Диссертация (1174348), страница 16
Текст из файла (страница 16)
В литературе существуют сведения о развитиикровоизлияний в головной мозг при ПЭ при несвоевременной диагностике PRES102и его переходе в ОНМК [28,121]. Это еще раз подчеркивает необходимостьсвоевременной диагностики PRES – на стадии обратимых изменений и МРТ какметода, помогающего в обнаружении данного патологического состоянияголовного мозга.У 8 пациенток по данным МРТ выявлены очаги сосудистого генеза: у 2 – вовремябеременностии2–впослеродовомпериоде.Хотяданныйрадиологический синдром не является специфичным для определенногозаболевания, чаще всего в литературе он описан как показатель длительноготечения АГ, особенно – при неадекватной ее терапии.
Проанализировав течениебеременности у 8 пациенток с очагами сосудистого генеза, было выявлено, что у 6до беременности отмечались периодические подъемы АД, однако пациенткирегулярно не наблюдались у кардиолога или терапевта и антигипертензивнуютерапию не получали, а у 2 ПЭ развилась в 32 недели и подъемы АД отмечалисьвплоть до родов в 39-40 недель. Указанное свидетельствует о возможностирассматривать очаги, выявленные при МРТ, как изменения сосудистого генеза, вбольшей мере связанные с длительно текущей АГ и неполной медикаментознойкоррекцией.На основании результатов МРТ, 3 беременные с PRES и 2 с очагамисосудистого генеза были родоразрешеныв экстренном порядке – внезависимости от выраженности остальных симптомов ПЭ, была скорректированатерапия у 10 пациенток, у которых в послеродовом периоде были выявленыизменения ГМ, связанные с АГ.У 19 (52,8%) пациенток изменения головного мозга по данным МРТобнаружены не были.
Вероятно, головная боль у них была по типу«гипертонического криза», так как САД на момент приступа головной боли усоставлял в этой группе 170-180 мм рт.ст., в то время как пациенткиадаптированы к значениям 110-115 мм рт.ст.Таким образом, головная боль у пациенток с ПЭ является грознымсимптомом и является дополнительным показанием к проведению МРТ головногомозга, как исследования, позволяющего объективно оценить его поражение. В103случае обнаружения изменений, связанных с АГ, во время беременности, следуетотказаться от ее дальнейшего пролонгирования.
В послеродовом периоде приобнаружении таких изменений следует скорректировать проводимую терапию.Фундаментальные исследования показали, что ПЭ ассоциируется ссистемным воспалительным ответом, эндотелиальной дисфункцией, дисбалансомангиогенных и антиангиогенных факторов, активацией системы комплемента иметаболическими нарушениями, пусковым механизмом которых являетсянеполноценная инвазия трофобласта, что приводит к сужению их просвета ипоследующему развитию плацентарной ишемии [77,195,].В последующемприсоединяется реакция материнского организма, характеризующаяся системнымвоспалительным ответом и нарушением функционирования эндотелия [4].Дисфункцияэндотелиальныхклетокявляетсяключевымпатологическиммоментом, который приводит к полиорганной недостаточности [168].Большая часть современной медицинской литературы сосредоточена напроблеме окислительного стресса в патогенезе ПЭ, в особенности – в пораженииэндотелия [16,87,110].
В связи с этим, особое внимание в нашей работе былоуделено оценке окислительного стресса у пациенток с тяжелой ПЭ. Сиспользованием новой хемилюминесцентной методики, описанной в главе 2, былпроведен анализ 40 образцов плазмы крови, взятых у пациенток, поступивших вОРИТ с тяжелой ПЭ. Одновременно с помощью данной методики былиобследованы 40 пациенток с физиологически протекающей беременностью,которые составили контрольную группу.Пациентки с ПЭ и неосложненным течением беременности былисопоставимы по возрасту и сроку беременности на момент взятия биоматериала.Из симптомов ПЭ у пациенток основной группы были отмечены АГ,протеинурия, отеки, тромбоцитопения. Уровень АД составил: 140-159/100 – у 25(62,5%), 160-180/100-100 – у 15 (37,5%); протеинурия умеренная – 30 (75%),массивная – 5 (12,5%), а у 5 (12,5%) – не отмечена; отеки ног, кистей и переднейбрюшной стенки – у 22 (55%); тромбоцитопения (110-150 *109 /л) – у 17 (42,5%);по данным ультразвукового исследования плода и допплерометрии кровотоков в104маточно-плацентарномкомплексе,задержкаростаплодаIстепенидиагностирована у 4 (10%), умеренное маловодие – 11 (27,5%), нарушениекровотоков в маточных артериях и артерии пуповины – 17 (42,5%).
Тяжесть ПЭопределялась по совокупности ее симптомов с учетом наиболее измененногопараметра.Окислительный стресс является нарушением баланса между оксидантной иантиоксидантной системами организма, поэтому для его полномерной оценкитребуется описание обоих этих составляющих.
Существует ряд методик дляопределение АФК и активности антиоксидантных веществ в плазме крови [6].Особенностью нового подхода, который мы применили в нашем исследовании,является возможность в одном эксперименте получить показатели состоянияоксидантно-антиоксидантной системы плазмы крови.Согласно методике, описанной во второй главе, после добавления АБАП вкачествегенераторасвободныхрадикалов,вприсутствиилюминоларегистрировали свечение, имеющее постоянный уровень. После добавленияплазмы крови свечение прекращалось за счет нейтрализации радикалов ееантиоксидантами.
Соответственно, первый из определяемых аналитическихпоказателей отражает емкость сильной антиоксидантной фракции (мочеваякислота, билирубин, аскорбат) и в нашем исследовании его значения былидостоверно выше (p<0,05, по критерию χ²) у пациенток с тяжелой ПЭ посравнению с группой неосложненной беременности. Полученные результатымогут быть интерпретированы как подтверждение более высокого уровняоксидативного стресса у пациенток с ПЭ, в ответ на который и происходитмобилизация эндогенных антиоксидантов. Чувствительность данного методаоценки тяжести ПЭ по данным нашего исследования составила 94%.После полного расходования антиоксидантов свечение вновь нарастало идостигало нового стационарного уровня, по которому можно судить опрооксидантном действии белков плазмы крови в случае, если он превышаетпервый стационарный уровень до ее добавления.
В соответствии с этим, второйаналитический параметр отражает выраженность окислительной модификации105белков плазмы (альбумин, глобулины). Этот показатель достоверно ниже в группепациенток с ПЭ (p<0,05, по критерию χ²). Следуя гипотезе о высоком уровнеоксидативного стресса при ПЭ, мы ожидали увидеть повышение прооксидантнойактивности плазмы. Анализируя течение беременности у обследованныхпациенток с целью определения вероятной причины такого различия в уровнепрооксидантной активности белков плазмы, было выявлено, что у 28 (70%)пациенток с ПЭ была отмечена гипоальбуминемия, в то время, как у всехпациенток контрольной группы изменений лабораторных показателей выявленоне было. Вероятнее всего, столько низкая выраженность окислительноймодификации белков плазмы связана не с их качетвенным, а с количественнымизменением, обусловленное клиническим проявлением ПЭ – гипопротеинемией,и гипоальбуминемией в частности.Результаты, полученные в нашем исследовании, подтверждают данныелитературы о повышении уровня оксидативного стресса при ПЭ, который, какбыло показано в ряде исследований, играет одну из ведущих ролей в развитиисистемного эндотелиоза и полиорганной недостаточности.Исследования Cornelius D.C.
и соавторов показали ассоциацию между ПЭ иувеличениемуровняциркулирующихTH17,которыехарактеризуютсяпродуцированием и секрецией IL-17, провоспалительного цитокина, наиболееизвестного благодаря его способности к активации нейтрофилов. В свою очередь,активированные нейтрофилы продуцируют реактивные формы кислорода вкачестве защитных механизмов против внеклеточных патогенов, что в нормеотражает работу врожденного иммунитета [96].Нейтрофильный гранулоцит является одной из наиболее активных клеток,в числе первых отвечающей на воздействие повреждающих факторов. Кислородзависимая микробоцидность, проявляющаяся в результате активации НФ,реализуется за счет генерации спектра АФК [].Существует целый ряд методик для оценки функциональной активностиНФ в отношении выработки АФК, однако подавляющее большинство имеет рядсущественных недостатков. Например, HCT-тест и методики, основанные на106изменении оптической плотности индикаторов под действием клеточныхферментов, широко распространены и относительно просты в исполнении, однаконе дают возможности оценки динамики синтеза АФК клетками [113,149].Цитометрические же методы оценки кислородного метаболизма НФ требуютдорогостоящего оборудования и реактивов.Хемилюминисцентные методики оценки окислительного стресса активноиспользуются с 70-х годов XX века.
Поскольку интенсивность собственногосвечения НФ очень мала, широкое распространение получила методикаактивированной ХЛ, предложенной в начало 1970-х годов R.Allen и соавторами,которую можно использовать для исследования как цельной крови, так и чистыхклеточных популяций.В нашей работе был использован новый подход к ХЛ исследованиюфункциональной активности НФ в образце цельной крови двумя стимулами. Помнению авторов методики, такой алгоритм исследования позволяет достичьнаиболее высокой чувствительности и воспроизводимости анализа, нивелируявоздействие на НФ, связанное с выделением и хранением образцов крови.С помощью модифицированной методики люминол-активированной ХЛ,нами была проведена оценка функциональной активности нейтрофилов упациенток с ПЭ.