2002 Программа с методическими рекомендациями (Киселёв В. Н.) (1184457), страница 21
Текст из файла (страница 21)
«Знание и власть». Вот что фиксируется взаключение этого исследования: «Теме взаимоотношений науки и власти в последние годы былопосвящено немало публикаций… В настоящей работе была предпринята попытка другого рода. Онасостояла в том, чтобы рассмотреть отношения власти как конститутивный элемент нормального хода1В свете этого, каким образом возможно более приемлемое, по сравнениюс тем, что у нас до сих пор было и классической европейской культурнойтрадицией, существование философии в самый ближайший историческийпериод в России?Закончились торжественные мероприятия посвященные «60-летиювосстановленияФилософскогофакультетавстенахМосковского1университета» .
Были преподнесены подарки юбиляру по этому случаю. Ноизвестно, лучший подарок – это самому имениннику отметить праздниккакими-то своими более значимыми достижениями. Что могло быть дляфилософского факультета таким автоподарком?Во-первых объединить под началом философского факультета всеразбросанные по обширной и сложной структуре МГУ философские элементы.Придать этому объединению какую-то организационную форму икоординировать через нее функционирование философии в МГУ2 и вопределенной степени в целом в российской культуре. И это обязательнонужно, чтобы самим решать свою судьбу, а не полностью зависеть как сегодня,от некомпетентных чиновников от политики и культуры.А во-вторых, философскому факультету, безусловно, необходима«Логика» (логика с большой буквы).
Почему логика? Ответом на этот вопросисследовательской деятельности в науке модерна… (П)озволительно все-таки решиться утверждать,что выдвигаемое здесь объяснение проблем, которые ранее рассматривались как чистогносеологические, сквозь призму отношений власти, в состоянии открыть новые грани того, какразвивается и функционирует наука. Дело в том, что в современной философской литературепреобладают исследования роли метафизических, культурных, религиозных факторов в развитиинауки; они сосредоточены на исследовании интеллектуальных влияний. Поэтому представляетсяпринципиально важным, чтобы такие исследования были дополнены изучением воздействияфакторов иного порядка, чтобы не создавалось впечатления, что наука – это предприятие,существующее только в сфере духа и культурных традиций… (З)десь была предпринята попыткапоказать, что структура отношений власти и подчинения может не только тормозить или ускорятьразвитие науки, но и влиять на ее методологические ориентиры и нормативы.
Понятно, что через этинормативы социальные факторы оказывают опосредованное воздействие и на содержательныеаспекты научного знания… (У)ченые выслушивают и фиксируют «голос самой природы», толькоучаствуя в известных, исторически определенных формах социальной организации. Эти формы длятого и существуют. Они были бы отброшены, если бы совершенно не выполняли названнуюфункцию.
Однако то, как ученые улавливают «голос самой природы», как они его понимают и вкаких формах выражают услышанное, - все это осуществляется только на основе определенныхсоциальных структур и пронизано ими» (Сокулер З.С. Знание и власть: наука в обществе модерна. –СПб.,2001. - С. 227-231).1Точно так же, как «Татьянин день», день рождения Московского университета, как прародителясистемы высшего образования, отмечается всей страной, всеми студентами и преподавателями, ифилософский факультет МГУ является конституирующим элементом профессиональной философиив России - и непростые вехи его истории есть знаменательные даты для всех отечественныхфилософов.2На базе этого надо обязательно создать на уровне ректората МГУ структуру, курирующуюобщеобразовательную подготовку в университете (голос философии в этой структуре должен бытьрешающим: это должно быть что-то наподобие философского факультета - факультета семисвободных искусств - в классическом европейском университете), чтобы уравновесить определенныйпроизвол со стороны факультетов в отношении к общеобразовательным дисциплинам и следить затем, чтобы сами эти общеобразовательные дисциплины совместно работали над повышениемкачества общеобразовательной подготовки студентов.является сама история европейской философии и европейской культуры вцелом.
Схематично роль логики можно представить так.Для европейской философии. 1) При генезисе философии. Философия –критическое отношение к любому высказанному мнению и приговору, ищущаяпуть к истине через рассмотрение противоречащих друг другу представлений.Философы начинают наблюдать свою собственную деятельность попостроению образов действительности, сам процесс осознания фактов, окоторых возник спор - предметом рассмотрения оказывается все те общиепредставления и понятия, на которые опираются сталкивающиеся мнения.Значит, философия является одновременно не только мышлением «о внешнеммире», но и «мышление о самом мышлении» (исследование природы самихпонятий).
Мыслить и поступать сообразно природе вещей – в этом заключаетсявся мудрость первых философско-теоретических концепций. Мудрость,соединенная с пониманием, что делать это вовсе не так-то легко и просто, чтомышление и размышление требуют от человека и умения, и воли, и мужестваглядеть в лицо правде, какой бы неутешительной она ему ни казалась.2) В дальнейшей истории европейской философии (телеграфно): элейскаяшкола – «истинное познание связывается только с умозрительнойдеятельностью (мышлением)»; софисты (Протагор) – «человек - мера всехвещей (содержание нашего мышления является такой мерой)»; Сократ –«сущность вещей содержится в сознании, мысли»; Платон – «идеи сутьспецифические объекты усмотрения ума, пребывающие в особом,запредельном, надприродном мире (мире идей), поэтому познание представляетсобой созерцание умом идей в этом особом «умном» мире, только душа«забывает» виденное в потустороннем мире (мире идей), и для того, чтобы«вспомнить», нужны подсказки знающего мудреца либо достаточно сложныелогические операции, а не само по себе наличие единичного предмета или ихсовокупности»; Аристотель – «логика – орудие (органон) всякого научногопознания в том числе и метафизики»; средневековье – «золотой век» логики;Декарт – «основой, фундаментом любой науки является мышление (Cogito ergosum)»; Лейбниц – «нет ничего в идеях, разуме того, что предварительно небыло бы в ощущениях, кроме самого разума»; Кант – «критика (установлениесредств и границ) априорных форм познания – основа философии»; Гегель –«расширение Логики до метафизики: метафизика и логика – это одно и тоже».Следовательно, Логика как наука о мышлении (не только его формы, а все безостатка его аспекты) является сердцевиной классической европейскойфилософии, в этом статусе «соперница» у нее только метафизика (на самомделе, соперничества никакого нет, они «две стороны одной медали» философии).3) Сегодня.
С наступлением «позитивного века» философия раздала весьсвой предметный скарб частным наукам, но осталась у нее логикогносиологическая проблематика, а по другому - мышление1. Все попытки со«Метафизика есть догматическая часть теоретической философии, которой в логическом порядкепредшествует часть критическая – учение о познании, или теория познания (до XVIII в. всягносеологическая проблематика входила в логику – К.В.). В историческом порядке, напротив, вопрос1стороны частных наук (современной психологии, символической логики,кибернетики, языкознания, когнитивных наук и др.) исследовать самомышление на сегодняшний день не удались и в будущем бесперспективны из-заосознанного принципиального, идущего от установок эмпирическипозитивистской философии нежелания рассматривать метафизическуюсущность мышления1. Сегодня в общем разделении труда в культуре междуразличными ее частями философия является хранительницей образцовнаивысших достижений теоретической деятельности (в виде метафизическихсистем) и хранительницей навыков и средств этой деятельности (Логики – сбольшой буквы).
Но пока это хранение происходит не в виде живойфункционирующей традиции «учитель-ученик», а только в форме историифилософии, «пылящихся на полках истории культуры философских текстов ифолиантов», самый яркий пример этому, нынешнее состояние метафизики илогики.Для европейской культуры в целом. 1) При генезисе европейскойкультуры. На эмпирическом уровне европейская культура отличается от другихее философией и наукой. Философию и науку в европейской культуре рождаетострая и настоятельная потребность рационально разобраться в острейшихпроблемах, ставших перед обществом. Против старой «правды» религиозноймифологии первые философы выставляют новую – «неприкрашенную инеподмазанную» – трезвую правду рождающегося мира ежедневной иежечасной взаимной борьбы людей, мира вражды и раздора, где несвято ничтотрадиционное, где старые боги так же бессильны, как и заповеди жизни, имипредписанные.
Выступая впервые на арене общественной жизни, философиябыла занята вовсе не построением логически продуманных систем понимания«мира в целом», а разрушением традиционного мировоззрения, несоответствовавшего более радикально менявшемуся образу жизни,критическим переосмыслением и преобразованием того духовного материала,который был оставлен людям в наследство предшествующим развитием.Поэтому философия выступает сначала вовсе не как особая наука, четковыделяющая предмет своего исследования, а как «любовь к мудрости» или«мудрость вообще», - она рассматривает все, что попадет в поле зрениямыслящего существа. «Философию можно предварительно определить вообщекак мыслящее рассмотрение предметов»2.
Неудивительно, что «философия» ссамого начала включала в себя все немногочисленные зародыши научногопознания и помогала им развиваться в своем лоне, стараясь освободить их ото первооснованиях всех вещей возникает ранее вопроса о познании, и метафизика предваряетгносеологию. Хотя всем метафизическим системам, кроме материализма, присущ критическийэлемент, но важное значение он получает лишь по мере развития философии, и только в новейшиевремена обособляется в виде самостоятельной философской дисциплины. С точки зренияфилософской вопрос о возможности метафизического познания связан с более широким вопросом овозможности достоверного познания вообще» (Соловьев В. Метафизика // Философский словарьВладимира Соловьева. – Ростов н/Д, 1997. - С.