Диссертация (1173868), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Так, государство при выплате компенсации предприятиюза управление службой общеэкономического значения не может выплатить суммубόльшую,чемзатратынатакоеуправлениесогласнопринципупропорциональности89.Таким образом, принцип пропорциональности обязывает государства-членыпри применении права Европейского Союза принимать такие меры, которые85Case C-265/87 Hermann Schräder HS Kraftfutter GmbH & Co.
KG v Hauptzollamt Gronau, para 21[ECLI:EU:C:1989:303]86Case C-127/92 Dr. Pamela Mary Enderby v Frenchay Health Authority and Secretary of State forHealth, para 27 [ECLI:EU:C:1993:859]87Joined cases 41/79, 121/79 and 796/79 Vittorio Testa, Salvino Maggio and Carmine Vitale vBundesanstalt für Arbeit, para 21 [ECLI:EU:C:1980:163]88Статья 106 (2) ДФЕС89Bovis C. H. “EU Public Procurement Law”, Elgar European Law, 2007, p. 18441являются необходимыми и достаточными для достижения поставленной цели.Известное высказывание «цель оправдывает средство» в этой связи абсолютно неуместно, поскольку не всякое средство будет соответствовать принципупропорциональности, а только то, которое не идет дальше заявленной задачи исвязано с минимальными затратами.Принцип взаимного признания как одно из фундаментальных положенийвнутреннего рынка Европейского Союза имеет важное значение в регулированиигосударственных закупок.
Впервые данный принцип был закреплен в знаковомделе Cassis de Dijon90, где Суд признал, что товары, законно произведенные водном государстве-члене, могут беспрепятственно вводиться на рынок любогодругого государства-члена. Таким образом, государство при проведении торгов невправе отказывать поставщику товаров лишь на том основании, что они несоответствуют национальным требованиям, если они были произведены всоответствии с национальными требованиями государства-члена происхождениятовара.Итак, принцип взаимного признания является одним из базовых начал какпри проведении государственных закупок, так и в праве Европейского Союза вцелом. Он направлен на сближение национальных законодательств государствчленов в тех сферах, где проблематично или невозможно принятие актагармонизации или унификации, путем расценивания национальных требованийодного государства-члена в качестве своих собственных на территории другихгосударств-членов, и наоборот – принятие национальных требований другихгосударств-членов в качестве своих собственных на территории отдельно взятогогосударства-члена.Говоря о регулировании государственных закупок в законодательствеЕвропейского Союза, необходимо помнить, что Директивы применяются не ковсем торгам, а только к тем, которые соответствуют критерию минимальнойстоимости.
Данное положение в праве Европейского Союза получило название de90Case C-120/78[ECLI:EU:C:1979:42]Rewe-ZentralAGv42BundesmonopolverwaltungfürBranntweinminimis. Контракты, стоимость которых ниже установленных в Директиве границ,не подпадают под ее действие. Однако это не значит, что такие принципыгосударственных закупок, как недискриминация, прозрачность, равное обращениене подлежат применению. Минимальная стоимость контрактов, к которымприменимаДиректива2014/24/ЕС91.Онаустанавливаетболеенизкийминимальный барьер по сравнению с предыдущей Директивой 2004/18/ЕС, темсамым расширив действие наднационального регулирования. Так, порог дляконтрактов на поставку товаров или оказание услуг составляет 134 000 евро, еслизаказчиком является центральные органы власти, и 207 000 евро для иныхзаказчиков.
Для выполнения работ минимальная сумма контракта составляет5 186 000 евро.Однако нередки случаи, когда заказчик намеренно разбивает контракт нанесколько, чтобы вывести проведение торгов из-под действия Директивы.Подобные действия со стороны заказчика не будут препятствовать применениюДирективы, если выяснится, что дробление контракта происходило именно сцелью вывести процедуру закупок в национальное регулирование.Итак, принцип de minimis заключается в том, что не все контракты, а толькоте, которые соответствуют критерию минимальной стоимости, подпадет поддействие Директивы Европейского Союза. Если стоимость контракта ниже,процедура закупок будет полностью регулироваться национальным правомгосударства-члена.Принципсправедливостиможнорассматриватькакобобщающееположение для принципов прозрачности, равного обращения и недискриминации.Ни для кого не секрет, что присвоение контракта тому или иномухозяйствующему субъекту будет считаться справедливым только тогда, когда допроцедуры закупок были допущены все заинтересованные предприятия, когда ковсем кандидатам применяется равное обращение, независимо от национальной91Directive 2014/24/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on publicprocurement and repealing Directive 2004/18/EC Text with EEA relevance (OJ L 94, 28.3.2014,p.
65–242)43принадлежности, а выбор победителя торгов основан исключительно наэкономических и технических характеристиках заявки.Таким образом, принцип справедливости является одним из базовыхположений при регулировании государственных закупок в Европейском Союзе,обязывая заказчиков принимать решения объективно, исходя из технических иэкономических параметров заявки.С принципом справедливости неразрывно связан и принцип объективности,который обеспечивается, прежде всего, четким описанием критерия присужденияконтракта, а решение по всем ключевым вопросам принимается на основанииобъективных данных в соответствии с общепринятой профессиональнойпрактикой.
Как отмечал Суд Европейского Союза, объективная и прозрачнаяоценка заявок зависит в полной мере от заказчика, который должен опираться наинформацию и доказательства, представленные участниками тендера, чтобыэффективно оценить, соответствуют ли заявки данных участников критериюприсуждения. Таким образом очевидно, когда заказчик устанавливает критерийприсуждения, указывая, что он не намерен и/или не в состоянии проверитьдостоверность представленной участниками тендера информации, это нарушаетпринцип равного обращения, поскольку такой критерий не гарантируетпрозрачность и объективность тендера92.Таким образом, принцип объективности обязывает заказчиков надлежащимобразомоцениватьзаявкиучастников,исходяизадекватнойоценкипредставленной информации на предмет соответствия заявленному критериюприсуждения контракта.Итак, регулирование государственных закупок в Европейском Союзеосновывается на целом ряде принципов: прозрачности, взаимного признания,недискриминации, равного обращения, пропорциональности, справедливости,объективности, а также принцип государственной власти как заказчикагосударственных закупок и принцип de minimis (минимальной стоимости).92Affaire C-448/01 EVN AG et Wienstrom GmbH contre Republik Österreich, para 50-52[ECLI:EU:C:2003:651]44Многие принципы (в частности, принцип прозрачности, недискриминации,равного обращения) применяются не только при наднациональном регулированиигосударственных закупок, но и на национальном уровне.4.
Основные этапы развития законодательства Европейского Союза огосударственных закупкахПереходя к анализу исторического контекста развития законодательства огосударственных закупках, необходимо вспомнить, что цель наднациональногорегулирования заключается в том, чтобы открыть рынки государственныхзакупок для хозяйствующих субъектов из других государств-членов Союза.Первые нормы, которые хоть как-то регулировали сферу государственныхзакупок в Европейском Союзе, были закреплены в Римском договоре 1957 года (внастоящее время – Договор о функционировании Европейского Союза) в видеобщих принципов.
Среди прочего, Римский договор запрещал государствамчленам дискриминацию по отношению других государств-членов, например,путемсохранениязанациональнымикомпаниямиконтрактов.Будучизакрепленными в учредительном договоре, данные нормы не требовалиимплементации со стороны государств-членов. Однако этих норм-принциповявно было недостаточно для того, чтобы открыть рынки государственныхзакупок.
В частности, на определенном этапе исторического развития, пришлоосознание того, что необходима прозрачная процедура присуждения контракта,котораялишалабызаказчикавозможностискрытькакое-либодискриминационное поведение под «мантией свободы действий». Кроме того,считалось целесообразным принятие специальных положений, позволяющихущемленным участникам торгов защищать свои права. Для обеспечениявышеупомянутого и были приняты на уровне сначала Сообщества, а потом иСоюза, специальные Директивы.1970-е годы: первые наднациональные акты в области государственныхзакупок45Первые Директивы в области государственных закупок были приняты еще в70-х годах пошлого столетия. Основные положения первых Директив не сильноотличаются от современных, ныне действующих.
Основная задача Директивы2004/18/ЕС,авпоследствиииДирективы2014/24/ЕС,заключаласьвконсолидации наднациональных норм, регулирующих государственные закупки,а также в приведении их в соответствие с вызовами времени и потребностямиобщества путем внесения изменений и дополнений. В 1971 году была принятаДиректива 71/305/ЕЭС о координации процедур присуждения государственныхконтрактов на выполнение работ93.
В 1977 году были приняты и закреплены вДирективе 77/62/ЕЭС94 аналогичные нормы, регулирующие контракты напоставку товаров. Уже тогда были заложены базовые начала правовогорегулирования государственных закупок в Европейском Союзе. В частности,Директива 71/305, равно как и Директива 77/62 устанавливала, что уведомление оторгах должно быть распространено на территории всего Сообщества,дискриминационные технические условия не допускаются, а сама процедураторгов, как и присуждение контракта, должны основываться на объективныхпоказателях95.