Диссертация (1173868), страница 22
Текст из файла (страница 22)
13221Dima A. M., Doing Business in Europe: Economic Integration Processes, Policies, and the BusinessEnvironment. Springer, 2018, р. 48104модельных решений; определение потребностей; обмен опытом; разработкавспомогательных мероприятий; помощь в подготовке руководящих документов(пособия, практикумы и иные документы «мягкого права») для облегченияпрактической реализации Директив по защите прав; создание таблицы для болееэффективного мониторинга с показателями по каждому государству-члену(первая такая таблица должна быть опубликована в 2018 году).Общественное мнение также не остается незамеченным. В 2015 годуЕвропейскаякомиссияпровелаочередныеконсультациисразличнымизаинтересованными сторонами, в том числе с заказчиками, хозяйствующимисубъектами, органами по рассмотрению споров и судами, практикующимиюристами и академическими кругами.
Общий фон комментариев подтверждает,что Директивы о средствах правовой защиты оказывают положительное влияниена процесс государственных закупок и обеспечивают эффективный способбыстрого реагирования при наличии предполагаемого нарушения правилгосударственных закупок ЕС. Заинтересованные стороны отметили периодбездействия и приостановку процедуры присуждения контракта как наиболееполезные элементы Директив.Таким образом, Директивы о средствах правовой защиты при присуждениигосударственных контрактов играют не менее важную роль, чем директивы,закрепляющие порядок проведения государственных закупок. Ведь именномеханизм защиты позволяет добиться от всех участников тендера соблюденияправил и процедур, которые открывают рынок государственных закупок длявнутреннего рынка ЕС.3.
Особенности правового регулирования государственных закупок вобласти обороны и безопасностиГосударственные закупки, как круг общественных отношений, сами по себеявляются весьма «чувствительной» темой для государств в процессе интеграции иформированияединогоэкономическогопространства.Нокудаболеечувствительной областью являются государственные закупки, направленные на105удовлетворение потребностей государств в сфере обороны и безопасности, чтонеудивительно: какое государство захочет ставить собственную безопасность, атакже безопасность своих граждан в прямую или косвенную зависимость отиностранных поставщиков, которые, к тому же, могут быть связаны спотенциально враждующим государством.По данным статистической службы Европейского Союза (Евростат),совокупные расходы государств-членов Европейского Союза на оборонусоставляют около 200 миллиардов евро, или примерно 1,5% от общего объемаВВП222.
При этом чуть больше половины этой суммы уходит как раз нагосударственные закупки: либо на закупки нового оборудования (около 30миллиардов евро), либо на обслуживание текущего оборудование (около 80миллиардов евро)223.В начале 2000-х годов Европейская комиссия всерьез задумалась о том,чтобы выработать особый механизм регулирования государственных закупок вобласти безопасности и обороны. Поскольку в отличие, например, от сферытранспорта или энергетики не существовало отдельной директивы длягосударственных закупок в области обороны и безопасности, к даннымотношениям применялась «базовая» директива о государственных закупках.Однако применение «базовой» директивы ограничивалось ст. 346 ДФЕС (на тотмомент статья 296), которая предусматривает право каждого государства-членаЕвропейского Союза принимать меры, признанные им необходимыми для защитысущественных интересов своей безопасности, которые связаны с производствоморужия, боеприпасов и военных материалов или с торговлей ими.
Однако этимеры не должны искажать условия конкуренции на внутреннем рынке вотношении продукции, не предназначенной для специфически военных целей.Суд Европейского Союза отмечал, что применение статьи 346 ДФЕС ограничено222Government expenditure on defence – Statistics explained // с официального сайте Евростат(http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Government_expenditure_on_defence)223Commission staff working document.
Accompanying document to the InterpretativeCommunication on the application of Article 296 of the Treaty in the field of defence procurement(Impact assessment summary). Brussels, 7.12.2006, SEC(2006) 1555106исключительными и четко определенными случаями, а широкое толкованиенормы недопустимо224. На практике же многие государства-члены ЕвропейскогоСоюза практически автоматически исключали из-под действия права ЕС любыеконтракты, которые по их усмотрению так или иначе связаны с обороной илибезопасностью.Причин для такого поведения государств несколько. Во-первых, не совсембыло понятно, что же именно можно рассматривать в качестве «существенныхинтересов своей безопасности», поскольку отсутствовало легальное определениеданного явления.
Во-вторых, перечень военных материалов, к которому отсылаетпараграф 2 статьи 346 ДФЕС, был утвержден в 1958 году225 и с тех пор ни разу небыл пересмотрен или уточнен, а его публикация состоялась лишь во второйполовине 2000-х годов. В-третьих, развитие новых технологий наряду споявлением товаров двойного назначения постепенно смывали четкую граньмежду военными товарами и невоенными товарами, что еще больше затруднялоприменение концепции «существенных интересов своей безопасности». Наконец,на тот момент новая «базовая» директива о государственных закупках(2004/18/ЕС) не учитывала в полной мере все особенности государственныхзакупок в области обороны и безопасности, а значит не подходила длярегулирования проведения тендеров по многим контрактам, что и вынуждалогосударства нередко прибегать к статье 346 ДФЕС.В Зеленой книге226 Европейская комиссия отметила, в частности,следующие отличительные черты государственных закупок в области обороны ибезопасности.Во-первых, государства сохраняют за собой доминирующую роль, по сутиявляясь единственными законными в полном смысле этого слова потребителямивооружений.
Безусловно, есть «черный» рынок вооружений, где есть свои игроки224Case С-414/97 Commission of the European Communities v Kingdom of Spain, para 21[ECLI:EU:C:1999:417]225Council Decision 255/58 of 15 April 1958 (с официального сайта Совета Европейского Союза –http://register.consilium.europa.eu/doc/srv?l=EN&f=ST%2014538%202008%20REV%204)226Green Paper «Defence procurement». Commission of the European Communities, Brussels,23.09.2004, COM(2004)608 final107и свои правила торговли, но он располагается вне правового поля. Статус частныхвоенных компаний (ЧВК) в разных странах определен по-разному, единогоподхода к их деятельности также не существует. Объем вооружения, законнонаходящегося во владении частных лиц (например, для самообороны или охоты)настолько незначителен в сравнении с государственными объемами, что имможно пренебречь.
Кроме того, государство является, как правило, основнымисточником финансирования и двигателемразвития технологий в военной иоборонной промышленности, определяя, среди прочего, и уровень конкуренции вдолгосрочной перспективе. Также государство играет немаловажную роль врегулировании отрасли вооружений, начиная с выдачи разрешений на торговлювооружениями и заканчивая долей участия государства в соответствующихпредприятиях227.Во-вторых, государственные заказы в области обороны и безопасноститребуют надежных и бесперебойных поставок на протяжении всего жизненногоцикла продукции, с момента создания проекта и до выведения из числавооружений и обмундирования.
С учетом этой особенности государства могутпосчитатьнеобходимымсозданиесистемыгарантийприреализациигосударственных контрактов.В-третьих, государственные закупки в области обороны и безопасноститребуютсоблюденияповышенныхтребованийконфиденциальностиинеразглашения. Поскольку одной из основных задач государства в военной сфереявляется достижение преимущества над предполагаемым противником, любаяинформация или технология, которая позволяет добиться такого преимущества,должна строго охраняться, в том числе и при проведении государственныхзакупок.В результате произвольного применения статьи 346 ДФЕС, а также ввидуотсутствия регулирования, которое учитывало бы особенности проведения227Commission staff working document Accompanying document to the InterpretativeCommunication on the application of Article 296 of the Treaty in the field of defence procurement.Impact assessment // Commission of the European Communities, Brussels, 7.12.2006, SEC(2006)1554108государственных закупок для нужд безопасности и обороны, складываласьдовольно разная практика государств-членов.