Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 68
Текст из файла (страница 68)
С. 96. 2 Каин В Е., Рябркин А Г Истории и методология тологинеских наук. М., !9б7. С. 19К 2.5. Философские проблемы геологии 245 с необходимостью обращается к проблеме пространства и времени как к формам бытия движущейся материи. Под движущейся материей понимаются диалектические саморазвиваиипиеся системы, в основе которых лежит конкретная Форма движения ми гсрии как способ ее существования. Эта система состоит из специфическогоо вида материи и условий его существования. Вид материи есть магейэиальное образование, обладающее специфической формой отражения, адекватной способу его существования. Так, биологический вид материи — низшие и высшие организмы — соответственно обладают разлражимостью, возбудимостью и ощущением. Благодаря этим Формам отражения они могут включаться в цепи питания в такой саморазвиваюпюйся системе, как биогеоценоз.
А социальный вид материи — люди— палелены сознанием, без которого не может существовать процесс материального производства. Условия существования вида материи есть элементы среды, вовлеченные во взаимодействие с видом материи и преобразованные им. В биогеоценозе — это почвы, а в обществе — средства производства и все материальные вещи как условия жизни людей.
Таким образом, движущаяся материя есть саморазвивающиеся системы, способюм существования которых является конкретная форма движения материи, которая прелставляет собой противоречивое взаимодействие вида материи и условий его существования. Это взаимодействие и есть движение данной системы. Его сущность заключается в производстве и воспроизводстве всего содержания саморазвивающейся системы.
Какую же роль в такой саморазвивающейся системе играют пространство и времяу Начиная с Лейбница под пространством стали понимать взаимное расположение тел. Но движение еше рассматривалось как механическое перемещение, а не причина вещей. В работах Энгельса пространство и время стали связываться с движением. Существовать и пространстве, по Энгельсу, значит «находиться друг подле друга».
Это определение пространства уже отличается от его понимания, как просто взаимного расположения тел, так как подчеркивается их существование. А это есть их взаимодействие, причина их возникновения и основа их существования. Однако и у Энгельса еще нет решения проблемы пространства, но предложена принципиально новая методология изучения этой формы бытия. Дело в том, что взаимное расположение тел, связанных взаимодействием как процессом, их порождающим, является лишь внешним выражением действительных связей, обусловливающих их существование.
Так, например, в лесном биогеоценозе взаимное расположение тел, входящих в его содержание, еше не раскрывает нам тех трофических связей или цепей питания, благодаря которым производятся и воспроизводятся и организмы, и почвы, и другие условия существования живых организмов. Эти закономерные, а значит, повторяющиеся связи и есть биологическое пространство биогсоценоза. Его (простран- 2. Философские проблемы естествознания ства) свойства определяются биологическим обменом вешеств в биогео ценозе. Чередование состояний биогеоценоза, а значит, чередование его пространственных связей, их смена есть биологическое время. Энгельс так и определял время как следование одного после другого.
В определении пространства и времени Энгельсом через сушествование содержится еше олин важный методологический принцип. Существо-' вание, т.е. движение, проявляется как конкретные формы движения. А это значит, что с каждой конкретной формой движения связаны конкретные формы пространства и времени. Во времена Энгельса естествознание еше не располагало необходимым научным материалом для подобного методологического анализа проблемы пространства и времени, Поэтому Энгельс не довел данную проблему до ее логического завершения. В.И. Вернадский одним из первых обратил внимание на необходимость вьщелять время различных цо сущности процессов и явлений. Он пользуется понятием «геологическое время» для обозначения возраста тех нли иных геологических образований или лля обозначения длительности геологических процессов.
Так, наряду с геологическим временем он выделяет биологическое время и историческое время. Первая часть его книги «Размышления натуралиста» имеет подзаголовок «Пространство и время в неживой и живой природе». В сушности, Вернадским был сделан новый шаг к пониманию пространства и времени как форм бытия движушейся материи. «Пространство — это не какая-либо субстанция или вешь, — пишет . И.В. Круть, — а отношения сосушествуюших вешей (в том числе физи- .' ческих полей) и их элементов (тоже вещей). Вернадскому это было хорошо известно — поэтому он правомерно одним из первых ввел понятия о, биологическом и геологическом пространствах как специфических от- ~ ношениях соответствующих естественных тел»'.
Однако Вернадский под пространством понимал объем того или иного ' природного тела. «Мы изучаем проявления пространства планетного,— писал Вернадский, — только изучая земные или, как их называют, естественные тела и естественные явления. Мы их можем изучать с пространственной точки зрения, только исхоля из их симметрии». Далее он отмечал: «Наша планета в конце концов пространственно чрезвычайно разнородна, но эта разнородность может быль сведена к разным планетным физико- химическим пространствам.
Физико-химическое пространство почвы совсем иное, чем физико-химическое пространство минерата или горной породы или водного растворах. Он выделял несколько однородных состояний пространства, «отвечаюших состояниям материи на нашей планете»: «твердое (монокрнсталлы, аморфные, мезоморфные тела), жидкое, газообразное, глубинно-планетное состояние, физический вакуум». Вернад- 1 Лруьть ег.л Уровни геологических объектов и геологическое пространство.
Вопросы метолологии в геоаогических науках. Киев, ! 977. С. 159 2.5. Философские проблемы геологии 247 с кий отмечал, что «планетное пространство неоднородно и разнообразно». Ъо проявляется в том, что «твердые тела в однородном состоянии не достигают больших обьемов и в больших массах являются зернистыми, песчаными и т.п. Газообразные занимают все пространства сплошь до конца в ниде однородной массы и могут переходить в физический вакуум»1. Дальнейшее изучение проблемы геологического пространства и времени в отечественной литературе шло в русле методологических принципов, 1ищ которыми работал Энгельс, при этом использовался богатый материал, содержащийся в работах Вернадского. Начиная с Кедрова разрабатывается идея геологической формы движения.
Многие авторы понимают пад щологической формой движения материи процессы образования минералов и горных пород и процессы тектоморфогенеза, которые не сводимы к химическим и физическим процессам. Более того, как отмечала Куражковская, геологическая форма движения материи сама создает условия своего существования и развития, что обусловливает ее несволимость к низшим формам движения. «Итак, магмогенез, гидроатмогенез, метамор11югенез, гипергенез, седиментогенез, — пишет Апродов, — представляют собой последовательно возникшие исторические фазы геологического развития вещества земной коры.
Тектогенез и морфогенез сопровождали и частично направляли каждый из этих процессов, качественно видоизменяясь на любом новом этапе», Он считал, что существует несколько геологических форм движения материи и каждой из них «соответствует определенная организация этой материи». «Геологическим формам движения материи соответствуют специфические формы ее организации в виде возникновения и развития своеобразных геологических аппаратов — м но гочленов.
Они представляют собой развивающиеся в земной коре относительно устойчивые во времени совокупности геологических тел, связанных единством соответствующей геологической формы движения материи. Эти геологические многочлены разного типа слагают всю земную кору, переплетаясь друг с другом, пронизывая друг друга»2. Так совокупность глубинных, субвулканических и вулканических очагов связана между собой питающими их магматическими каналами.
В пределах систем этих очагов развивается магмогенез. «Для гидроатмогенеза многочленами являются сложные системы подземных вод земной коры. — пишет Апродов, — как нисходящих, так и восходящих. В пределах каждой тектонической структуры возникает и развивается свой геологический аппарат подземных вод»3. (В этой связи можно высказать следующее предположение. Видимо, система подземных вод земной коры, объекты которой не формируются во ' Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. С. 1бб — 1б7.
2 Аародов В.А. Классификация наук о Земле в связи с измененными формами лвижения материи // Жизнь Земли. МГУ, ! Об1. 1«е 1. С. 30, 33. 3 Замле. С. 33. 248 2 Философские проблемы естествознания взаимодействии с нижней частью атмосферы — тропосферой, прелставляют собой, как и верхняя атмосфера, геологическую сферу — гидросферу как объект геологического изучения.
А верхние части гидросферы преобразуются географическим тепловлагообменом с тропосферой в географические образования — моря, океаны, озера, реки, покровные оледенения, ледники, снежники и т.д. Подобно объектам тропосферы, которые являются частью атмосферы, преобразованной географической формой движения материи, они представляют собой верхние части гидросферы, преобразованные в географические явления все тем же географическим тепловлагообменом с тропосферой.
Выделение этой географической части гидросферы имеет большое методологическое значение для более глубокого понимания соотношения геологии и физической географии.) Далее Апродов отмечает: «Вокруг каждого многочлена и внутри его устанавливается геологический круговорот вещества, который поддерживает и питает этот "геологический организм", развивающийся с течением геологического времени»'. Эти рассуждения полностью соответствуют представлениям о биологическом круговороте вегцества в биогеоценозе и о трофических цепях, т.е.
закономерных связях между его элементами, которые обусловливают их производство и воспроизводство на основе биологического обмена веществ. Это также напоминает совокупность отраслей производства в обществе, где пространственные связи между отдельными отраслями производства обусловливают производство и воспроизводство всего содержания человеческого общества. По-видимому, Апродов был первым, кто так близко подошел к решению проблемы геологического пространства. «Таким образом, земная кора представляет собой тесное переплетение разнообразных геологических аппаратов, необходимо обусловливающих сушествование и развитие друг друга в их диалектическом единстве»2.
Геологическое время необходимо связывать с той геологической системой, в основе которой лежит геологическая форма движения материи, Пространство первично по отношению ко времени. Именно изменения геологического пространства дают нам представления об этапах развития геологической системы. «С большим геологическим циклом трююформации вещества и энергии, — отмечает Куражковскаи. — связаны периоды необратимого качественного изменения в системе во времени»3. Если рассуждения В.И. Вернадского о геологическом и биологическом пространстве и времени дополнить современными представлениями о геологической форме движения материи как способе сушествова- ' Аллодов ВА Классификапия наук о Земле в связи с изиененными формами лаияссния материи.