Диссертация (1173956), страница 41
Текст из файла (страница 41)
[Электронный ресурс] // URL: uploads/ECHR_Smirnov_v_Russia_07_06_2007.pdf(дата обращения: 22.05.2018).2Постановление ЕСПЧ от 22 декабря 2008 г. «Дело “Алексанян против Российской Федерации” (жалоба№ 46468/06). [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12168013/ (дата обращения: 22.05.2018).3Постановление ЕСПЧ от 5 июля 2012 г. «Дело “Головань против Украины” (жалоба № 41716/06).[Электронный ресурс] // URL: https://precedent.in.ua/2016/02/25/golovan-protyv-ukrayny/ (дата обращения: 05.08.2018).4Постановление ЕСПЧ от 7 октября 2008 г.
«Дело “Мансевчи против Молдовы” (жалоба № 33066/04).[Электронный ресурс] // URL: https://issuu.com/undp_in_europe_cis/docs/central_asia_ru (дата обращения: 05.08.2018).5Пилипенко Ю.С. Научно-практический комментарий к Кодексу профессиональной этикиадвоката. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2016. С. 24.6Закон Азербайджанской Республики № 783-IQ «Об адвокатах и адвокатской деятельности».[Электронный ресурс] // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=10556 (дата обращения: 11.08.2018).187представляет собой, в том числе открытость и известность широкому кругу лицдеятельности адвоката, тогда как соблюдение адвокатской тайны предполагаетконфиденциальный характер как информации, полученной адвокатом отдоверителя, так и соответственно действий, предпринимаемых адвокатом, приоказании юридической помощи доверителю, поэтому принцип гласности нерекомендуется нами для включения в систему принципов адвокатуры ввиду егопротиворечия принципу конфиденциальности.Безусловно, конфиденциальность (соблюдение адвокатской тайны) – этоодно из главных основополагающих начал в деятельности адвоката, которое вбольшинстве стран СНГ (Украине, Беларуси, Грузии, Казахстане, Азербайджане,Киргизии, Узбекистане, Туркменистане – см.
Таблицы 1, 2 и 3 из Приложения А)и в Хартии основополагающих принципов адвоката (пункт f)1 закреплено вкачестве принципа адвокатуры, тогда как в Законе об адвокатуре РФ указанныйпринципотсутствует,законодателя,которуючтоявляется,необходимопонашемуустранитьмнению,инедоработкойвключитьпринципконфиденциальности в предлагаемую нами статью 3.1 Закона об адвокатуре РФ, атакже создать отдельно статью 3.7 «Конфиденциальность»:«Адвокат всеми действиями оберегает адвокатскую тайну, а такжепринимает меры по реализации гарантий, предоставленных государством, вотношении адвокатской тайны.
Обязанность защищать адвокатскую тайну, лежитне только на адвокатах, но и на организационных формах объединенияадвокатуры, которые своими действиями также содействуют защите режимаадвокатской тайны.».1Хартия основополагающих принципов адвокатской деятельности от 19 мая 2016 г., принята на VIПетербургском международном юридическом форуме. [Электронный ресурс] // URL: http://fparf.ru/documents/international_acts/21635/ (дата обращения: 11.08.2018).1884.3.
Принцип соблюдения профессиональной этикиПринцип соблюдения профессиональной этики столь же важен дляадвоката, как и принцип законности. Исследование и обоснование нравственныхначал в деятельности адвоката тем более важно – чем явственнее возрастаетобщественная значимость адвокатуры, тем выше моральные требования,предъявляемые к адвокату – общественному деятелю1.В первом параграфе второй главы мы уже указывали на Кодекспрофессиональной этики адвоката как на основной акт, заключающий в себенормы профессиональной этики.Необходимость принятия КПЭА в первую очередь обусловлена спецификойадвокатской деятельности. Нельзя не согласиться со словами Ю.С.
Пилипенко:«…определяющая цель существования и адвокатуры как корпорации, и каждогоадвоката заключается в служении правосудию и людям. А это невозможно безналичия нравственного начала. Представляется неоспоримым тот факт, чтонравственность в профессии юриста играет не меньшую роль, чем объемправовых знаний и умение применять их на практике»2. Высокая значимостьэтических стандартов в деятельности адвокатов подчеркивается и в ПреамбулеКодекса: «Существование и деятельность адвокатского сообщества невозможныбез соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики, заботыадвокатов о своих чести и достоинстве, а также об авторитете адвокатуры»3.В мировой практике уже давно используются своды профессиональныхправил юристов: к примеру, в первом параграфе второй главы мы говорили оМеждународном кодексе этики 1956 года МАЮ4.1Жамиева P.M. Тактика профессиональной защиты по уголовным делам: автореф. дис.
… канд.юрид. наук.Алматы, 1999. С. 17.2Научно-практический комментарий к Кодексу профессиональной этики адвоката / Ю.С.Пилипенко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2016. С 12.3Кодекс профессиональной этики адвоката, принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января2003 г. [Электронный ресурс] // URL: http://fparf.ru/documents/normative_acts/1059/ (дата обращения: 20.09.2018).4Международный кодекс этики Международной ассоциации юристов, принят в 1956 году.
[Электронныйресурс] // URL: http://www.rospravo.ru/files/sites/5fa10a5f754748c6f46e48645bce0747.pdf (дата обращения: 20.09.2018).189Одна из причин возникновения таких профессиональных кодексов – частаянеспособность законодателя предусмотреть все нюансы конкретного видадеятельности. В связи с этим целесообразным решением стало предоставлениенекоторых дополнительных полномочий на регулирование профессиональногоповедения высококвалифицированным специалистам этих видов деятельности, вответ государство старается свести к минимуму свое участие в образованиинравственных норм, ограничиваясь санкционированием принятия кодексовпрофессиональной этики (как в пункте 2 статьи 4 Закона об адвокатуре1), длятого, чтобы они создавались силами самого общественного объединенияпрофессионалов, показывая его высокий уровень развития и корпоративногосознания.
По справедливому замечанию Т.В. Кашаниной, нормативные решениядействуют должным образом лишь в случае принятия их теми, кто обязуется имповиноваться и кто участвовал в их разработке, т.е. членами коллективакорпорации.Участиекаждогочленаколлективавнормотворчествесвидетельствует о повышении роли человеческого фактора, меры свободы людей,о развитии демократических начал в обществе2. Поэтому особенно важно, чтобыданный Кодекс был разработан и принят непосредственно органами адвокатскогосообщества как института гражданского общества, способного добровольно исамостоятельнонакладыватьнасебядополнительныеобязательстваиответственность за их несоблюдение.Одновременно стоит отметить, что законодатель не лишен права расширитьсуществующие в законе правила осуществления адвокатской деятельности, в томчисле нравственные, а также дополнить Закон об адвокатуре России или инойзакон нормами, конкретизирующими основания и порядок привлечения адвокатовкдисциплинарнойответственности,чтоподтверждаетсяпозициейКонституционного Суда РФ, изложенной в Определении КС РФ от 1 марта 20071Федеральный закон от 31 мая 2002 г.
№ 63-ФЗ (ред. от 2 июня 2016 г.) «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».2Кашанина Т.В. Структура права. М.: Проспект, 2015. С. 485.190года № 293-О-О1 и Определении КС РФ от 24 января 2008 года № 32-О-О2. Болеетого, отдельные положения адвокатской этики уже зафиксированы в Законе обадвокатуре России – обязанность честно, разумно и добросовестно отстаиватьправа и законные интересы доверителя (пункт 1 статьи 7), запрет на принятиепоручения в ряде случаев, а также на отказ от принятой на себя защиты (пункт 4статьи 6) и другие.Поэтому повторимся, что при регулировании общественных отношений всфере адвокатуры государство все же должно выдерживать определенный балансдля того, чтобы не нарушить установленные им принципы адвокатуры и непревратить ее из общественного института в государственный. Ведь еслистановление нравственно-этических обязанностей, контроль выполнения ипривлечения к ответственности за их нарушение, лежали бы исключительно нагосударственных органах, то каждый адвокат фактически стал бы субъектомподконтрольным и потерял свою роль независимого профессиональногосоветника, способного оказать квалифицированную юридическую помощь.Гарантией такого баланса служит прямое указание в законе на предоставлениенеобходимых полномочий по принятию нормативного кодифицированногоэтического акта главному органу, решения которого обязательны для всех членовадвокатского сообщества – Всероссийскому съезду адвокатов (подпункт 2 пункта2 статьи 36 Закона об адвокатуре3).
В этом проявляется взаимосвязь принципакорпоративности с принципом соблюдения профессиональной этики.Однако принцип соблюдения профессиональной этики не исчерпываетсяодним только Кодексом – в него также входит обязательность соблюденияразрабатываемых Комиссией ФПА РФ по этике и стандартам профессиональныхправил, к примеру Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном1Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2007 г. № 293-О-О. [Электронный ресурс] //URL: https://zakonbase.ru/content/base/115616 (дата обращения: 23.09.2018).2Определение Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 г. № 32-О-О. [Электронный ресурс] //URL: http://base.garant.ru/1785775/ (дата обращения: 23.09.2018).3Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ (ред.
от 2 июня 2016 г.) «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».191судопроизводстве1. Нравственные требования к адвокату содержатся и взаконодательных актах, как международных, так и национальных.Более того, данный принцип выходит за рамки законодательства, так как иЗакон об адвокатуре России, и Кодекс, и другие нормативные акты в сфереадвокатуры призваны определить именно критерии допустимого поведенияадвоката с иными участниками общественных отношений в сфере адвокатуры(доверителями, судом, иными адвокатами, правоохранительными органами ит.д.).Но юридически отрегулировать абсолютно любое действие или бездействиеадвоката невозможно. «Общие правила не всегда могут дать конкретные ответына практические повседневные вопросы, возникающие в процессе адвокатскойдеятельности, регламентировать поведение адвоката в каждой отдельно взятойситуации»2, – считает Ю.С.
Пилипенко. Не все отношения поддаются правовомуконтролю. Еще В.С. Соловьев писал: «Право есть низший предел или некоторыйминимум нравственности, равно для всех обязательный»3.ИменнопоэтомуКодекспрофессиональнойэтикивстатье4предусматривает обязанность адвоката сохранять честь и достоинство, присущиеего профессии, и соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции,соответствующие общим принципам нравственности в обществе, в тех случаях,когда вопросы профессиональной этики не урегулированы законодательством обадвокатской деятельности и адвокатуре или КПЭА4. То же самое, на наш взгляд,касается и содержания статьи 12 Кодекса профессиональной этики, согласнокоторой адвокат должен проявлять уважение к суду и лицам, участвующим вделе, так как данная формулировка не конкретизирует должное поведениеадвоката и не устанавливает конкретные императивы для него (ведь неуважение1Стандарт осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, принят VIIIВсероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г.