Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 163
Текст из файла (страница 163)
Стремясь, как и Хайдеггер, «дать слово языку как языку» и опираясь на идеи Гумбольдта, Гадамер размышляет о том, что язык для человека не просто «оснастка», на нем основано и в нем выражается то, что есть мир. Присутствие этого мира, его тут-бытие есть бытие языковое. Язык не обладает самостоятельным бытием по отношению к этому миру, но подлинное бытие языка состоит именно в том, что в нем выражается мир. «...Исконная человечность языка означает вместе с тем исконно языковой характер человеческого бытия-в-мире»1, Ученый приходит к выводу, что язык не является продуктом рефлектируюшего мышления, языковой характер нашего опыта мира предшествует всему, что мы познаем и высказываем в качестве суШего, и то, что является предметом познания и высказывания, всегда уже окружено «мировым горизонтом языкам Очевидно, что эти идеи герменевтики в соотношении с различными концепциями языка должны лечь в основания современной гуманитарной эпистемологии, философии познания в целом.
Именно Гадамером подмечено, что язык не является инструментом, орудием, которое можно применять или не применять (быть временно как бы безъязыким) в зависимости от потребности. В действительности мы «всегда охвачены языком», не существуем без него, если даже молчим, не говорим, «в языке мы обычно так же дома, как и в мирем Гадамер определил три основные характеристики язьпса, которые не учитываются в полной мере при когнитивных оценках языка. Прежде всего — это «реальное самозабвение язык໠— удивительное свойство, проявлявшееся в том, что все «параметры» языка — структура, грамматика, синтаксис и другие не осознаются в живом языке, и можно даже выявить 1 Г«банер Х.Г. Истина и метод.
Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 513. 530 4. Философские проблемы сопиально-туманитарных наук зависимость: чем язык более живой, тем он менее осознается, как бы прячется за тем, «что им сказывается». Нужны специальные усилия для выделения лингвистических характеристик, что возможно лишь при отстраненном, абстрактном отношении к языку или необходимо при изучении чужого языка. Если это учесть, то роль языка в познании должна рассматриваться не только в плане когнитивных и коммуникативных возможностей морфологии, семантики, словарного и категориального содержания языка, письменного текста, но и с учетом тех явно не обозначенных представлений о мире (картины мира), традиций культуры, менталитета говорящих и мыслящих на этом языке, которые проявляют в самом говорении как живом знании и общении, т.е. в реальной жизни языка и человека в нем.
И тогда на первое место выходят не только формально и достаточно жестко организованные свойства и параметры языка, но и его неопределенные, стихийные, подразумеваемые и неявные смыслы и значения, что так важно для гуманитарного знания. Само отношение к четкости и нечеткости в языке существенно меняется. Вторая характеристика языка, выделяемая Гадамером, — «безличность» — означает, что говорение не относится к сфере «я», но к сфере «мы» и формы протекания разговора (диалога) можно описать понятием игры, «игры речей и ответовлк Эта особенность языка также значима для понимания его миссии в познании, поскольку помогает уловить духовную реальность языка в единстве с виртуальными феноменами познания — новой реальностью, возникающей в диалоге, а также в скрытых смыслах текстов, обнаруживающихся на границе двух сознаний — автора и читателя.
Язык как говорение — сфера «мы» — позволяет познавать еще одну особенность. Это не само слово, но «гон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, — короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть написано»'. Третье качество, по Гадамеру, — универсальность языка как универсальность разума, с которой «шагает в ногу» умение говорить; сам разговор «обладает внутренней бесконечностью», его «обрыв» сохраняет возможность возобновления бесконечного диалога, в пространстве которого находятся все вопросы и ответы. Он иллюстрирует это положение конкретным примером — опытом перевода и переводчика, который «должен отвоевать внутри себя бесконечное пространство говорения, которое соответствует сказанному на чужом языке»г.
Эти положения герменевтики в понимании языка и бытия человека представляются определяющими в философии языка, той ее части, которая обращена к социальному и гуманитарному знанию. Познание осуществляется только внутри «человечески-языкового видения мира», 1 Ницше Ф. Злая мудрость.
Афоризмы и изречения г" ,Сочс В 2 к М., 1990. Т. 1. С. 751. 1 Радамер Х Г, человек и язык гг' От Я к ДРУГОМУ. Минск, 1997. С. 140. 581 4.! 4. Философские проблемы специальных кахх мир — целое, с которым соотносится наш опыт, схематизированный с помощью языка. Но признание этого не означает замкнутость познающего в одном языковом мире, исключающем все другие перспективы.
Мы всегда можем выйти в иные миры-языки, преодолеть предрассудки и границы нашего прежнего опыта мира, прн этом не покидая н не отрицая собственное языковое мировидение, а лишь расширяя его, дополняя другими «картинами», В свою очередь, аналитическое исследование языка как средства общения, логический анализ языка, построение его синтаксиса, различение языка-объекта и метаязыка, идеи языковой терапии (Б.
Рассел) и языковых игр (Л. Витгенштейн), анализ языковой структуры науки и природы обыденного языка (Д. Райл, П. Стросон), разработка теории речевых актов, где языковые выражения понимаются как действия (Д. Остин), обращение к лингвистике текста и анализу дискурса — это и многое другое не только существенно преобразовало предмет и методы лингвистики, но и вывело философию языка на принципиально иной уровень. В этом случае можно говорить о более строгом употреблении понятия «философия языка» как философской дисциплины, развивающей систематическую теорию значения, лингвистический анализ, употребление языковых выражений, выявляющей «глубинную логическую структуру языка в отличие от грамматики. Вопросы для самопроверки 1.
Что С.С. Аверинцев считал главным лля филологических дисциплин? 2. Каковы основные особенности формирования абстракций в филологических науках? 3. Какова природа абстракций в древнерусской литературе по Д.С. Лихачеву? 4, Особенности природы абстракций я нх создания в античных гуманитарных текстах по С.С.
Аверинцеву. 5. Каковы эпистемологические особенности абстракций н теории в современном литературоведении? б. Какую роль играла герменевтика в развитии филологии н литературоведения? 7, В чем суть герменевтнческого подхода к языку? 8. Значение идей структурализма н постструктурализма для современной Филологии. 9.
В чем состоит сущность н новизна когннтнвного литературоведения? Ю, Какие направления в изучении языка скрываются за понятием «философия языка»? 11. Охарактеризуйте две основные линии в философии языка: аналитическую и экзистенциально-герменевтяческую. 12. Проанализируйте ФилосоФские проблемы языка на примере разработки «семантнческого метаязыка» А. Вежбицкой.
582 4. Философские проблемы свивал»но-»уманитарпых наук 13. Какие идеи В. Гумбольдта особенно значимы для философии языка? 14. Каково значение идей Х.Г Гадамера в развитии философии языка? 15. Возможно ли рассматривать язык как «картину мира»? В чем ее особенности? 16. Проанализируйте три основные характеристики языка по Гадамеру. Темы рефератов 1. Герменевтика как теория интерпретации. Позиции Гадамера и Хирша. 2.
Влияние филологии и лингвистики на развитие современной философии. 3. Позиции литературоведения в контексте когнитивных наук. 4. Эпистемологические проблемы и особенности литературоведения как теории. 5. Постструктуралистские концепции в современном литературоведении: критико-конструктивный анализ. 6. Становление теории и развитие абстракций в концепциях древнерусской литературы. 7, Аналитические концепции философии языка (Г Райл, П. Стросон, Д.
Остин). 8. Философские смыслы концепций универсального языка (Р Декарт, Г Лейбниц, А. Вежбицкая). 9. Герменевтические идеи в трудах В. Гумбольдта о языке. 10. Оценка М. Хайдеггером концепции языка, разработанной В. Гумбольдтом. ! 1. «Реальное самозабвение языка» (Х.Г Гадамер): философское объяснение феномена. 12.
«Гумбольдтовский путь к языку берет курс на человека, ведет через язык и сквозь него к иному». 13. Х.Г Гадамер о природе языка в «Истине и методе», ! 4. Современная деятельностная концепция в эпистемологии и деятельностное понимание языка В. Гумбольдтом.