Данная пара категорий наиболее полно воплотила в себе единство бытия и сознания. В этих категориях отражаются как собственная природа вещей, их внешняя и внутренняя определенность, так н ступени их историческою и логического познания, т.е. разный уровень постижения глубины объекта. К медицине в полной мере относится выражение о том, что человеческое познание движется от явления к сущности, от сущности первого порядка — к сущности второго порядка и т.д. Следует отметить, что зачастую в реальном процессе познания вскрывается ошибочность тех или иных представлений человека о сущности вещей и явлений.
В медицине клиницист на каждом шагу встречается с такой проблемой, как внешние проявления болезни, жалобы больного и имеющиеся ланные объективного обследования, правильная интерпретация которых — один из аспектов понимания явления и сущности. Объективная симптоматика не всегда укладывается в субъективное представление врача о болезни, отдельные симптомы кажутся случайными, нетипичными.
Также не всегда обнаруживается тождество между данными различных методов инструментального обследования, Все это требует от врача не только умения выделять из многообразия имеющихся данных главное, наиболее существенное в симптоматике, но и способности учитывать елиничное, случайное в клинической картине заболевания. Специфика медицинской деятельности заключается также и в том, что она не исчерпывается только познанием. Медицина — глубоко земная наука, испытывающая на себе постоянное давление практических интересов люлей, и иногда врач вынужден помогать больному, ориентируясь на симптомы болезни, на оценки, а не на точное знание. Найденная эмпирическим путем закономерность также имеет обоснование, и положительный результат лечения — лучшее оправдание такого подхода.
По существу, вся народная медицина была построена на эмпирическом использовании лекарственных средств, которые оказывались эффективными в опрелеленных ситуациях. Среди актуальных проблем, возникающих в процессе развития биологических и медицинских наук, в последнее время много внимания уделяется экспершвекту и моделированмкь Одно нз важных различий между >кспсриментом и моделированием на живых организмах заключается в том„что в случае моделирования информацию, полученную на простых организмах, используют лля познания закономерностей жизнедеятель~юсти более сложных организмов.