Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 158
Текст из файла (страница 158)
Нарастание роли знания в обществе стало характеризоваться термином «общество знания». В этом обществе отсутствие необходимого знания является фактором риска. Производство знания, причем знания как научного, так вненаучного, является условием существования общества. В Х1Х в. социально-гуманитарное знание обрело дисциплинарную структуру, с которой мы имеем дело по сей день.
Получение объективных знаний о социальной реальности стало дисциплинарно организованным путем разделения сфер общества и изучающих их дисциплин. Решающую роль в разделении сфер общества и изучающих их дисциплин сыграл либеральный принцип, отделивший государство от экономики и вьщеливший экономику политику, культуру и социальную сферы и изучающие их дисциплины. Анализируя историю социально-гуманитарных дисциплин, известный американский социолог И. Валлерстайн показал, что история разделения социально-гуманитарных наук также тесно связана с деятельностью университетов. Первой социальной наукой, выделившейся как дисциплина, была история.
Одновременно с этим развивалась философия. Затем появляются либеральная политэкономия и либеральные экономические теории второй половины Х!Х в. Экономическое поведение выводится из универсальной индивидуальной психологии — стремления к максимуму достижений и самоудовлетворений. Это положение адекватно сложившейся на Западе ситуации в сфере экономических мотиваций. На почве отделения государства от экономики и его обособленности от общества, развивающего себя как гражданское, появляется блок дисциплин, изучающих государство и право, политическая наука, а также социология как наука о социальной сфере общества, культурология— наука о культуре как сфере общества.
Среди этих наук исторически выделяется в качестве лидера определенная научная дисциплина. С момента формирования данной системы 562 4. Философские проблемы социально-гуманитарных наук социально-гуманитарных наук на место лидирующих дисциплин поочередно выходили история, социология, экономика, политическая наука. Часто происходит перехват лидерства, особенно в условиях быстрых социальных изменений. Так, в посткоммунистической России в практическом плане стали лидировать такие дисциплины, как экономика и юридическая наука (самые большие конкурсы в университетах, самые престижные профессии), тогда как прежде эти дисциплины были менее всего популярны.
В теоретическом плане лидерство экономики н политической науки столкнулось с определенными трудностями: экономическое и политическое поведение оказалось социально-культурно нагружено, обусловлено. Быстрые социальные трансформации в мире— глобализация, появление новых угроз, в частности терроризма, — выдвинули на лидирующую позицию культурологию, способную проследить роль факторов культуры в социальных трансформациях. Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук, на первый взгляд представляющаяся вечной, является в действительности результатом сложившихся социальных условий реализации либерального проекта в западном обществе, при котором обосабливаются его различные сферы.
В настоящее время возрастает междисциплинарность, состоящая прежде всего в том, что почти любая проблема социально-гуманитарных наук решается посредством привлечения методов не одной, а нескольких социально-гуманитарных наук и не путем обособления в своей сфере, а посредством анализа ее места в обгцестве в целом. Ориентация на целостность анализа, на междисциплинарность, на постнеклассичиость истины, предполагающую смену ракурсов интерпретации, на одновременное взаимокорректирующее применение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ создает предпосылки для активного участия ученых в экспертизах социальных проектов и программ.
Необходимы независимые научные экспертизы, ориентированные на выявление рисков принимаемых решений и проектов, на усиление взаимодействия властных, управляющих и знаниевых факторов. В целом социально-гуманитарные науки могут играть значительную роль в преобразовании общества. Так, немецкое послевоенное <чудо»вЂ” следствие применения идей немецких экономистов-ордолибералов, японское послевоенное «чудо» вЂ” следствие реализации проекта японских социологов. Идеи английского социолога Э. Гидденса и немецкого философа Ю. Хабермаса подготовили политику новых лейбористов в Англии и Г Шредера в Германии.
В <обществах знания» экспертные оценки ученых должны прогнозировать риски и пути их уменьшения. В этом состоит значение опережающих социальных исследований. Для предотвращения техногенных, политических и других рисков социальные инновации должны предшествовать технологическим, политическим и пр. 563 4.13. «Общество знания». Диспиллинврна«структура и роль... Вопросы для самопроверки 1. В чем отличие социально-гуманитарного знания от естественных и технических наук? 2.
Каково соотношение объекта, предмета и субъекта социально-гуманитарных наук? 3. Определите сходство и различие научного и вненаучного социально-гуманитарного знания. 4. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научность в социально-гуманитарных науках. 5. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. 6. Критерии разделения социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные. 7.
Обьяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках. 8. Жизнь как предмет изучения социально-гуманитарных наук. 9. Эмпирический субъект и категории жизни. 10. Вера и достоверность в познании. 11. Познание времени и время в познании. Темы рефератов !. Проблема генезиса социально-гуманитарного научного знания и его дисциплинарная структура. 2. Научное и вненаучное социальное знание. 3. Социально-гуманитарное знание в контексте разделения классического, неклассического и постнеклассического типа научности.
4. Метод объяснения в социальных науках. 5. Проблема понимания в гуманитарных науках. 6. Натуралистическая программа: общенаучное значение и применение в социальных науках. 7. Антинатуралистическая исследовательская программа: общенаучное значение и применение в гуманитарных науках. 8. Эмпирический объект и категории жизни. 9. Язык философии познания как «опыт мира» и «горизонт онтологиик 10. Вера, достоверность и истинность в социально-гуманитарном понимании, Литература Вебер М. Избранные произведения.
М., ! 990. Гадальер Х Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. Гемлель КГ. Логика объяснения. М., 1998. Косарева ПА. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. Хун Т. Структура научных революций. М., 1975. Пекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. Микешина ПА.
Философия познания. М., 2002. . Микешина ПА. Философские науки: Учебное пособие. М., 2005. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1988. 564 4. Философские проблемы социально-туманитарнмх наук Социал ьныс знания и социальные изменения гг Отн. рсд. В Г Федотова. М., 2001. Степин В.С. Теоретическое знание, М., 2000.
4.14. Философские проблемы специальных наук 4 14.1. Философские и методологические проблемы филологических дисциплин Рассмотренные ранее фундаментальные черты социально-гуманитарных наук в полной мере представлены в филологии как совокупности, «содружестве гуманитарных дисциплин — языкознания, литературоведения, текстологии, источниковедения, палеографии и др., изучающих духовную культуру человечества черсз языковой и стилистический анализ письменных текстов». Это определение С.С. Аверинцева в энциклопедии «Русский язык» (1979) достаточно широко и синкретично отражает такую особенность, как существование множества наук вокруг языка и текста, во многом сходных по особенностям своей методологии и эпистемологии.
К этим общим особенностям можно отнести отмеченное еще в Х)Х в. немецким ученым А. Беком понимание филологии как «познания познанного», «реконструкции прошлых человеческих культур», произведений человеческого духа. Тем самым фиксируется момент историчности, производности от изучаемых текстов, которые для филологических наук, как и для всего гуманитарного знания в целом, выступают первичной реальностью. Главное для филологических дисциплин, по выражению Аверинцева, — «служба при тексте», рефлексия нал словом и речью, которая не только конкретна и точна, но одновременно и универсальна, «вбирает в себя всю ширину и глубину человеческого бытия».
За эту глубину и объемность знания назначена непомерно высокая плата — невозможность формализации и применения математики, разве что в отдельных частных областях, Человеческие смыслы здесь присутствуют во всем как интуиция, житейская мудрость, здравый смысл, знание многих людей, без чего невозможно искусство понимания как основы «познания познанного», всего сказанного и написанного.
Как найти способ понимать другого, его культуру, эпоху, тексты, не «исчисляя» его, но и не приписывая ему своего видения и понимания; как описать этот способ, в каких терминах и формах, и что будет представлять собой результат — теоретическое знание? В какой степени зти способы и формы носят логико-методологический характер, каков характер определений, употребляемых в филологии? Ответы на эги вопросы требуют обрашения к конкретным 565 4. 14. Философские проблемы спепиальнык наук исследованиям, например к такому базовому вопросу, как характер абстракций и особенности их формирования.
Исследования этой проблемы, осуществленные, в частности, литературоведами и историками литературы, показывают, что процесс создания абстракций в этой области зависел в целом от двух главных факторов духовной жизни общества и культуры. Первый фактор — представлены ли рациональные, логические каноны, например определенная «техника дефиниций», или господствуют чисто умозрительные, описательные, наглядно-эмоциональные идеалы построения текста. Второй фактор— сформировалась ли уже литературная теория, либо ее начала, например требования введения терминов и правила их определения, или такая теория отсутствует. Рассмотрим действие этих факторов на исследованиях, проведенных Д.С.
Лихачевым и С.С. Аверинцевым. Анализ исследований по древнерусской литературе, осуществленный одним из ведущих специалистов в этой области — Лихачевым, позволяет увидеть вариант, в котором отсутствует литературная теория и представлен богатый арсенал различных способов абстрагирования, не пользующихся традиционным логическим методом обобщения от вида к роду.