Диссертация (1174321), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Это согласуется с данными, полученными Дробижевым М.Ю. (2007) [32].Влияние других сосудистых патологий на приверженность к длительной терапиине имело достоверного статистического подтверждения. Возможно, полученныйрезультат можно объяснить следующим образом: на приверженность к лечениюоказывает воздействие не один конкретный сосудистый фактор риска, но ихсовокупность.Все пациенты с вредными привычками хуже соблюдали медицинскиерекомендации.Обнаруженакорреляционнаясвязьмеждуснижениемприверженности к длительной терапии и умеренным потреблением алкоголя(r=0,28; p <0,01).В группе больных, не соблюдающих врачебные назначения, достоверно чащенаблюдались атрофические изменения (χ2 = 3,68; p <0,05), выраженные стенозымагистральных артерий головного мозга (χ2 = 5,52; p <0,05), нарушение локальнойсократимости и снижение фракции выброса ЛЖ ( p <0,05).Не менее важной предпосылкой к формированию низкой приверженности клечению является наличие сосудистых заболеваний в сочетании с когнитивнымснижением.В нашем исследовании было выявлено, что доинсультныйкогнитивный дефицит разной степени выраженности имели 53,4% больных.
Приэтом большинство пациентов (71,9%) с доинсультным когнитивным дефицитом непридерживались врачебных рекомендаций, а приверженность к длительнойтерапии коррелировала со степенью тяжести доинсультного когнитивногоснижения. Связь между приверженностью к длительной терапии (до ОНМК) ипредшествующим инсульту когнитивным дефектом была статистически значимой(χ2 = 19,38; p <0,001). Чем более выраженные когнитивные расстройства имелипациенты еще до развития церебрального инсульта, тем хуже они соблюдалимедицинские рекомендации (r=-0,40; p <0,001).151Пациенты с когнитивным дефицитом нейродегенеративной этиологиидостоверно чаще имели низкую приверженность к длительному лечению (χ2 = 3,91;p <0,05).
Вероятно, это связано с тем, что для данной группы больных наиболеехарактерны расстройства запоминания.Приверженность к терапии также оценивалась через 6 месяцев послеинсульта. Из 56 повторно осмотренных пациентов 51,8% не придерживалисьврачебных назначений. 21,4% полностью соблюдали медицинские рекомендации,26,8% были недостаточно привержены к назначенному лечению. В дальнейшемпациенты были также, как и при первичном осмотре, разделены на 2 группы:приверженных (48,2%) и не приверженных к лечению (51,8%).
Стоит отметить, чтопосле перенесенного инсульта группа приверженных больных стала нескольковыше. Вероятно, данное перераспределение обусловлено тем, что инсульт являетсяодним из жизнеугрожающих состояний, которое заставляет больных лучшеследовать врачебным рекомендациям. Однако, группа не приверженных больныхосталась довольно высокой. Полученный результат можно связать с тем, чтомногие пациенты получали лекарственную терапию еще до инсульта и развитиеОНМК расширило список принимаемых препаратов.
Материальная нагрузка напациентов, многие из которых достигли пенсионного возраста может лежать воснове снижения приверженности терапии. Еще одной причиной такого высокогопроцента может быть наличие у большинства пациентов когнитивного снижения иувеличения числа больных с деменцией.Достоверного влияния возраста, несмотря на то, что приверженные пациентыбыли несколько младше, получено не было.
У пациентов, проживающих в семье исостоящих в браке приверженность к продолжительной терапии была выше. Посравнению с больными, которые не следовали медицинским рекомендациям,приверженные пациенты чаще проживали совместно с родственниками илиопекунами. Однако достоверных статистических различий получено не было.Среди-социально демографических параметров наибольшую значимость поли профессиональная занятость в течение жизни. Так, лица мужского пола,перенесшие ОНМК, достоверно хуже придерживались врачебных предписаний (χ2152= 7,21; p <0,01), а больные умственного труда лучше соблюдали медицинскиеназначения (χ2 = 3,90; p <0,05). Единого мнения в литературе по поводу влияниядвух этих факторов риска на приверженность к лечению нет.
Однако, интересно,что в отечественных исследованиях чаще встречается мужской пол, как факторриска низкой приверженности. Тогда как, во многих зарубежных работах,мужчины достоверно лучше придерживаются врачебных назначений. Вероятно,этообусловленосоциально-культурнымиразличиями,менталитетом,распространенностью вредных привычек.Лучшую приверженность к лечению у больных умственного труда можнообъяснить тем, что данная группа пациентов обладает более широкимиспособностями к изучению своего заболевания, осведомленностью о его тяжести ипоследствиях, к которым может привести отмена, смена или не регулярный приемлекарственного препарата.Среди всех сердечно-сосудистых факторов риска особую роль игралоналичие ХСН.
Пациенты с ХСН реже соблюдали рекомендации медицинскихспециалистов (χ2 = 6,12; p <0,05). При этом ряд работ таких авторов, как ДробижевМ.Ю. (2007), Hawkins L.A. (2012), Alosco M.L. (2012), Dodson J. A. (2013),подчеркивает снижение приверженности терапии у больных с ХСН и наличиемкогнитивной дисфункцииПациенты, имеющие такие вредные привычки, как курение, злоупотреблениеилиумеренноепотреблениеалкогольныхнапитковдостовернохужепридерживались медицинских рекомендаций (p <0,05).
Многим больным довольносложно отказаться от существовавших ранее вредных привычек в пользу здоровогообраза жизни. Так, прием алкоголя, а особенно злоупотребление спиртныминапитками, приводит к отказу или длительному перерыву в приеме лекарственныхсредств, что отрицательно сказывается на состоянии больного.Корреляционнойсвязимеждурезультатами,полученнымивходетестирования по опроснику Мориски-Грина и шкалам NIHSS и Бартель, полученоне было.153В отличие от доинсультной приверженности достоверной взаимосвязи междурезультатами, полученными по опроснику Мориски-Грина и наличием у пациентаатрофических изменений вещества головного мозга найдено не было.Средибольных,неследующихврачебнымрекомендациям,долянестенозирующего поражения БЦА была ниже, по сравнению с приверженнымибольными (44,8% и 66,7% соответственно).
Однако статистически достоверныхразличий в двух сравниваемых группах получено не было. Достоверно чащепациенты с гипертрофическими изменениями миокарда ЛЖ не придерживалисьврачебных назначений (χ2 = 4,66; p <0,05).Нарушение локальной сократимости и снижение фракции выброса ЛЖрегистрировалось у приверженных больных только в 14,3% случаев. Чащевышеуказанныепатологическиеизменениянаблюдалисьвгруппенеприверженных пациентов (28,6%), однако разница не было статистическидостоверной.При сравнении полученных результатов была обнаружена корреляционнаясвязь между степенью тяжести когнитивных расстройств по шкале MоСA иприверженностью к длительной терапии (r=0,49; p <0,001).
Приверженность кдлительной терапии коррелировала со степенью выраженности когнитивногодефицита по шкале FAB (r=0,39; p <0,001). Пациенты с нейродегенеративнымиПИКН хуже следовали врачебным рекомендациям (p=0,022; р<0.05).В нашем исследовании было доказано, что постинсультный когнитивныйдефицит достоверно влияет на приверженность терапии. Это связано с тем, что убольшинства больных после инсульта наблюдается нарушение исполнительныхфункций, внимания и памяти.
Одной из причин расстройства памяти может бытьналичиевысокойдолисмешанных(сосудисто-дегенеративных)формкогнитивного дефицита.По данным анкетирования всем больным был рекомендован постоянныйприемлекарственныхпрепаратов.Большинствобольныхсамостоятельноконтролировали прием лекарственных средств. При отсутствии самостоятельного154контроля надзор за приемом лекарственной терапии в основном осуществлялся спомощью трудоспособных или работающих лиц.60,7% больных принимали от 4 до 6 препаратов, в основном 2 раза в сутки.Большинство пациентов пропускали прием лекарственных средств.
Средифакторов, связанных с пациентом, наибольшее значение имела забывчивость(59,6%). Отсутствие материального благополучия (47,6%) стало основнымпредиктором низкойприверженностивгруппе социально-экономическихфакторов. Наибольшее значение среди факторов, связанных с врачом имедицинской системой в целом, получило отсутствие взаимопонимания междуврачом и пациентом (26,5%). Длительное или пожизненное лечение (41%), а такжепобочные эффекты от препарата (38,5%) были одними из самых важныхпредикторов развития низкой приверженности в группе факторов риска, связанныхс проводимой терапией. В группе, связанной с состоянием больных, снижениепознавательных функций составило самую высокую долю (45,5%).31(55,3%)больнойсчиталпроводимуюлекарственнуютерапиюэффективной.
Регулярность посещения медицинских специалистов коррелировалас данными опросника Мориски-Грина (r=0,34; p <0,01). Пациенты, регулярнопосещающие врача, лучше соблюдали медицинские рекомендации.Таким образом, оценка когнитивного снижения и своевременное выявлениекогнитивной дисфункции, назначение адекватной терапии может стать одним изспособов, повышающих приверженность к длительной терапии.155ВЫВОДЫ1. В остром периоде полушарного ишемического инсульта наличиепостинсультных когнитивных расстройств по данным шкалы MoCA определялосьу 86,4%. УКР были выявлены у 68,9% больных, деменция – у 17,5%.